Лучший педагог года

Картотека упражнений по развитию ручной моторики и графомоторных навыков у детей с нарушениями письменной речи

Татьяна Александровна Ульянова
Картотека упражнений по развитию ручной моторики и графомоторных навыков у детей с нарушениями письменной речи

Графомоторные навыки включают в себя :

1. Мелкая мускулатура пальцев

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

1. Исходное положение — пальцы разведены врозь. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак. Затем обратным движением, начиная с большого пальца, разогните пальцы в исходное положение. После этого начинайте сгибать пальцы начиная с большого, а разгибать с мизинца. Упражнение следует проделать 10—15 раз

Публикация «Картотека упражнений по развитию ручной моторики и графомоторных навыков у детей с нарушениями письменной речи» размещена в разделах

2. Исходное положение — пальцы выпрямлены, большой палец отведен в сторону. Проделайте 10—15 раз кругообразные движения большим пальцем влево и вправо.

3. Исходное положение — пальцы выпрямлены. Сгибайте и разгибайте пальцы в двух первых фалангах. Повторите упражнение 15—20 раз.

2. Зрительный анализ и синтез

А. - Упражнения на определение правых и левых частей тела.

1- Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если ученики затрудняются в определении левой руки, логопед называет её сам, а дети повторяют.

Педагог учитывает, что в группе могут заниматься дети с левшеством. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. В таких случаях необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

2- Поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т. п.

3- Закрепить различение и называние рук с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Школьникам предлагается подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1-3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение школьникам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

4- Нарисовать отражения домов.

5- Дорисовать левое и правое ухо.

6- Дорисовать левую бровь и правый глаз.

7- Опознать правую и левую варежки, соединить их с соответствующими руками человечка.

8- Провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги.

9- Соединить стрелками пары перчаток.

Б. - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

Игры с предметами

Игры с одеждой и её моделями

- Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т. п.

Игры со звуковыми ориентирами

«С какой стороны звук?»

Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос, назвать направление.

«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты, которые их издают, указать направление источника звука.

«Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).

Игры по словесной инструкции

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

3. Рисование:

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры: дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

а) Упражнения по развитию кинестетической основы движения.

1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.

2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть влево.

3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть вправо.

4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув большие пальцы вверх.

5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.

6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ним вертикально.

7. Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив небольшое отверстие.

8. Соединить наклонно ("домиком") пальцы правой и левой рук, большие пальцы прижаты к кистям, затем отведены от кистей и располагаются горизонтально.

9. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

10. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

11. Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальца сжать.

12. Вытянуть одновременно (на правой и левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

13. Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

14. Вытянуть одновременно (на правой и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.

15. Образовать пальцами правой (левой) руки кольцо. Кольцо также можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом вытянуты.

16. Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).

17. Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.

18. "Курочка". Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

19. "Петушок". Соединить концы большого и указательного пальцев в (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок).

б) Упражнения по развитию кинетической основы движения.

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений:

1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

2. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

3. Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

4. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

5. «Пальчики здороваются».

Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

6. «Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами - лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

7. «Болото».

Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

8. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

10. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (как при игре на рояле, выполнять последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.

11. Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не меняя положения листа бумаги, на котором нарисован лабиринт.

13. Скомкать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

14. На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета).

Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.

Публикации по теме:

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека упражнений по развитию ручной моторики и графомоторных навыков у детей с нарушениями письменной речи
Опубликовано: 16 августа 2020 в 14:31
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД