МААМ-картинки

Картотека опытов и экспериментов

Наталья Шардакова
Картотека опытов и экспериментов
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека опытов и экспериментов.

«Воздух прозрачный»

Ход исследования. Спросить детей, есть ли в комнате что-нибудь прозрачное. Обратить внимание на стекла в окне. Вот какие чистые окна, через них все видно – и деревья, и дома на улице. Значит, через прозрачные предметы все видно. А что еще в комнате невидимое, прозрачное? Чем мы дышим? В комнате есть невидимый прозрачный воздух. Поэтому мы видим и столы, и стулья, и друг друга. А можно ли увидеть сам воздух? Раздать детям прозрачные стаканчики. Есть ли что-нибудь внутри них? Перед каждым ребенком поставить емкость с водой. Переворачивайте стаканчики и медленно опускайте их в воду, стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Публикация «Картотека опытов и экспериментов» размещена в разделах

Вывод. В стакане есть воздух, который не пускает воду внутрь стакана.

Связь с повседневной жизнью. Внутри многих предметов, которые кажутся нам пустыми, на самом деле находится воздух.

«Пузырьки в воде»

Ход исследования. Спросить детей, кто из них пил коктейль через трубочку? А кто дул в трубочку, когда пил коктейль? Что при этом происходило? Предложить детям подуть в стакан с водой через пластиковую трубочку. Что происходит? Что за пузырьки появляются в воде? Откуда они берутся? Может быть, они «прятались» в трубочке?

Вывод. Когда мы дуем в трубочку, воздух из наших лёгких попадает в воду. Там появляются пузырьки.

Связь с повседневной жизнью. Внутри человека - воздух. Когда человек выдыхает, воздух выходит наружу. Когда мы ныряем в озере или реке и выдыхаем, в воде тоже появляются пузырьки. Так мы можем увидеть воздух.

«Что у мыльного пузыря внутри»

Ход исследования. Приготовить мыльный раствор для мыльных пузырей. Спросить, кто из детей пускал мыльные пузыри? Что находится внутри у таких пузырей? (Нередко дети утверждают, что внутри мыльных пузырей находится мыло.) Почему они такие легкие и летающие? Что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось мыло? Дети дуют на мыльные пузыри. Что остается от мыльного пузыря, когда он лопается?

Вывод. Внутри мыльных пузырей находится воздух, поэтому они легко поднимаются, летают и передвигаются, когда мы на них дуем. Когда мыльный пузырь лопается, воздух выходит наружу. Поскольку воздух невидим, нам кажется, что пузырь полностью исчезает.

«Почему шарик называют воздушным»

Ход исследования. Раздать детям воздушные шарики. Спросить, что находится внутри шарика? Как надуваем шарики? Надуйте шарики? (Дети надувают.) Надувая шарик, мы «ловим» воздух и «запираем» его внутри шарика. Воздух, который был внутри нас, переходит в шарик. Если шарик надуть сильно, он может лопнуть. Почему? Весь воздух в нем не поместится.

Вывод. Внутри воздушных шариков находится воздух или специальный газ. Поэтому воздушные шары лёгкие и могут подниматься высоко в небо.

Связь с повседневной жизнью. Есть специальные большие воздушные шары на которых летают туристы. На воздушных шарах запускают в небо различные приборы, например для определения погоды.

«Почему сдувается шарик»

Ход исследования. Что произойдет, если шарик сдуть? Давайте выпустим воздух из шарика. Раздается ли при этом какой-нибудь звук? Подставьте ладошку под струю воздуха. Что чувствуете? Положите шарик на стол и откройте его отверстие. Воздух из шарика выходит очень быстро и толкает шарик в другую сторону, из-за чего шарик двигается. Если мы отпустим такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Вывод. Внутри надутого шарика находится воздух. Если в шарике есть дырочка, воздух из него выходит. Шарик сдувается. Воздух, который выходит из шарика, толкает его и даже продвигает вперед. Когда воздух выходит из шарика, раздается шипение.

Связь с повседневной жизнью. Велосипедные шины и надувные матрасы накачивают насосом. Воздух помогает нам сушить руки после мытья.

«Как поймать воздух»

Ход исследования. Можно ли поймать воздух? Детям раздаются полиэтиленовые пакеты. Пусть дети помашут открытым пакетом. Что происходит с пакетом? Он надувается. Быстро закрутите нижнюю часть пакета, чтобы воздух не вышел. Рассмотрите пакет. Пакет стал больше, он надулся, как шарик. Почему нам кажется, что внутри пакета ничего нет? Потому что воздух прозрачный. Он лёгкий или прозрачный? Попробуйте подбросить пакет в воздух. Сожмите пакет в руках, что вы при этом чувствуете. Пакет сжимается, а когда мы отпускаем его – разжимается, как пружина, потому что воздух упругий.

Вывод. Воздух упругий его можно поймать с помощью полиэтиленового пакета.

Связь с повседневной жизнью. Надувные игрушки. Прыгая на надувном батуте, дети чувствуют, какой воздух упругий.

«Почему движется бумага»

Ход исследования. Положить на стол небольшой листочек бумаги и помахать возле него развернутой книгой. Листочек отлетает в сторону. Почему?

Вывод. Между листком бумаги и книгой находится воздух. Когда мы машем книгой, то заставляем его передвигаться, а воздух в свою очередь сдвигает бумагу. Ветер – это движение воздуха, поэтому листок бумаги отлетает в сторону.

Связь с повседневной жизнью. Вокруг нас воздух, хотя мы его и не видим. Быстро листая книгу, мы чувствуем легкое движение воздуха.

«Пёрышко над батареей»

Ход исследования. Взять лёгкое пёрышко и положить его на батарею. Что с ним происходит?

Вывод. Пёрышко поднимается, потому что над батареей тёплый воздух. Он легче холодного и поэтому поднимается, а с ним – и пёрышко.

Связь с повседневной жизнью. Попробовать повторить этот опыт в разных местах помещения.

«Есть ли у воды цвет, вкус и запах»

«Вода прозрачная».

Ход исследования. Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить палочки (ложечки). В каком из стаканов они видны, а в каком нет?

Вывод. Молоко и вода – жидкость. Вода прозрачная, а молоко нет.

«У воды нет цвета»

Ход исследования. Растворить в прозрачных ёмкостях с водой акварельные краски разного цвета, а в один стакан – водопроводную воду. Сравнить жидкости по цвету. Есть ли у воды цвет?

Вывод. У воды нет цвета. Она бесцветна.

«Есть ли у воды вкус»

Ход исследования. Предложить детям попробовать кипяченую воду через трубочку. Есть ли у нее вкус? Для сравнения попробовать молоко и сок.

Вывод. У воды нет вкуса.

«Есть ли у воды запах»

Ход исследования. Поставить перед детьми стаканчики с водой. Предложить детям понюхать воду и ответить на вопрос, чем она пахнет.

Вывод. У воды нет запаха.

«У жидкой воды нет формы»

Ход исследования. Детям предлагается взять стаканчик с прозрачной водой и разлить в емкости разной формы. Вода разливается в емкости разной формы. Затем выливается обратно в стакан.

Вывод. Вода принимает ту форму, в какую мы ее наливаем. Жидкая вода не имеет формы.

«Вода – растворитель»

Ход исследования. Возьмите два стакана с водой. В один дети положат обычный речной песок и попробуют размешать его, растворить. Что получается? Растворился песок или нет? Ответы детей. Возьмем другой стакан и положим в него ложечку сахарного песка, помешаем, что теперь произошло? В каком из стаканов песок растворился? Ответы детей. Напоминаем детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

Вывод. Одни вещества растворяются в воде, другие нет.

«Вода бывает теплой, холодной и горячей»

Ход исследования. Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть дети пальчиком попробуют воду и определят, какая самая холодная и самая теплая. Если дети знакомы с термометром, измерить температуру воды с помощью этого прибора.

Вывод. Вода бывает тёплой, холодной, горячей. Учёные говорят, что у воды бывает разная температура.

Связь с повседневной жизнью. В водоёмах вода бывает разной температуры, и значит, в них обитают разные растения и животные.

«Путешествие капельки»

Ход исследования. Взять прозрачный стакан. Накрыть его кусочком ткани, пропускающим воду. Закрепить резинкой или ленточкой по краям. Ткань должна провисать в середине, чтобы выдержать тяжесть небольшой сосульки. Положить на марлю кусочек сосульки и начать наблюдение. Поставить посуду со льдом в тёплое место, например на солнечное окошко, под которым находится батарея. Что происходит с сосулькой? Пусть дети сами объяснят, почему она уменьшается. Откуда на дне стакана появляется вода? После того как сосулька растает полностью, подчеркните, что вода была твёрдой, а стала жидкой. Отметить, сколько воды осталось в стакане. Продолжать исследования до тех пор, пока вода не исчезает.

Вывод. Сосулька растаяла, в баночке появилась вода. Пригрело солнышко, и вода исчезла, испарилась. Капельки снова «отправились в путешествие».

Связь с повседневной жизнью. Опыт иллюстрирует круговорот воды в природе.

«Куда исчезает вода»

Ход исследования. Каждому ребенку выделяется небольшая ёмкость, в которую наливается вода. Спросить, что произойдет с этой водой через некоторое время. Оставить мисочки с водой в тёплом месте на несколько дней. Какие изменения происходят с водой? Наблюдения ведутся до тех пор, пока вода не испарится. Каждый раз во время наблюдений спрашивать детей, уменьшилось ли количество воды. Если жидкость подкрасить, следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды. Обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться?

Вывод. В тепле капельки воды испаряются.

Связь с повседневной жизнью. Опыт иллюстрирует круговорот воды в природе.

«Что такое гейзер»

Ход исследования. Взять бутылку газированной или минеральной воды. Пусть каждый ребенок по очереди потрясет закрытую бутылку и взболтает в ней воду. Открыть бутылку. Вода вытекает по стенкам бутылки и «шипит». Вот так же и с пузырьками: из гейзера тоже вытекает вода, только очень горячая.

Вывод. Гейзер – это природный фонтан очень горячей воды. Когда он бьёт из-под земли, появляются клубы пара.

«Цветные льдинки»

Ход исследования. Растворить в баночках с водой разные краски и поставить все ёмкости на мороз.

Вывод. Краски растворяются в воде. На морозе вода замерзает, и получаются цветные льдинки.

Связь с повседневной жизнью. Получившиеся льдинки можно использовать для игр или зимних украшений новогодней ёлки.

«Лёд легче воды»

Ход исследования. Перед детьми ставят стаканчики с водой, на тарелочках лежат кусочки льда. Спросить детей, что будет, если поместить кубик льда в стаканчик с водой. Опустить в ёмкость с водой кусочки льда. Тонет лёд или плавает? Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдет.

Вывод. Лёд легче воды, поэтому он не тонет. Со временем лёд в воде растает.

«Лёд и варежка»

Ход исследования. На прогулке предложить детям снять одну варежку, взять в обе руки по кусочку льда или снега и понаблюдать за тем, что происходит. В какой руке лёд (снег) тает быстрее? Почему так происходит?

Вывод. Рука без варежки более тёплая, поэтому в ней лёд (снег) тает быстрее.

«Снег в теплой воде»

Ход исследования. Взять два стакана с одинаково теплой водой. Пусть дети попробуют её пальчиком. Положить в один из стаканчиков немного снега и понаблюдать за изменением температуры. Что происходит со снегом? Куда он исчез? Почему вода в одном из стаканов стала холодной?

Вывод. Снег в теплой воде тает. Тёплая вода остывает, становится холоднее.

«Греет ли снег»

Ход исследования. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (укрывают их снегом). Спросить детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет.) Почему? (В рыхлом снеге много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки теплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода теплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

«Как получить из снега воду?»

Ход исследования. Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпать и утрамбовывать, чтобы как можно больше вошло. Взвесить эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внести формочки со снегом в тепло. Продолжать наблюдать. Что произошло со снегом? Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды? Вывод: Снег тает в тепле и превращается в воду. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды.

«Какой снег тает быстрее»

Ход исследования. Набрать два стакана снега. Снег в одном стакане хорошо утрамбовать. Оба стакана оставить на столе на некоторое время. В результате, когда в стакане с пушистым снегом осталась только вода, во втором стакане всё ещё будет лежать комочек мокрого снега.

Вывод. В рыхлом снеге содержится много воздуха, который по своей сути является газом. Газ нагревается быстрее и соответственно передаёт это тепло отдельным снежинкам, которые и превращаются в воду. В плотном снеге воздуха мало, поэтому тает он медленнее.

«Притягивание к магниту через предметы»

Ход исследования. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее? Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло. На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Вывод. Магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

«Яйцо в бутылке»

Ход исследования. Заранее сварить яйцо, охладите его и аккуратно удалить скорлупу. Вскипятить воду.

Ребята, можно ли засунуть яйцо в бутылку, не разбив ни бутылки, ни яйца? Можно, если оно перепелиное. Но мы попробуем проделать это с обычным яйцом. Для этого мы смажем горлышко бутылки подсолнечным маслом, ополоснем бутылку горячей водой, выльем ее и поставим яйцо на горлышко нашей бутылки. А теперь понаблюдаем! (все действия с горячей водой воспитатель проделывает самостоятельно, вдали от детей) Что же происходит? При нагревании воздух расширяется. Поместив яйцо на горлышко, мы перекрываем поступление кислорода. Ёмкость начинает остывать. При остывании воздух как бы сжимается, затягивая внутрь предмет, препятствующий проникновению кислорода. Пониженное давление изнутри и обычное атмосферное давление снаружи действуют сообща и заталкивают яйцо в бутылку. За счет своей эластичности оно проскакивает через узкое горлышко.

«Яйцеглотатель»

Ход исследования. Положить в бутылку бумажку и поджечь её. Сверху на горлышко положить крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосёт внутрь.

Вывод. При горении воздух в бутылке разрежается и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.

«Вулкан»

Ход исследования. В отдельной чашке хорошенько размешать одну чайную ложку сухих дрожжей в двух столовых ложках теплой воды. Налить в бутылку 6%перекиси водорода, несколько капель жидкого мыла, добавить пищевой краситель, всё перемешать. Поставить бутылку на поднос или блюдо. Влить аккуратно содержимое чашки и наблюдать.

Вывод. Перекись водорода под воздействием дрожжей быстро стала разделяться на воду и кислород, который стал надувать шарики в мыльной пене и увеличивать объём.

«Кувшинки»

Ход исследования. Вырезать из листа бумаги цветок с 8 лепестками. Закрутить каждый лепесток к центру цветка. Положить скрученный цветок в тазик с водой. Он раскроется, как настоящий.

Вывод. Бумага в воде намокает, лепестки становятся тяжелее и опускаются вниз.

«Снежные цветы»

Ход исследования. В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах. Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Публикации по теме:

Конспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группыКонспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группы День науки в России. Конспект день опытов и экспериментов для детей 2мл. гр. Дети очень любят экспериментировать исследовать вызывает у.

Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка.

Картотека опытов и экспериментов с почвой на прогулке для детей 5–7 лет Тема: «Почва» 1. Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Картотека опытов и экспериментов в зимнее время Картотека опытов и экспериментов: Младшая группа. 1. «Свойства снега». Продолжать знакомить детей со свойствами снега, учить выявлять их.

Картотека опытов «Вода» в средней группеКартотека опытов «Вода» в средней группе Опыт 1 На столе лежат банки с водой, дети бросают мелкие предметы в банки. Почему видно мелкие предметы? (Вода прозрачная). Воспитатель.

Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Картотека экспериментов «Космос» Картотека экспериментов по теме «Космос»Ракета Берем воздушный шарик и надуваем его, но не завязываем, а зажимаем. Потом быстро отпускаем.

Картотека экспериментов с глиной для детей дошкольного возрастаКартотека экспериментов с глиной для детей дошкольного возраста Глина - это распространённое полезное ископаемое, состоящее из очень маленьких частичек. Лепка из глины — это не только интереснейшее творческое.

Картотека экспериментов со снегом и льдом для старшего дошкольного возраста 1. Таяние снега Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, в помещении и т. д. Принесённый в группу снежный ком помещаем.

Неделя опытов и экспериментов в подготовительной к школе группеНеделя опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе В нашей группе- неделя экспериментов. Каждый день мы проводили новый опыт, обсуждали, рассуждали, делали выводы. Первый опыт- "Тонет или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов и экспериментов
Опубликовано: 1 августа 2021 в 17:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека опытов и экспериментов» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шардакова (УИ 358770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД