Татьяна Киселева
Картотека заданий по развитию высших психических функций у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Память (возрастная категория - дошкольники, младшие школьники)
1 «Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных.
Ход: бросая мяч ребенку, педагог называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра – тигренок, у льва – львенок, у слона – слоненок, у оленя – олененок, у лося – лосенок, у лисы – лисенок.
Публикация «Картотека заданий по развитию высших психических функций у дошкольников» размещена в разделах
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.
2 «Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход: Педагог предлагает ребенку 10 картинок. На каждой изображено по одному предмету. Ребенок рассматривает картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать в парах. Выигрывает тот, кто больше запомнил слов.
3 «Какой фигуры не стало?»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Ход: Педагог выставляет карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают, в каком порядке они расставлены. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало.
Мышление (возрастная категория - дошкольники, младшие школьники)
1 «Лабиринт»
Цель: развитие зрительного восприятия, логического мышления, внимания.
Оборудование: карточка с лабиринтом, карандаш.
Ход: Педагог предлагает ребенку карточку с лабиринтом. Необходимо найти дорожку к варенью, помочь пчеле. Ребенок вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, затем только зрительно.
2 «Когда это бывает?»
Цель: развитие наглядно - образного мышления.
Ход: Педагог предлагает ребенку карточку с изображением какого-либо сезона. Ребенок подбирает к ней другие карточки.
Предлагаются картинки природы, что делают дети, во что играют дети.
3 «Назови одним словом»
Цель: развитие словесно – логического мышления.
Ход: Педагог называет предметы и просит ребенка назвать предметы, одним словом. Например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово «посуда».
Речь (возрастная категория - дошкольники, младшие школьники)
1 «Зарядка для язычка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Ход: Педагог находится напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Дети сначала смотрят, затем повторяют.
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)
2 «Из какой сказки?»
Цель: развитие связной речи.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить и назвать сказку по ее героям. Выигрывает тот, кто назовет больше сказок.
Пример: Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна-лягушка)
Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка-бурка)
Царь, три сына, Иванушка, Конек-горбунок. (Конек-горбунок)
3 «Какой он?»
Цель: расширение словарного запаса, правильное использование прилагательного.
Ход: Педагог показывает предмет и задает вопрос детям, какой он? Дети отвечают, используя в речи имена прилагательные.
Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый.
Воображение (возрастная категория - младшие школьники)
1 «Хорошо – плохо»
Цель: развитие воображения, по средствам противоречий.
Ход: педагог задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Педагог: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Педагог: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
2 «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения.
Ход: Педагог, бросая мяч детям, задает вопрос. Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч.
Например: Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, вишня, яблоко)
Что бывает длинным? (дорога, река, веревка, лента, шнур, нитка)
Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)
Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка)
3 «Игра в несколько рук»
Цель: развитие воображения.
Ход: Педагог раздает каждому участнику лист бумаги. По музыкальному сигналу, дети начинают рисовать свой воображаемый предмет. Музыка выключается, дети передают свой листок по кругу, продолжая рисунок своего соседа, включая свое воображение. И так, пока не вернется свой листок.
Восприятие (возрастная категория - дошкольники)
1 «Будь внимателен»
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход: Педагог раскладывает перед ребенком картинки (банан, альбом, клетка) и предлагает внимательно слушать: если педагог правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный.
Произносимые слова: Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.
2 «Близко – далеко»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход: Педагог издает различные звуки. Дети учатся различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
3 «Звук заблудился»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход: Педагог читает стихи с неправильными словами. Дети отыскивают не подходящее по смыслу слово и подбирают нужное.
Например: Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и – ай - да!
По реке туда-сюда.