Юлия Гнездилова
Картотека подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
№ 27 «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»
Цель: учить двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала.
На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки, кубы, и т. д., - это деревья.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: «Буря!» - бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске.
Публикация «Картотека подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста, Часть 2» размещена в разделах
№ 28 «НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»
Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.
Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне зала или площадки огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см) – то дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит: «Большая птица!». Все цыплята бегут домой. Игра повторяется 3-4 раза.
№ 29 «МЫШИ В КЛАДОВОЙ»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.
Дети-мыши сидят в норках – на стульях или на скамейках, расположенных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута веревка на высоте 40-50 см – это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Игра возобновляется. После неоднократного проведения игры роль кошки исполняет ребенок.
Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение: кошка ловит мышей, пойманные пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки, при последующем повторении снова играют.
№ 30 «НЕ ОПОЗДАЙ»
Цель: Учить детей действовать по сигналу воспитателя быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Описание: Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опоздай!» бегут к кубикам.
№ 31 «КРОЛИКИ»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность.
На одной стороне площадки ставятся дуги (или обручи). На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа, на стуле сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – луг. 4-5 детей становятся в кружки. «Кролики сидят в клетках», говорит воспитатель, малыши присаживаются на корточки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов: «Погуляйте, поешьте травки». Кролики пролезают в обруч (под дугу, бегают, прыгают. «Бегите в клетки», - говорит сторож. Кролики убегают, каждый возвращается в свою клетку, снова пролезая в обруч (дугу). Затем сторож вновь выпускает кроликов, и игра повторяется.
№ 32 «ПАСТУХ И СТАДО»
Цель: закреплять у детей умение играть по правилам игры, упражнять в ходьбе и беге.
Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Выбирают пастуха, вручают ему рожок и кнут. Воспитатель произносит слова:
Рано-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му».
На слова «Ту-ру-ру-ру» пастушок играет в рожок, после слов «Му-му-му» коровки мычат. Затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щелкает кнутом, гонит стадо домой.
Игра может повторяться. Для нее нужен простор, чтобы дети могли с удовольствием походить по лугу.
Можно несколько изменить сюжет игры, введя в нее волка в этом случае пастух выгоняет стадо на луг и внимательно следит, не появится ли волк, который охотится за овцами, телятами. Увидев волка, щелкает кнутом, как бы отпугивает его и гонит стадо домой.
№ 33 «НЕ ЗАДЕНЬ»
Цель : учить точности при броске.
На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8-10 городков на одной линии (или кеглей). Играющий становится перед первым городком, ему завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между городками туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество городков.
ИГРЫ С БРОСАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ
№ 33 «МЯЧ ЧЕРЕЗ СЕТКУ»
Цель : учить правильным и точным броскам.
Играющие располагаются по обе стороны о натянутой сетки на расстоянии 2-2,5м и перебрасывают мяч различными способами (снизу, из-за головы, сверху).
№ 34 «ПОДБРОСЬ-ПОЙМАЙ»
Цель: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.
Играющие подбрасывают волан вверх и стараются поймать его двумя руками, затем одной рукой.
Следующее задание – подбрасывать волан вверх правой (левой) рукой, а ловить левой (правой).
№ 35 «СБЕЙ БУЛАВУ»
Цель: развивать у детей умение прокатывать мяч.
Сбей булаву. Играющие становится за линию, в 2-3м от которой напротив каждого поставлены булавы. В руках у детей мячи. По сигналу играющие прокатывают мячи по направлению к булавам, стараясь сбить их. По следующему сигналу дети идут за мячами и поднимают упавшие булавы. Игра повторяется. Каждый играющий запоминает, сколько раз булава была им сбита.
Надо разнообразить игровое задание, прокатывать мячи правой, левой, и двумя руками, можно прокатывать мяч и ногой
№ 36 «КЕГЛИ»
Цель: развивать скоростные навыки бега, ловкость, быстроты реакции.
В игре используются пластмассовые кегли. Их устанавливают на расстоянии 10-15 см друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1- 1,5 м. Воспитатель поощряет тех, кто попадет в кегли, помогает другим выполнить задание, не фиксируя внимания на проигрыше.
№ 37 «КОЛЬЦЕБРОСЫ»
Цель. Упражнять детей в набрасывании колец.
Для игры нужны деревянная подставка с вбитыми в нее колышками и кольца, которые набрасываются на колышки. Подставка может быть в форме щита или крестовины размером 1Х1 м. Колышки высотой 25 см. укрепляются по краям (на концах перекладин) и в центре. Кольца (диаметром 20 см) могут быть пластмассовыми, вырезанными из фанеры, в количестве 8-10 штук. Подставка (кольцеброс) устанавливается на ровной площадке или на веранде. На расстоянии 2м от нее проводят одну линию, на расстоянии 3м – вторую.
Играющие договариваются, по скольку колец будет бросать каждый, становятся в порядке очередности за первую линию и набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание, подсчитывают, кто больше колец набросил на колышки. Затем дети переходят за вторую линию и бросают кольца оттуда.
Если набрасывание колец на колышки затрудняет большинство детей, можно вначале уменьшить расстояние до 1,5м.
Кольцебросы могут быть и настольными, значительно меньших размеров, для игры в ненастную погоду в помещении.
№ 38 «ПОПАДИ В ВОРОТА»
Цель: развивать точность и ловкость.
Попади в воротики. Дети сидят на скамейки, недалеко от них проведена линия, а на расстоянии 2-3 шагов от нее стоят воротики (дуга). Ребенок встает, подходит к линии, наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротики. Прокатив 3-4 мяча, он идет и собирает их. Задание выполняют следующий ребенок.
Мяч можно отталкивать одной и двумя руками. Когда дети освоят попадание в воротики, можно дать им задание сбивать кеглю и т. п.
№ 39 «ОХОТНИК И ЗАЙЦЫ»
Цель: развивать внимание, ловкость, быстрый бег.
Из числа играющих выбирается охотник, остальные зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают из кустов и прыгают на двух ногах (или на правой и левой поочередно) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч (в руках у него два-три мяча). Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.
После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но не из числа пойманных. Для проведения данной игры (во избежание травм) лучше использовать самодельные мячи, сшитые из кусочков ткани.
№ 40 «НАКИНЬ КОЛЬЦО»
Цель : умение точно совершать броски.
На конец палочки длиной 30-40 см привязывают шнурок длиной 20-30 см, к концу его прикрепляют небольшое колечко. На стол ставят основание детской пирамидки (подставка со стержнем) и пробуют надеть колечко на палочку.
ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ, НА ВНИМАНИЕ
№ 41 «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»
Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдем гулять», - говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3-4 раза.
Если вначале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить садиться на любой стул. Потом вводится правило – занимать только свой домик.
№ 42 «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»
Цель: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
Ход игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.
№ 43 «ПРЯТКИ»
Цель. Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
Воспитатель предлагает нескольким детям спрятаться (за беседку, в кусты, а сам закрывает глаза, чтобы не видеть, куда они прячутся. Через некоторое время он спрашивает: «Готово?». Дети отвечают: «Готово!». Воспитатель идет искать их. Он заглядывает в разные места, делая вид, что никак не найдет детей. При этом он может произносить такие слова: «Куда же спрятались дети? Где же наши дети?» Иногда малыши не выдерживают и, довольные тем, что воспитатель их не может найти, выбегают из укрытия. В этом случае воспитатель с радостью привлекает их к себе и говорит: «Вот они, наши дети!».
После нескольких повторений игры можно предложить искать кому-либо из детей. Сначала воспитатель помогает, а затем они выполняют свою роль самостоятельно.
№ 44 «НАЙДИ, ГДЕ СПРЯТАНО»
Цель: Учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.
Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.
№ 45 «ГДЕ ПОСТУЧАЛИ»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Ход игры: дети стоят в кругу. Водящий встает в середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг сзади, останавливается возле кого-нибудь, стучит палочкой и кладет ее так, чтобы не было видно. Отходит в сторону и говорит «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали и подойти к тому у кого спрятана палочка. Отгадав он становится на место ребенка за которым была спрятана палочка, а тот становится водящим.
№ 46 «ГДЕ КУПАЛСЯ, ИВАНУШКА»
Цель: Развивать внимание, выдержку.
Дети садятся на скамейку. Выбирается водящий – Иванушка. Он отходит в сторонку, остальные играющие складывают ладони «чашечкой» и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, небольшой камушек.
Водящий встает к играющим спиной. Дети хором произносят слова:
-Где купался, Иванушка?
- Среди белого камушка.
Белый камень у меня, у меня,
Говорите на меня, на меня…
(Последние две строки повторяются два раза.)
В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камушек.
С окончанием текста все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камушек.
Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камушек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, - водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.
Когда дети хорошо усвоят игру, они организуют ее самостоятельно, выбирая ведущего и Иванушку с помощью считалочки.
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
№ 47 «ДОРОЖКИ»
Цель. Продолжать учить двигаться в разных направлениях бегом, по ограниченной площади, с разной скоростью, не наталкиваясь, друг на друга.
На земле проводят разные по форме линии – это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. Игру можно проводить с любым количеством детей. Длина дорожки может быть произвольной, но не менее 3 м. Эту игру можно провести на соревнование. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце каждой положить цветные флажки. Тот, кто первый из играющих добежит до флажка, быстро должен поднять его над головой.
№ 48 «СТРЕКОЗЫ»
Цель : развитие физической силы.
Дети становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.
Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.
№ 49 «ЗМЕЙКА»
Цель. Закрепить умение двигаться согласованно, выполнять правила игры. Развивать внимание.
Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного их крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.
ПРАВИЛА. 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
2. Точно повторять движения ведущего.
3. Ведущему не разрешается бегать быстро.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. Играть в «Змейку» можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Например, ведущий называет по имени последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.
Или: по сигналу ведущего дети разбегаются, затем восстанавливают змейку.
№ 50 «ЛОШАДКИ»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по ругу, поворачивают направо, налево и т. д.
На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» - они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.
ПРАВИЛА, 1. Лошадки должны точно выполнять все команды.
2. кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф – к его вожжам привязывают синюю ленточку.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»
Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполняют роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.
№ 51 «ЗАРЯ»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
№ 52 «ЧЕЛНОЧОК»
Задачи: упражнять в умении ходить и бегать парами, развивать внимание, ловкость, быстроту.
Участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.
ПРАВИЛА. 1 Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота.
2. Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ,
Ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробегать под ними.
Более сложный вариант – когда дети, пробегая в ворота, проносят различные предметы, например шарик в ложке, ведерко, наполненное водой, или проходят, прокатывая рукой впереди себя большой мяч.
№ 53 «ПЛАТОК»
Цель: игра развивает внимание, быстроту реакции, позволяет реализовать потребность детей в двигательной активности. Так же привлекательна она для ребят тем, что держит всех в некотором напряжении, ожидании – «А вдруг придется бежать мне?» Поэтому обычно игра проходит очень эмоционально.
Все участники игры встают в круг. водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок занимает свободное место. если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
ПРАВИЛА, 1. Дети не должны перебегать через круг.
2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.
3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.
4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.