Фильчукова Марина
Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Фонарики»
Цель: Развитие связной речи, мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых центров.
Вот фонарики горят,
всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак) Т
ы скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).
«Кулачок».
Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при проговаривание текста с движениями пальцев.
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Публикация «Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе кулачок!
«Ушки зайчика»
Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук.
Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните,
(1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их).
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики.
(3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз).
«Сосчитай братьев»
Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук и проговаривание строк стихотворения.
Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил,
(1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую)
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал,
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
(3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец)
Затем повторяем все для другой руки.
«Мишки на дорожках»
Цель: Развитие и стимуляция речевых навыков, развитие кисти руки и совместной координации движений пальцев рук.
Две ладошки – два домишки,
Там живут бродяги-мишки.
Вот поспят они немножко,
И помчатся по дорожкам,
А дорожки – две руки,
(1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки)
Ну-ка, мишкам помоги:
Их на санки посади,
По дорожкам прокати!
(5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой).
Игру можно повторить несколько раз.
«Горошки»
Цель: Развитие и стимуляция речевых навыков при проговаривании стихотворения, развитие кисти руки и совместной координации движений пальцев рук.
Раскатились по дорожке,
Разноцветные горошки.
(1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки).
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
(3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки).
Дайте мне горошинку!
(5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку).
Я такой хорошенький!
(6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове).
«Кошка»
Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук.
Вот кулак (показываем кулачек)
А вот ладошка (показываем ладошку)
На ладошку села кошка (ставим свои пальцы на ладонь малыша)
И крадется потихоньку (2-3 раза пальцы шагают по руке)
Видно мышка там живет (щекочем).
«Курочка»
Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук и осязании частей тела.
Курочка — рябушечка
По двору гуляла,
По двору гуляла,
(не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам)
Цыпляток считала.
— Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)
Посчитаю их опять:
(грозят указательным пальцем)
Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на другой руке).
«Киска»
Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при проговаривании строк стихотворения и переключении движений пальцев рук при осязании частей тела.
Есть у киски глазки, (показывают свои глазки)
Есть у киски ушки, (показывают ушки и шевелят ими)
Есть у киски лапки,
Мягкие подушки. (сжимают и разжимают кулачки)
Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)
Не царапай деток, Брысь! (хлопок в ладоши)
«Игрушечный зайчик в лесу»
Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук при осязании своих частей тела и другого ребенка.
Ах, как жутко на лесной лужайке (руки, на щеки, покачивание головой) Бедному игрушечному зайке («ушки зайчика»)
Кружится над зайкой стрекоза (руки в кулаки, выставив указательный и средний пальцы, быстро ими шевелить)
И глядит, глядит во все глаза. («глаза стрекозы»)
И пчела все уши прожужжала, (приставляют пальцы к ушам – «не слышать») У нее ужаснейшее жало (руки в кулак, выставление указательного пальца)
И жуки рогатые ползут (руки на колени, перебирание пальцами)
Ахнуть не успеешь (взяться за голову руками)
Загрызут. (пощекотать кого-нибудь рядом)
Бегают по зайчику мурашки (быстро перебирать пальцами по груди)
Ах, как страшно зайчику-бедняжке. («ушки зайчика»).
«Капустка»
Цель: Развитие чувства темпа и ритма, стимуляция и развитие речевых навыков при переключении движений пальцев рук.
Мы капустку рубим-рубим,
(постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)
Мы капустку солим-солим,
(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)
Мы капустку трём-трём,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмём-жмём.
(сжимать и разжимать кулачки).
Проговаривание стихотворения по определенному ритму, темп можно убыстрять при полном заучивании стихотворения.
«Наши алые цветки»
Цель: Развитие мелкой моторики, стимуляция и развитие речевых навыков при проговаривании текста и переключении движений пальцев рук из сомкнутого положения пальцев в развернутое и наоборот.
Наши алые цветки:
Ладони соединить лодочкой перед собой («молитвенная» поза)
Распускают лепестки,
(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными)
Ветерок чуть дышит,
(Подуть на руки – «цветки»)
Лепестки колышет.
(Подвигать пальцами вперед- назад).
Наши алые цветки закрывают лепестки,
(По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой)
Головой качают,
(Покачать ладонями вправо – влево)
Тихо засыпают.
(Положить голову на сложенные ладони).