Лучший педагог года

Кинезиологические упражнения для детей младшего возраста

Анастасия Гришина
Кинезиологические упражнения для детей младшего возраста

Кинезиологические упражнения для детей младшего возраста.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Публикация «Кинезиологические упражнения для детей младшего возраста» размещена в разделах

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада: физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, ритмопластика, игротерапия, кинезиология.

Кинезиология – это один из самых интересных методов инновационных здоровьесберегающих технологий который я использую в работе с детьми в возрасте с 3 лет. Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшить мыслительную деятельность, улучшить память и внимание, развивать творческую деятельность. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Учеными доказана довольно высокая эффективность этого метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью.

Комплексы кинезиологических упражнений которые я использую с детьми:

1. Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Заводные зайцы»

И. п. : «Зайцы» (дети) стоят «незаведенные», слегка согнувшись, с опущенными плечами и руками. Педагог «заводит» детей-зайцев. Воспитатель читает стихотворение, Дети, напрягая руки, имитируют игру на барабане

Бум—Бум—Бум и Бам Бам Бам!

Мне купли барабан!

Барабан большой, красивый

Бью в него со всей я силы!

Палочки в руках мелькают,

Быстро такт нам отбивают.

Бум—Бум—Бум и Бам—Бам—Бам!

У меня есть барабан!

Затем «завод кончается», дети принимают исходное положение (слег-ка сгибаются, опускают плечи и руки).

2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Дыхание»

Тихо – тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим

Исходное положение – стоя

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начинает расширяться – прекратить вдох и сделать паузу длительность 4с.

2- Плавный выдох через нос.

«Свеча на торте»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит торт, на нём большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой торт и на нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Надуй шарик»

Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

«Сердитый ёжик»

Педагог показывает детям действия, как ёжик во время опасности сворачивается в клубок.

И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. Дети делают глубокий вдох носом. На выдохе дети наклоняются как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватывают руками грудь; опускают голову и; произносят на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ёжиком, затем «ф-ф-ф» - звук довольного ёжика». Повторение 3-5 раз.

Долго Ёж кружит по лесу;

А когда в свой дом залезет,

Ляжет спать. И в тот же миг -

«П-ф-ф», «ф-ф-ф»! «П-ф-ф», «ф-ф-ф»!

«Качели»

И. п. стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Дети поднимают руки. через стороны вверх, потягиваются, поднимаясь на носки и делают вдох носом, затем опускают руки вниз, опускаются на всю стопу и делают вы-дох. На выдохе дети произносят: «У-х-х-х»!

Вверх - вниз «у-х-х-к»,

Вверх - вниз «у-х-х-х»!

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз: «у-х-х-х»!

3. Глазодвигательные упражнения - проводится с целью снятия статического напряжения мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Позволяют расширить поле зрение, улучшить восприятие. Во время её проведения можно используется наглядный материал и показ педагога (показ картин).

«Слон», «Глаз - путешественник» Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

«Веселые зайцы» (игра с картинкой или игрушкой).

Педагог: «Зайцы у нас веселые, любят бегать, прыгать. Дети,

внимательно следите глазами за зайцем: вот он подпрыгнул взгляд

вверх, присел - взгляд вниз, заяц побежал вправо-взгляд вправо,

поскакал влево - взгляд за ним влево». Повторение 4 раза,

Поиграть решили в прятки

На лесной полянке зайки.

Будем зайчиков искать?

Один, два, три, четыре, пять.

«Мой зайчик очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко; зажмурьте глаза, а заяц спрячется. Попробуем глазами найти его» : (Расположить игрушку на видном месте). Повторение 2-3 раза.

4. Телесные упражнения - развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребёнком своего тела, что способствует обогащению дифференциации сенсорной информации.

«Робот»

И. п. : стоя лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене

на уровне глаз. Дети передвигаются вдоль стены вправо, затем влево

приставными шагами, используя противоположную руку и ногу.

Этот робот не простой.

Этот робот заводной.

Робот двигает рукой.

Робот топает ногой.

Он тогда такой смешной.

«Прыжки»

Упражнение лучше выполнять под весёлую ритмичную музыку.

И. п. : стоя, ноги вместе, руки по швам. Дети прыгают на месте, одно-временно двигая руками и ногами.

Вариант 1.

Чередование прыжков: ноги вместе - руки в стороны, руки по швам -ноги врозь.

Вариант 2.

Чередование прыжков: ноги вместе - руки вдоль туловища, ноги врозь - руки в стороны.

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка - попрыгушка.

За прыжком - другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок!

5. Упражнения для развития мелкой моторики - улучшают межполушарное взаимодействия и координацию движений; способствуют снятию напряжения. Все эти упражнения направлены на взаимодействие в равной степени правой и левой и левой руки.

«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.

«Коза» - вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 2-3 раза под счет до 10.

«Вилка» - вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный, расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 1 раз под счет до 10.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

5. Самомассаж – воздействует на биологически активные точки.

1. Массаж ушных раковин.

Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Массаж лица.

Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки –подбородок. Воспитатель считает до 30.

3. Комплексный самомассаж. «Солнечный зайчик». Воспитатель пускает солнечного зайчика. А потом говорит: что бы солнечный зайчик не заглянул вам в глазки, закройте их руками. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу, надо его поймать. Где я называю вы тихонечко гладите себя ладошкой. Зайчик побежал: по лбу, носу, губам, щекам, подбородку (дети нежно поглаживают ладонями). Затем дети аккуратно поглаживают себе голову, шею, живот, руки, ноги, чтобы не спугнуть «солнечного зайчика», который забрался за шиворот - дети поглаживают шею. Педагог говорит: «Солнечный зайчик - не озорник, просто он ласкает вас, и вы погладьте его, подружитесь с солнечным зайчиком». Повторение массажных движений 2-3 раза.

6. Упражнения на релаксацию способствуют снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребёнка. Они проводятся как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции опыта, приобретенного в ходе занятия.

«Теплое солнышко»

И. п. : лёжа на спине с закрытыми глазами, мышцы тела расслаблены. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, немного отдыхаем.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

«Спящий зайчонок» (дети отдыхают под звучание расслабляющей и успокаивающей мелодии).

Педагог: «Дети, представьте себе, что вы весёлые, озорные зайчата.

Зайчата ходят, прыгают, машут маленькими хвостиками: Но вот

зайчата устали и начали зевать, ложиться на коврик и засыпать».

На лесной лужайке

Разбежались зайки.

Прыг - скок, прыг - скок,

Зайки – побегайки,

Зайчик съел листочек сладкий,

Задремал на мягкой грядке;

И пришёл к нему превкусный

Сочно-сладкий сон капустный.

«Бубенчик»

И. п. : Дети ложатся на спину, закрывают. глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» детей происходит под звучание бубенчика.

Облака плывут,

Дождики везут.

Дети отдыхают,

Облака не замечают.

Я рассказала и показала Вам про те упражнения, которые мы с детьми освоили. И мной как педагогам и родителями отмечено их положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.

Опираясь на опыт и проведенную работу других педагогов по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, можно сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.

Применяя кинезиологические упражнения, как здоровьесберегающие технологии мной были достигнуты следующие положительные результаты:

- снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

- улучшились навыки самообслуживания;

- развивается устная речь;

- формируется логическое мышление;

- улучшаются коммуникативные навыки;

- улучшаются внимание, память, воображение.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиологические упражнения для детей младшего возраста
Опубликовано: 30 марта 2024 в 08:00
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД