Папки-передвижки

Картотека музыкально-речевых игр

Виктория Нагорная
Картотека музыкально-речевых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека музыкально-речевых игр

В подборке речевых игр, попевок, мною была использована методика Карла Орфа, Т. Э. Тютюнниковой. Детям очень нравятся игры со звуками, звучащими жестами, с палочками, орешками. Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи.

Публикация «Картотека музыкально-речевых игр» размещена в разделах

Речевые игры незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритмичное декламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создает основу для творчества.

Речевые упражнения и игры представляют собой очень эффективную форму творческой работы с детьми.

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух ребенка развивается в тесной связи со слухом речевым. Из своего самого первого опыта дети черпают и учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.

Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. Ее можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах удачно могут сочетаться речь, музыка, «звучащие» жесты, движение, звукоподражание.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

Цель: развитие творческого начала ребенка, создание атмосферы радости. Задачи:

Образовательные: формирование чувства ритма, интонационного слуха, творческих способностей, навыков инструментального сопровождения речи.

Развивающие: развивать эмоциональную сферу ребенка, музыкальный вкус, интонационно выразительную речь, мелкую моторику рук, двигательные, тактильные, слуховые ощущения.

Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма, приобщать к миру музыки.

«Мышки». Театрализованная сценка.

Вышли мышки как-то раз, ш-ш;

Поглядеть, который час: ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш. Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон: Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т. д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири. Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия. Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут

немузыкальные предметы : сковорода, крышка от кастрюли и т. д.

«Колокольцы-бубенцы» русская народная песня.

Колокольцы-бубенцы, раззвонились удальцы. Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон?

Выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

«Работники»

Катя и Мишенька встали с утра Сразу у них закипели дела:

Кошку помыть и постричь воротник, Катя успела и брат озорник.

Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно

рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.

«Фокус-покус»

Фокус покус, трали-вали, Едет мышь на самосвале

Ты чего же это, мышь, Сверху вниз на нас глядишь? Кыш! Кыш! Кыш!

Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет такой: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например, бубном.

«Что бывает выше неба?» Речевое музицирование. 1-й вариант:

Сопровождать речь прохлопыванием ритма.

Что бывает выше неба7

Я не знаю, я там не был.

Но зато отлично знаю

Выше звезд и выше неба Наши спутники летают. Вот! 2-й вариант:

Дети музицируют на инструментах.

Картотека музыкально- речевых игр с палочками.

Игры с палочками – развивают внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

Скачите, палочки.

Вы скачите, палочки – стучать палочками по полу по очереди

Как солнечные зайчики

Прыг- прыг - стучать двумя палочками одновременно Скок- скок

Прискакали на лужок – стучать палочкой о палочку

Правой ножкой топ-топ – правой палочкой стучать по полу Левой ножкой топ-топ – левой палочкой стучать по полу На головку сели – поставить «рожки» на головку

Ножки

Педагог спрашивает, дети отвечают, повторяя движения

Ножки, ножки, вы шагали? – по очереди стучать палочками по полу.

- Мы шагали, мы шагали!

Ножки, ножки, вы бежали? – по очереди быстро стучать палочками по полу

- Мы бежали, мы бежали!

Ножки, ножки, вы стучали? – стучать палочкой о палочку

- Мы стучали, мы стучали!

Ножки, ножки, вы плясали? – стучать «шляпками» друг о друга

- Мы плясали, мы плясали!

Ножки, ножки, вы устали? – катать палочки по полу ладонями

- Мы устали, мы устали!

Ножки, ножки, отдыхали? – положить руки с палочками под щечку - Отдыхали, отдыхали!

И опять все начинали!

«Веселые палочки»

Дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки (клавесы).

Звучит музыка «Кукушка» Н. Варламова.

Дети отстукивают ритм вначале по коленям, кулачками, щелчками, берут клавесы, р следующему ребенку, игра продолжается по кругу.

Гвоздь и молоток.

Гвоздь и молоток – показать палочку в правой руке, потом в левой Построили мосток – стучать палочками друг о друга

Мы по мостику пойдем – стучать по очереди палочками по полу И друзей себе найдем. – стучать «шляпками» друг о друга. Помидор.

Толстопузый помидор – перекладывать палочки поочередно через одну на полу Перелез через забор.

Как веселый красный шар – вращать палочки (рука около руки)

Покатился на базар.

Обежал за рядом ряд – стучать по очереди палочками по полу с лева направо На ходу надел халат – стучать палочкой о палочку

Подал звонкий голосок – стучать «шляпками» палочек

Продаю томатный сок! – стучать одновременно двумя палочками по полу Рыбка

Рыбка, рыбка – вот червяк – передавать палочки с ударом об пол Откуси хоть чуточку

Не проси меня, рыбак,

Попадусь на удочку.

Рак.

Про меня говорят, – ударять палочками об пол четвертными Будто пячусь я назад. – ударять палочками об пол восьмыми Не назад, а вперед – ударять палочками об пол четвертными

Только задом наперед. – ударять палочками об пол восьмыми «Ливень» сл. М. Новиковой

Капля раз, капля два, капли медленно сперва.

Не спеша, не торопясь, песня эта началась.

Дети берут палочки, и вместе с педагогом продолжают озвучивать

стихотворение, в котором отражен весь «сюжет» летнего дождя:

Но вот пошел сильней

И закапал веселей:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап! Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап! Ливень, ливень, ливень, ливень, Ливень льет как из ведра! Ливень, ливень, ливень, ливень, Перестать тебе пора!

Дети могут исполнять ритм стихотворения на перевернутой

коробочке от йогурта, палочками для металлофона по ковру и т. п. ливень можно изобразить на более ярких по звуку инструментах – коробочке, барабане, тарелке. Ребята в этой модели

знакомятся с ускорением темпа и усилением динамики, которые здесь тесно связаны. (Тютюнникова Т. Э. «Бим-бам-бом!», с. 58)

Картотека музыкально- речевых игр со звучащими жестами. 1 «Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)

Веселится детвора!

(Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп

(Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.

(Хлопки)

Дождик, нас не поливай,

(грозят пальцем)

А скорее догоняй!

(Убегают от дождика)

2 «Семейка Ермолая» русская народная потешка.

Как у деда Ермолая вся семейка небольшая: только сам да сама, Только кум да кума. Да два сына с усами, да две дочери с косами.

Да две внучки на печи уплетают калачи.

Дети сидят на ковре на полу, ноги прямые, сначала выполняют шлепки по своим ногам двумя руками, затем разводят руки в стороны и выполняют шлепки по ногам соседа справа и слева, пропевая текст.

3 «Тра-та-та» Русская народная потешка.

Тра-та-та, тра-та-та! Вышла кошка за кота! За кота-котовича? За Петра-Петровича.

Он усат, полосат, в ушах кисточки висят, Ну, не кот, а просто-клад!

Дети с педагогом придумывают звучащие жесты.

4 «Снег»

Как на горке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

И на ёлке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

А под снегом спит медведь

Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!

Произносят шёпотом, указательный палец к губам. Можно в качестве музыкальной озвучки «хрустящего

снега» использовать мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише. Как бы человек уходит.

5 «Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Обезьяна на печи. Шлепки по коленям Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Поиграть я с ней хочу. Притопы Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.

6 «Солнышко»

Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки) Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут, (Притопы)

По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками)

7 «Листопад»

Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошку о ладошку) И летят, летят, летят! (Качают руками) Матрешки и Петрушка

Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди!

Тук – тук, туки – тук,

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или

полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети перебирают струны цитры или арфы. Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур! Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет – Оркестр посудный тотчас запоет: Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам. Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!

8 «Зимушка-зима» Т. Боровик

Ах ты, Зимушка-зима, (Пружинка с поворотами, руки на поясе). Белоснежная была, (Притопы ногами в ритме фразы)

Белоснежная была, (Шлепки по бедрам в ритме фразы)

Все дорожки замела. (Качают внизу руками вправо-влево, показывая

дорожку)

Морозы трескучие, (Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют

себя по плечам в ритме фразы)

А снега сыпучие, (Сверху-вниз махи кистями рук)

Ветры завьюжные, (Качание рук над головой)

И метели дружные. («Моталочка» через верх вправо-влево)

9 Игра

хлоп - хлопок в ладоши

топ - топнуть ногой (ногами)

бом - удары ладонью по грудной косточке

шлеп - удары ладонью по коленям

шлип - удары ладонью по внешней стороне бедра

дети выполняют звучащие жесты с речевой поддержкой в нечетных размерах: 3/4, 5/4, 7/4, 9/4. Все движения выполняются четвертями, каждое движение повторяется по 4 раза.

хлоп-бом-бом (3/4) - 4 раза

хлоп-бом-бом-шлеп-шлеп (5/4) - 4раза хлоп-бом-бом-шлеп-шлеп-шлип-шлип (7/4) - 4 раза хлоп-бом-бом-шлеп-шлеп-шлип-шлип-топ-топ (9/4) - 4 раза

Выполняя звучащие жесты с их наслоением, ребенок как-бы спускается вниз, начиная выполнять движения от груди и заканчивая пяточками. Хорошо развивает координацию.

Также из таких звучащих цепочек можно делать комбинации: Например: 5/4+3/4= хлоп-бом-бом-шлеп-шлеп+хлоп-бом-бом

Варианты комбинаций: 5/4+3/4 (возможная подтекстовка - апельсин- груша-мандарин); 3/4+3/4+5/4 (возможная подтекстовка - кошечка-белочка-

заинька-козлик); 7/4+3/4 (возможная подтекстовка - яблоко-груша-слива- виноград) и т. п.

10 «Тюшки – тютюшки»

Педагог декламирует речевой зачин, а затем сначала вместе с детьми, а потом и дети самостоятельно, исполняет ритмы с одновременным их слоговым проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах и т. д.

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки! Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!

Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки! Шлёп-шлёп-шлеп! Шлё-пы-шлё- пы-шлёп!

Тюшки-тютюшки, хлопушки-шлепушки!. сделай топотушки!

. сделаем щелкушки! И т. д.

«Взял- отдал»

Музыкально-ритмическая игра с орехами

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и

передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

Речевая импровизационная игра со звучащими жестами. «Волшебные булки»

Дети и педагог стоят в кругу.

Раз, два-(хлопок вправо, хлопок влево)

Всем, привет-(3хлопка перед собой)

Побежали, прибежали дружно все в буфет (мелким шагом все бегут в круг, хлопок)

Посмотреть назад идем-(идут назад, прохлопывая слоги) Булки-(2 тарелочки)

Все жуем (3 притопа)

С клубникой, с капустой. Дети и педагог импровизируют текст, придумывая волшебные пирожки: «А у меня с черешней, а у меня с песочком., говорят это, когда встречаются, ходят врассыпную, делая 2 хлопка и разводя руки.

Что же за булки?

Волшебные булки, странные булки, все у нас-(идут в круг, прохлопывая ритмослоги)

«Катилась мандаринка»

Дети и педагог стоят в кругу и говорят:

Школа-это супер, (2 шлепка по коленям, выставить 2 руки вперед, подняв большие пальцы)

Школа-это класс! (те же движения)

Школа-это супер (ребенок, который исполняет роль «мандаринки», бегает «змейкой» между детьми, выполняя «вертушку» руками и проговаривая: «Катилась мандаринка»)

Школа-это класс! «Мандаринка» останавливается в центре круга. «Ты кто?» (спрашивают дети, показывая на нее руками)

«Я Иринка»-(отвечает «мандаринка», подняв две руки вверх) «О-о-о!»- отвечают дети, подняв указательный палец вверх.

«Катилась мандаринка, по имени Иринка»-(выполняют «вертушку» руками, мандаринка ходит между ними «змейкой»)- повторить слова и движения 2 раза. «Мандаринка» останавливается.

«Ты в школу ходила?»-(спрашивают все, наклоняясь к ней и показывая руками на нее)

«В школу не ходила»-отвечает «мандаринка»

«Уроки не учила?»-так же спрашивают.

«Уроки не учила»- (отвечает «мандаринка»)

«Катилась мандаринка по имени Иринка-(мандаринка снова «катится» Уроки не учила, и двойку получила-(останавливается лицом к зрителям)

«Уроки не учила, и двойку получила, - (выполняют шлепки по ногам, слегка наклонившись к мандаринке, слова говорят сначала тихо, затем громче, еще громче,

И двойку получила, и двойку получила- (еще громче) «А-а-а-а»- говорят высоким голосом, схватившись за голову.

Игра с фонемами и звучащими жестами.

Для пробуждения фантазии и введение в игру детям рассказывается история о фантастических существах - Цигали, Бугали и Ца. Педагог показывает, как они могут двигаться и интонирует их имена (например, «Цигали» - произносит в верхнем регистре, пискляво, «Бугали» - утрированно, низким голосом, «Ца» - в среднем регистре, коротко, утрированно). Затем, стоя в кругу, все по очереди пробуют быть этими существами, (передавая по-своему образы голосом, движениями, интонацией).

Ход игры.

1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу:

описание движений:

цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке

бугали - удар двумя ладошками по коленям

ца - хлопок в ладоши

комбинация движений:

цигали-цигали, ца-ца

бугали-бугали, ца-ца

цигали, ца

бугали, ца

цигали,

бугали,

ца

2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к

другу, но повернувшись боком в круг.

комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети

делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.

«Имена»

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван Забрались с ногами на диван. Лёша и Петя, Натали и Глеб

Уплетают свежий белый хлеб.

Уплетают вместе белый хлеб.

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса

самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагает детям декламировать текст по- разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

Публикации по теме:

Картотека музыкально-дидактических игрКартотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Картотека музыкально-дидактических игр для подготовительной к школе группы Игры на восприятие музыки. НАШИ ПЕСНИ. Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи.

Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы Игры на развитие чувства ритма. УЧИТЕСЬ ТАНЦЕВАТЬ. Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: Дети сидят.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы Учим различать тембровую окраску. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Картотека музыкально-дидактических игр «Дома и домики»Картотека музыкально-дидактических игр «Дома и домики» Картотека музыкально-дидактических игр по теме «Дома и домики» 1. «Что делают в домике?» Задачи: - Способствовать закреплению умения дошкольников.

Картотека музыкально-образных игрКартотека музыкально-образных игр Картотека музыкально-образных игр 1. «Осенняя прогулка»Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами, 2.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека музыкально-речевых игр
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 18:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека музыкально-речевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Нагорная (УИ 1031260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД