Лучший педагог года

Картотека пальчиковых игр

Светлана Огородникова
Картотека пальчиковых игр

Горох

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.

Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн», помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Тесто

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.

Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Публикация «Картотека пальчиковых игр» размещена в разделах

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Фасоль

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения.

Ход:

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Лодочка

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Формировать произвольные движения пальцев.

Ход:

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

Повар

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать координированным движениям пальцев.

Ход:

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

Стираем платочки

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.

Ход:

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают

платочки

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

Колобок

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения.

Ход:

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

Зарядка

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.

Ход:

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Напрягаем пальцы

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.

Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

Ладошки здороваются

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.

Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмем.

Лягушки

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.

Ход:

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Пальцы играют

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Увеличивать объем и амплитуду движений.

Ход:

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем разгибать.

Медведь

Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.

Ход:

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, катая его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку - нажим на один палец.

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»—

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи — сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

до весны сопят в берлоге.

Щелчки

Цель: Развивать тонкие движения пальцев.

Ход:

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку — один палец.

Поднял ушки бурундук,

Он в лесу услышал звук:

— Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

- А пойдём, — сказал барсук,—

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, —

Вот и слышен перестук!

Репка

Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев, «вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги.

Ход:

На каждую строчку тянуть палец за ногтевую фалангу.

Тянут, тянут

бабка с дедкой

Из земли

большую репку:

«Вот пришла бы

наша внучка,

Помогла б

собака Жучка.

Где же кошка,

мышка-крошка?

Хоть держалась крепко (одноимённые пальцы подушечками друг к другу)

Вытянута репка!

Цепочки

Цель: Развивать координацию движений

Ход:

Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы (одноимённые) сцепляются фалангами, и руки разводятся в противоположные стороны.

Впереди силён, красив —

Тянет всех локомотив.

Мы сцепились, как вагоны:

дайте нам скорей «зелёный»!

Мы вагончики трамвая,

Тоже вместе быть желаем.

Мы — машина и прицеп.

Очень крепок этот сцеп.

Ладонь – кулак

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись - открылись,

Словно из сказки

Они появились.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая — прямая, затем смена рук; одновременно правая рука распрямляется, а левая — сжимается в кулак.

Один кулак — одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь — ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!

Птичка

Цель: Развивать координацию движений пальцев рук.

Ход:

На каждое слово пальцы одной руки соединяются с большим пальцем, начиная с указательного. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

смена рук

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

Ножки

Цель: Массаж (самомассаж) пальцев.

Ход:

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (подушечками) это 1 -я пара. Затем — большой палец левой руки с указательным правой это 2-я пара. После чего 1-ю пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг 2-й пары и снова смыкаем. Далее — размыкаем и смыкаем 2-ю пару, обводя вокруг 1-й, и т. д.

Наши пальчики, как ноги,

Побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись и упали.

Пианист

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Пальцы опускаются на стол по порядку — от мизинца к большому — на каждый слог стиха. После каждой строчки — смена рук.

Пианист Бемоль

В музыке король.

Говорит Бемоль

Ноты, как Пароль:

«до, ре, ми, фа, соль,

Принесите соль.

до, ре, ми, фа, соль,

Посолить фасоль.»

Рыбка

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

К картонным заготовкам рыбок с нарисованной головой и глазом пристегнуть прищепки в виде плавников и хвоста:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком

Ёлка

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

К картонной заготовке коричневого цвета (ствол) пристегнуть зеленые прищепки в виде еловых лап:

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Пальчики кивают

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку — кивание одного пальца 2—4 раза.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер пять,

Безымянный может ниже,

Средний – силой не обижен,

Этот знает все на свете,

А вот этот любят дети.

Колечки

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Большой и указательный пальцы правой руке замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки — от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем ее пальцы правой.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали, Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнезда где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнёздах вывели птенцов?

Мяч

Цель: Массаж (самомассаж) пальцев

и ладоней.

Ход:

Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцам мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Гусенок

Цель: Массаж (самомассаж) пальцев с использованием прищепок.

Ход:

Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) ее каждое слово.

Вот проснулся, встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок.

— Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

Полянка

Цель: Массаж (самомассаж) пальцев

и ладоней с использованием коврика «травка».

Ход:

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгалась, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Шла медведица спросонок,

А за нею — медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать:

Всё! Тетрадочки убрали

И обедать побежали.

Друзья

Цель: укрепить мышцы кистей рук.

Ход:

Сжимаем кистевой эспандер на каждый ударный слег, после каждой строчки — смена рук.

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмёт,

Каждый мне привет пошлёт!

Мишутка

Цель: Укрепить мышцы кистей рук.

Ход:

Нажимаем пальцем на стопор или любую кнопку. Нажим — на каждый ударный слог, после двустишия — смена рук.

Шёл мишутка — топ да топ —

Вдоль звериных тайных троп,

Но устал и сел на пень

И ему подняться лень.

Горошки

Цель: Укрепить мышцы кистей рук.

Ход:

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошину одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод) и так набирает целую горсть. После двустишия — смена рук.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки —

Руки держат все горошки.

Прогулка

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И идём пальцами, как ножками, не отрывая «обувь»

от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы — словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик — будто ножка,

Только шаркает немножко.

Циркач

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Кладём каучуковые или теннисные мячики в одну руку и без помощи второй руки обводим один мяч вокруг другого. После двустишие — смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

Альпинист

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Берем веревку диаметром 4—б мм и завязываем на ней 4—6 узлов. Подвешиваем ее вертикально Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при подъеме по канату) и так двигается дальше.

Лезет, лезет альпинист —

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

Обжора

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Берем небольшой носовой платок за уголок и вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками.

У меня живёт проглот —

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Братишки

Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.

Ход:

Катание пульки между большим и другими пальцами (по очереди)

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую.

Пальчики, как озорные мальчишки,

Целых четыре весёлых братишки.

Пятый братишка — на голову ниже,

Только умишком и он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает!

Зверята

Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.

Ход:

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её.

На каждую строчку стиха — разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Голубей и глухарей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза е ежа,

Черепаху и ужа.

Цапля

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Нашиваем на материал 16 пуговиц по 8 в два ряда. Идем по ним указательными и средними пальцами обеих рук.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу -

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

Волк

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

Серый волк — зубами щёлк.

Не боимся тебя, волк.

Помоги маме

Цель: Совершенствовать тонкие движения пальцев.

Ход: В помещении необходимо заранее прицепить разноцветные прищепки в различных местах, ребёнку надо будет собрать прищепки в ведёрки, сортируя их по цвету: красные прищепки — в красное ведёрко…

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Ежики

Цель: самомассаж пальцев и ладоней

Ход:

На каждый ударный слог осуществляют поглаживающие движения ладонями и пальцами по поверхности «иголочек» массажного коврика (направление движения — к себе)

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Платки

Цель: Совершенствовать тонкие движения пальцев.

Ход:

На картонную заготовку квадратной формы пристегнуть прищепки в виде кистей:

Вот так радость, вот так диво

Как прекрасно, как красиво!

Платочки украшены руками,

Подарю теперь их маме.

Лиса

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Разноцветный забор.

Цель: развитие пространственной ориентации, развитие зрительного внимания.

Ход :

Показать ребёнку картинку, на которой изображён дом, а перед домом — забор. Спросить у малыша, указывая на забор, что это такое, для чего нужен забор, какой может быть забор по высоте. На прямоугольную картонную заготовку пристегнуть прищепки. Вокруг дома частокол:

Вырос новенький забор.

Не перелезть через него,

Он выше папы моего.

Гусь

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

«Га — га — га» гогочет гусь

Я семьёй своей горжусь.

Ёжики

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение

Ход:

Из твёрдого картона вырезать силуэты ёжиков. Обратить внимание ребёнка, что к нему в гости пришли разноцветные ёжики. Но пока они шли, то растеряли все свои иголочки. Попросите ребёнка помочь ёжикам и сделать им иголочки из прищепок.

Собаки

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение

Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

Две собаки лают, друг друга не кусают.

Только голос подают — видно зубы берегут.

При этом локти на столе, прищепки параллельно столу и направлены друг против друга.

Зубастики

Цель: дальнейшее развитие умения сличать предметы по цвету, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление названий основных цветов, активизация словаря

Ход:

Положите перед ребёнком силуэты овощей и фруктов из картона. Попросите его назвать каждого из них. «Наши прищепки сейчас превратятся в зубастиков, которые любят всё грызть и есть. Но каждый зубастик выбирает для себя только предметы своего цвета».

Красный зубастик ест помидор,

Ребёнок должен выбрать из картонных силуэтов помидор,

из прищепок красного цвета и прицепить её к помидору.

Жёлтый за грушей полез за забор,

Ребёнок выбирает силуэт груши и желтую прищепку и прицепляет её к картону.

Синий ест сливу вот молодец!

Зелёный зубастик ест огурец.

Огород

Цель: самомассаж пальцев и ладоней

Ход:

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг — огород!

Китайские шары

Цель: развитие тонких движений пальцев рук

Ход:

Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

Силачи

Цель: развитие мускулатуры пальцев рук

Ход:

Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка — умнее!

Котенок

Цель: самомассаж пальцев и ладоней

Ход:

Бельевой прищепкой на ударные слоги

стиха поочерёдно «кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и

обратно

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Оладушки

Цель: развивать координацию движений рук

Ход:

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая - ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять.

Мы играли в ладушки —

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернём

И опять играть начнём.

Лягушка (кулак - ребро — ладонь).

Цель: развивать межполушарное взаимодействие

Ход:

Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь!

Публикации по теме:

Картотека осенних пальчиковых игр для детей 3–4 лет Осенние пальчиковые игры для детей среднего возраста. Пальчиковая игра со стишками развивает речь, память; кисти и пальцы рук становятся.

Картотека пальчиковых игр для детей 4–7 лет 1. Пальчиковая игра «Пришла прекрасная осенняя пора» Если листья пожелтели, (Сжимают и разжимают кулачки.) Дождь холодный моросит, (Делают.

Картотека пальчиковых игр КАРТОТЕКА пальчиковых игр. Не секрет,что "пальчиковая гимнастика" хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка.

Картотека пальчиковых игр Картотека пальчиковых игр. Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку.

Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 летКартотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Цели пальчиковых игр: • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами; • совершенствование.

Картотека пальчиковых игр для детей 4–7 летКартотека пальчиковых игр для детей 4–7 лет Пальчиковые гимнастики. 1. Кошка Мурка. (3 - 4 р.). Есть у нас кошка Мурка, (Кулачки на коленях, шевелятся У нее светлая шкурка.

Картотека пальчиковых игр «Яблочко» Яблоко Яблочко из сада (округляют ладони, пальцы касаются друг друга) Еж в нору принес («ежик»-кулачок правой руки прижать к ладони левой).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека пальчиковых игр
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 22:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД