Лучший педагог года

Картотека «Самомассаж» (развитие мелкой моторики рук)

Юлия Болбас
Картотека «Самомассаж» (развитие мелкой моторики рук)

Массаж ладоней и пальцев рук:

Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.

1. «Веселые пальчики».

Публикация «Картотека „Самомассаж“ (развитие мелкой моторики рук)» размещена в разделах

Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

«Карандаш щекочет пальчики

Веселятся девочки и мальчики!

2. «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

«Быстро палочкой мы трем-

Огонек сейчас найдем»

3. «Юла».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и боль-шим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

«Стану я сейчас юлой-

на ноге кручусь одной»

4. «Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.

«Вертолет готов к полету,-

Говорим ми все пилоту.

Винт скорее закрути и лети, лети, лети».

5. «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, упе-рев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

«Гладко вниз сейчас скольжу,

Съехать с горки я спешу».

6. «Послушный карандаш»

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удер-живая его в определенном положении в правой и левой руке.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

7. «Лягушки»

Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикаль-ном, а затем в горизонтальном положении карандаша.

«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!

Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»

Массаж фундуком (грецким) орехами, гладкой галькой:

Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мыш-ления, речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.

- Катать два ореха между ладонями;

- Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

1.»Белка»

Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

«Белка принесла орешки-

Какой хочешь, выбирай,

В ручку ты возьми орешек

И легонько нажимай»

2. «Фокус»

Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

Я орешек зажимаю

Словно я его теряю,

Раз! Ладошка открывается

И орешек появляется!

3. «Прогулка»

Прокатывать орех по поверхности ладони с тыльной стороны, лежа-щей на столе, от кончиков пальцев до запястья. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)

«Правую ручку на стол я кладу,

В левую ручку орешек беру,

Вот мой орешек по ручке гуляет

На ней он дорожку свою оставляет.

«Наш орешек непростой,

Он волшебный, золотой.

С орешком будем мы играть

Своим ручкам помогать»

«Мы с орешком поиграем, (в правой руке)

Его с горочки катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

Снова весело играем, (в левой руке)

По другой руке катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!»

«В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

В другую руку мы возьмём (в левой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни,

И немного отдохни!»

Массаж с прищепками

Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно за-ниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним паль-цами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

«Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Слова Действия

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем

И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и кача-ем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накры-ваем её левой рукой и прокатываем меж-ду ладонями, затем выполняем аналогич-ные действия на правой руке)

1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили иг-рать. Пальчики свои встряхни

И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивиду-альны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное : ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

поглаживание – легкое, затем более интенсивное;

разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверх-ности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;

вибрация – похлопывание щеткой.

1. «Пальчики-удальчики»

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.»

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц ли-ца и пальцев рук).

2. «За ягодами»

Ребенок берет в руки зубную щетку. Под счет растирает щеткой поду-шечки пальцев сначала левой, затем руки.

Слова Действия

Раз, два, три, четыре, пять –

В лес идем мы погулять! Растирает щеткой ладонь правой руки

Большой палец

За черникой, Указательный палец

За малиной, Средний палец

За брусникой, Безымянный палец

За калиной, Мизинец

Землянику мы найдем

И братишке отнесем!

Убирает зубную щетку в сторону. Вытягивает руки вперед – «угощение.

Массаж «Волшебные дорожки» аппликатор Кузнецова.

Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук.

1. «Гладкие ладошки»

Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе в форме доро-жек. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Ребенок прижимает ладо-ни (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд.

«Мы ладошки прижимаем-

Быть здоровыми желаем»

1. «По дорожке»

Слова Действия

1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

Дорожкой будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук)

Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно по дорожке)

Пальчики потопали,

Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук "топают"

на месте по дорожке"

Ладошками похлопали,

Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по дорожке, не отрывая запястья от стола,

А большой он умный самый

Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по дорож-ке)

Указательный танцуй

И старайся не балуй! (Танцует указательный палец)

Средний пальчик попляши

Постарайся от души! (Танцует средний палец)

Безымянный дорогой

Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец)

И мизинец маленький Самый он удаленький! (Танцует мизинец)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

2.«Мама-ежиха»

«Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!»

3. Расслабление «Ловим тишину»

Ладошки лежат на столе, тело расслаблено, глаза закрыты. Дети на-ходятся в таком положении в течении 30-40 секунд, после чего глаза откры-ваются и педагог спрашивает: «Получилось поймать тишину?»

Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или буси-нок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать коли-чество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

1. Массаж "четками". Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном поряд-ке). «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю»

2. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушка-ми, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Массаж ладоней и пальцев рук:

Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.

1. «Веселые пальчики».

Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

«Карандаш щекочет пальчики

Веселятся девочки и мальчики!

2. «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

«Быстро палочкой мы трем-

Огонек сейчас найдем»

3. «Юла».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и боль-шим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

«Стану я сейчас юлой-

на ноге кручусь одной»

4. «Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.

«Вертолет готов к полету,-

Говорим ми все пилоту.

Винт скорее закрути и лети, лети, лети».

5. «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, упе-рев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

«Гладко вниз сейчас скольжу,

Съехать с горки я спешу».

6. «Послушный карандаш»

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удер-живая его в определенном положении в правой и левой руке.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

7. «Лягушки»

Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикаль-ном, а затем в горизонтальном положении карандаша.

«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!

Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»

Массаж фундуком (грецким) орехами, гладкой галькой:

Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мыш-ления, речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.

- Катать два ореха между ладонями;

- Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

1.»Белка»

Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

«Белка принесла орешки-

Какой хочешь, выбирай,

В ручку ты возьми орешек

И легонько нажимай»

2. «Фокус»

Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

Я орешек зажимаю

Словно я его теряю,

Раз! Ладошка открывается

И орешек появляется!

3. «Прогулка»

Прокатывать орех по поверхности ладони с тыльной стороны, лежа-щей на столе, от кончиков пальцев до запястья. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)

«Правую ручку на стол я кладу,

В левую ручку орешек беру,

Вот мой орешек по ручке гуляет

На ней он дорожку свою оставляет.

«Наш орешек непростой,

Он волшебный, золотой.

С орешком будем мы играть

Своим ручкам помогать»

«Мы с орешком поиграем, (в правой руке)

Его с горочки катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

Снова весело играем, (в левой руке)

По другой руке катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!»

«В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

В другую руку мы возьмём (в левой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни,

И немного отдохни!»

Массаж с прищепками

Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно за-ниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним паль-цами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

«Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Слова Действия

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем

И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и кача-ем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накры-ваем её левой рукой и прокатываем меж-ду ладонями, затем выполняем аналогич-ные действия на правой руке)

1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили иг-рать. Пальчики свои встряхни

И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивиду-альны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное : ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

поглаживание – легкое, затем более интенсивное;

разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверх-ности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;

вибрация – похлопывание щеткой.

1. «Пальчики-удальчики»

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.»

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц ли-ца и пальцев рук).

2. «За ягодами»

Ребенок берет в руки зубную щетку. Под счет растирает щеткой поду-шечки пальцев сначала левой, затем руки.

Слова Действия

Раз, два, три, четыре, пять –

В лес идем мы погулять! Растирает щеткой ладонь правой руки

Большой палец

За черникой, Указательный палец

За малиной, Средний палец

За брусникой, Безымянный палец

За калиной, Мизинец

Землянику мы найдем

И братишке отнесем!

Убирает зубную щетку в сторону. Вытягивает руки вперед – «угощение.

Массаж «Волшебные дорожки» аппликатор Кузнецова.

Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук.

1. «Гладкие ладошки»

Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе в форме доро-жек. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Ребенок прижимает ладо-ни (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд.

«Мы ладошки прижимаем-

Быть здоровыми желаем»

1. «По дорожке»

Слова Действия

1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

Дорожкой будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук)

Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно по дорожке)

Пальчики потопали,

Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук "топают"

на месте по дорожке"

Ладошками похлопали,

Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по дорожке, не отрывая запястья от стола,

А большой он умный самый

Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по дорож-ке)

Указательный танцуй

И старайся не балуй! (Танцует указательный палец)

Средний пальчик попляши

Постарайся от души! (Танцует средний палец)

Безымянный дорогой

Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец)

И мизинец маленький Самый он удаленький! (Танцует мизинец)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

2.«Мама-ежиха»

«Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!»

3. Расслабление «Ловим тишину»

Ладошки лежат на столе, тело расслаблено, глаза закрыты. Дети на-ходятся в таком положении в течении 30-40 секунд, после чего глаза откры-ваются и педагог спрашивает: «Получилось поймать тишину?»

Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или буси-нок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать коли-чество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

1. Массаж "четками". Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном поряд-ке). «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю»

2. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушка-ми, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Публикации по теме:

Игровой самомассаж для детей раннего возраста как средство развития мелкой моторики Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Игры для развития мелкой моторики рук в раннем возрасте. Составила и провела Гудинова И. В. Воспитатель высшей квалификационной категории.

Картотека игр для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие речи детей. Дети данного возраста изучают и познают мир. Они всё трогают.

Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: • стимулирование речевой активности детей, развитие речи; • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение.

Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: • стимулирование речевой активности детей, развитие речи; • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение.

Картотека игр по развитию мелкой моторики руки Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: • стимулирование речевой активности детей, развитие речи; • развитие движений пальцев рук,.

Картотека развивающих игр для детей старшей группы ДОУ Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников Игра «Нанизывание». Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска,.

Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель :Турумбетова Ю. Г.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Картотека игр Ефимова Марина Валерьевна ГБДОУ 40 Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Что же такое мелкая моторика? Мелкая.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Самомассаж» (развитие мелкой моторики рук)
Опубликовано: 16 июля 2019 в 09:07
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД