Ксения Драгунова
Картотека подвижных игр для младшей группы. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Игра №34 Что спрятано?
Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед детьми 3-5 предметов (кубик, флажок, погремушки, мячик и др.) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Педагог прячет 1 или 2 предмета и говорит: "Посмотрите!" Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присматриваются к предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по очереди к некоторым детям, и те шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда большинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, воспитатель говорит о них вслух. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. Если в игре используются игрушки, то лучше подбирать однотипные, изображающие либо животных, либо птиц, либо деревья. В игре можно закреплять умение различать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Для этого подбирают кубики, флажки, колечки разного цвета. Игру можно провести и так: когда воспитатель убирает предметы, отворачивается только один ребенок, потом он определяет, какой предмет спрятан. Остальные играющие не должны ему подсказывать.
Публикация «Картотека подвижных игр для младшей группы, 2 часть» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Игра №35 МУРАВЬИ
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
Игра №36 МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок»,с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
Игра № 37 СНЕГОВИК
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
Игра №38 СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова, соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги, дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.
Игра №39 КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате всё не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
Игра №40 ГИПНОТИЗЕР
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит: «Спите, спите, спите…Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.
Игра №41 САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок», кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
Игра №42 ПАЛЬМА
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая пребольшая» : правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
«Завяли листочки» : уронить кисть.
«Ветви» : уронить руку от локтя.
«И вся пальма» : уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.
Игра №43 КАКТУС И ИВА
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога
«Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактус» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы» : слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены.
Игра №44 ШТАНГА
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает её, отдыхает.
Игра №45 БУРАТИНО И ПЬЕРО
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение возобновляется. По команде «Пьеро»- опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу.
Игра №46 БАБА – ЯГА
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.
Бабка-Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
(Дети идут врассыпную по залу.)
А потом и говорит: «У меня нога болит!».
(Дети останавливаются.)
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар!
Вышла на лужайку – испугала зайку!
(Дети продолжают движение, напрягая сначала
левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)
Игра №47 НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок – надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания, при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивая пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания, ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями.
Игра №48 ТЮЛЬПАН
Цель. Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
1. Утром тюльпан раскрывается - соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить
2. На ночь закрывается - соединяя ладони, опустить руки вниз.
3. Тюльпанное дерево внизу соединить тыльные стороны ладоней
и поднимать руки над головой.
4. Раскидывает свои ветви руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
5. И осенью листики опадают повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз,
чуть перебирая пальцами.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Игра№49 «Салки»
Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Игра №50 «У медведя во бору»
Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая) :
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас глядит.
Медведь не спит
И на нас рычит!
Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко,
Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".
Игра №51 «Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
Гуси-гуси! Га-га-га.
Есть хотите? Да, да, да.
Гуси-лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Игра №52 «Снег, снег кружится…»
(по стихотворению А. Барто)
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится когда подует ветерок.
Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок».
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по площадке.
Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.
Игра №53 «Почта»
Цель: Ознакомление с особенностями различных видов деятельности. Развитие навыков общения.
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
«Дынь, дынь, дынь!» —
«Кто там?» —
«Почта!» —
«Откуда?»
—
«Из города. ,.» —
«А что в городе делают?»
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
Игра№54 «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»
Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,
-бегать, подпрыгивать на двух ногах;
-игра способствует развитию речи.
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, .
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) .
Игра№55 «Угадай чей голосок»
Цель: Развитие слухового внимания
Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
И как скажем скок - скок - скок! -
Угадай чей голосок?
Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.
Игра №56 ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ
Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом – друг против друга. По сигналу ведущего: «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те – убегают от мяча.
Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После 4-5 повторений подсчитывается общее число пойманных оленей.
Правила игры:
Игру начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается только прямое попадание, а не после отскока.
Игра №57 ЮРТА
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который подвешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы веселые ребята – соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок!»
На мелодию без слов дети переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головами в виде шатра (крыши). Получается юрта.
Правила игры:
По окончании музыки необходимо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первая построившая юрту.
Игра №58 УГАДАЙ И ДОГОНИ
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд, впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку ему на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать – кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда его окликает другой игрок.
Правила игры:
В случае, если водящий не поймет товарища, можно повторить игру с ним еще раз. Как только поймают игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.
Игра №59 ТИМЕРБАЙ
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга и говорит:
«Пять детей у Тимербая – дружно, весело играют!
В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались!
Хорошенечко отмылись и красиво нарядились!
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер побежали!
Друг на друга поглядели – вместе сделали вот так…»
С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Водящий выбирает лучшее движение, этот игрок становится водящим.
Правила игры:
Движения, которые уже показывали повторять нельзя. Показанные движения необходимо повторять как можно более точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Игра №60 МЕДНЫЙ ПЕНЬ
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни сидят на стульях. Дети – хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию играющий – покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно ygf детей, сидящих на стульях, как - бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около ближайшей пары и спрашивает у хозяина: «Я хочу у вас спросить – можно ль мне ваш пень купить?». Хозяин пня отвечает: «Коль джигит ты удалой, медный пень тот будет твой!». После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем, друг к другу спиной и на слова «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила игры:
Бежать можно только после сигнала. Прибежавший первым становится хозяином.
Игра №61 СТОЙ, ОЛЕНЬ
Играющие находятся в разных концах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится посередине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается. Когда пастух поймает пять оленей.
Правила игры:
Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные олени отходят в сторону, осаливать нужно осторожно.
Игра №62 МЯЧ ПО КРУГУ
Играющие садятся, образуя круг. Водящий стоит за кругом с мячом диаметром 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу, от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, у которого был пойман мяч.
Правила игры:
Передача мяча осуществляется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении мяч передается тому, кто остался вне игры.
Игра №63 ОХОТА НА ЛОСЯ
Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 метров от лосиных рогов. Их количество соответствует числу участников в команде. В руках у каждого игрока – аркан. Все стараются набросить аркан на рога – заарканить лося. Выигрывают те охотники, кто поймал больше всего лосей., т. е. большее число раз успешно набросил аркан.
Правила игры:
Начинать игру следует только после указания ведущего, поочередно в обеих командах. Прежде чем организовывать игру с детьми необходимо научиться определенному способу набрасывания аркана. Счет вести до десяти очков.
Игра №64 ВОДЯНОЙ
Очерчивается круг – это пруд (озеро, река). Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет. А людей то много!». Водяной бегает по озеру (по кругу) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры:
Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали – они становятся помощниками водяного.
Игра №65 ЛИПКИЕ ПЕНЬКИ
Три - четыре игрока садятся на корточки, как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не приближаться к пенькам слишком близко. Пеньки же стараются осалить пробегающих мимо детей. Осаленные игроки сами становятся пеньками.
Правила игры:
Пеньки не должны вставать со своих мест.
Игра №66 ДОГОНЯЛКИ
Играющие образуют круг, один из игроков произносит считалку «Пять бород, шесть бород – седьмой дед с бородой!». Тот, кто выходит, начинает догонять остальных игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись убегающего рукой. Ведущий говорит слово «тябык». Пойманный выходит их игры.
Правила игры:
Когда осалены 3-4 игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.
Игра №67 СЕРЫЙ ВОЛК
Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки. Серый волк прячется за чертой в одном конце площадки – в кустах, в густой траве. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30 метров. По сигналу все идут в лес собирать грибы и ягоды. Навстречу им выходит ведущий (взрослый) и спрашивает, дети ему хором отвечают:
Вы друзья куда спешите? – В лес дремучий мы идем!
Что вы делать там хотите? – Там малины наберем!
Вам зачем малина, дети? – Мы варенье приготовим!
Если волк в лесу вас встретит? – Серый волк нас не догонит!
После переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк и хором говорят: «Соберу я ягоды и сварю варенье. Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много – всю и не собрать. А волков, медведей – вовсе не видать».
После этих слов волк быстро встает, а дети убегают за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам.
Правила игры:
Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова: «не видать!». Ловить убегающих можно только до черты дома.