Папки-передвижки

Классификация игр. Методологические подходы

Борис Елена
Классификация игр. Методологические подходы

Классификация игр. Методологические подходы

Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников. Одним из основных показателей полноты решения той или иной научной проблемы является четкость, а также однозначность понятийного аппарата. Это относится и к термину «дидактическая игра». Обилие разных названий для явлений, в сущности одного порядка и назначения, никоим образом не обогащает саму игровую деятельность и, скорее всего, объясняется отсутствием педагогически целесообразной классификации игровой деятельности. Проанализируем существующую классификацию игр и на её основе произведем уточнение используемых терминов. Следует отметить, что в дидактике до сих пор нет единой классификации дидактических игр, причем почти каждый исследователь дает свою систематизацию. Существующие классификации выделяют два типа игр: естественные игры и искусственные игры.

Публикация «Классификация игр, Методологические подходы» размещена в разделах

Под естественными играми понимают игры, в создании которых человек не принимает участия.

Это игры высших животных и игры детей на ранней стадии онтогенеза. Искусственные игры являются продуктом творчества людей, который создан для достижения самых различных целей.

Существующая в настоящее время теория естественных игр является фундаментом для создания теории искусственных игр. В то же время, при дальнейшей систематизации игр исследователи придерживаются различных подходов, исходя при этом из различных оснований для классификации.

Наиболее полная систематизация игр представлена в работах Пидкасистого П. И. и его учеников. По этой классификации игры подразделяются на классы результативных и детских игр.

Трудно согласиться с расположением результативных и детских игр, так детские игры также могут завершаться количественным результатом. Другим недостатком данной классификации является то, что в ней не определено место символических игр.

В настоящее время имеется ряд классификаций, проводимых по разным основаниям. Одни за основание берут место включения дидактических игр в учебный процесс и показывают роль игровых элементов для отработки определенных умений и навыков, другие считают основанием классификации мотив деятельности, третьи – функции, выполняемые дидактическими играми при изучении конкретного предмета.

Так, Смагина Л. И. и Трускавец В. В., принимая за основание время включения в учебный процесс, подразделяют игры на:

• игры-минутки;

• игры-эпизоды;

• игры-уроки.

Баранов А. А., , Ляпина Г. А., Сторонин М. В. за основание классификации принимают функции, выполняемые дидактическими играми в учебном процессе. Так, Ляпина Г. А. подразделяет используемые в учебном процессе игры на дидактические и сюжетные. Сторонин М. В. делит дидактические игры на две группы:

• подготовительные

- творческие

В учебном процессе важен характер той деятельности, который обусловлен игрой. Селецкая Е. Э. предложила классификацию, в основание которой положен характер деятельности школьника. Характер деятельности определяется дидактической задачей. Причем, с усложнением учебных задач, усложняются правила, что влечет за собой усложнение структуры познавательной деятельности. Это, в свою очередь, усложняет логические операции, производимые школьником, и предполагает обращение к большей по объему источниковедческой базе, включая большее число логических операций. В данной классификации выделены : • репродуктивные дидактические игры; • частично-поисковые; • поисковые; • творческие без элементов ролевых; • творческие с элементами ролевых. Причем, при детальном рассмотрении, те дидактические игры, в которых при игровых ситуациях воспроизводится знание с целью выработки необходимых умений и навыков, отличаются непродолжительностью. Репродуктивные дидактические игры предполагают наличие образца в решении дидактической задачи, и подражание ему в процессе работы. Познавательная деятельность учащихся направляется на закрепление отдельной суммы знаний с целью выработки необходимых умений и навыков. Частично-поисковые дидактические игры, хотя и основываются на имеющихся знаниях, способствуя превращению их в умения и навыки, но их содержание может включать и элементы поиска, они содержат усложненные задачи. В ходе работы школьники производят несколько логических операций, включаясь в небольшой поиск. В этом случае учащийся ставится перед необходимостью выбора нужного материала и использования его в определенной последовательности. Характерной особенностью поисковых дидактических игр является еще большее усложнение учебных задач, включение школьников в деятельность, предполагающую элементы исследования. Когда учебные задачи более сложные, ученик оказывается в условиях более самостоятельной организации своего познания. Данная деятельность подготавливает ученика к творчеству. Творческие дидактические игры предоставляют школьнику самостоятельность. При выявлении причинно-следственных связей и зависимостей школьник имеет возможность самостоятельно раскрыть некоторые стороны изучаемых явлений, углубляясь в содержание своей познавательной деятельности.

Некоторые творческие игры включают импровизацию школьников, нося название творческих с элементами ролевых. Отметим, что к перечисленным играм нельзя подходить однозначно. Игра именно тем и хороша, что с ее помощью можно интегрировать все виды деятельности. Рассмотренная классификация игр в педагогическом плане достаточно подробна, связана с организацией различных видов деятельности. Достаточно интересную и подробную классификацию приводит Шукуров Т. А., интересна эта классификация тем, что игры рассматриваются в трех аспектах: • процессуальном; • управленческом; • социально-психологическом. В процессуальном аспекте выделено четыре направления в классификации игр : 1. По уровню познавательной самостоятельности учащихся: • репродуктивные; • конструктивные; • творческие. 2. По логике чередования шагов игры: • индуктивные – движение от знания более низкой к знанию более высокой степени общности; • дедуктивные – движение от знания более высокой к знанию более низкой степени общности; • традуктивные – движение от знания определенной степени общности к новому знанию той же степени общности. 3. По способу принятия игровых решений во времени: • дискретные – предполагающие жесткие интервалы принятия игровых решений; • непрерывные – дающие постоянные возможности взаимодействия с игровым подходом в принятии решений; • комбинированные – в которых допускается возможность получать информацию и принимать решения между игровыми моментами принятия основной массы решений. 4. По времени протекания игры в процессе включения игры в обучение: • кратковременные – локализованное включение в обучение; • длительные – распределенные во времени с периодическим включением в обучение; • «деловые» - распределенные с постоянным включением в обучение при изучении целой темы. С точки зрения управленческого аспекта выделяются такие основания:

1. По форме организации контроля и самоконтроля:

• устный контроль; • письменный контроль; • машинный контроль. 2. По способу определения результатов принимаемых решений: • свободное – результаты решений определяются организатором игры – учителем или группы экспертов – учеников; • жесткое – результаты принятых решений оцениваются моделью игры; • контурное – результаты решений фиксируются. 3. По форме проведения игр: • коллективные; • групповые; • индивидуальные. В игровой форме обучения проблема общения приобретает особую актуальность. Поэтому важно рассмотреть ее в социально-психологическом аспекте, имеющем три основания: 1. По характеру игрового процесса: • комбинаторные – позволяющие в общий ход игры включать дополнительные условия; • азартные – включающие приемы, резко повышающие активность познавательной деятельности учащихся, приводящие ученика к страстному желанию играть; • стратегические – позволяющие включать учащихся в тактику выполнения игры.

2. По виду игры: • соревновательные – воздействующие на чувства учащихся и создающие положительный настрой к учению; • художественные – позволяющие учащимся выступить и выразить продуманные ответы. В ходе игры ее результаты вызывают живое обсуждение; • загадочно-выигрышные – которые приводят к интуитивному мышлению, дают учащимся самостоятельное понимание; • организационные – которые позволяют организовывать деятельность учащихся во время игры. 3. По совпадению, либо различию целей и интересов субъектов игры: • наличие общих целей, интересов; • наличие общих целей, различие интересов; • различие целей, интересов. Приведенная классификация, как уже отмечалось выше, является подробной. Она связана с различными этапами урока, рассматривает игру не только с точки зрения организации деятельности учащихся, но с точки зрения организации деятельности учителя на уроке. В методическом плане более интересна классификация дидактических игр в зависимости от формы организации деятельности учащихся на уроке, которая, как правило, фактически опирается не только на учебную, но и на игровую цель. Классифицируя дидактические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить следующие типы игр: 1. Деловые игры; 2. Сюжетные игры; 3. Ролевые игры; 4. Игры-соревнования; 5. Символические игры; 6. Игры с раздаточным материалом; 7. Игры, направленные на выполнение занимательного задания. Рассмотрим более подробно каждый тип дидактической игры. Деловые игры позволяют учащимся получать ответы на вопросы в совместной деятельности, моделирую определенную жизненную ситуацию. Участие в поиске решения конкретной, практически важной задачи вызывает у школьников положительный эмоциональный настрой на урок: осознание своих возможностей, радость овладения более совершенными формами деятельности, чувство успеха, гордость за успех товарищей. Все это позволяет ученику включиться в урок не частично и не формально. Деловая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию практически возможной жизненной ситуации.

Отличие игры от обычного проблемного урока заключается в том, что здесь проблемная Отличие игры от обычного проблемного урока заключается в том, что здесь проблемная ситуация возникает как бы самопроизвольно, она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Результатом деловой игры должно быть коллективное решение учебной задачи. В сюжетной игре учащиеся проявляют большую самостоятельность, вымысел и творчество при решении учебных задач. Развитие мышления у детей в игре теснейшим образом связано с формированием у них представлений об окружающем мире и находится во взаимодействии с воображением. Развитие воображения опирается на прошлый опыт детей, который расширяется в процессе обучения, ознакомления их с окружающей действительностью. Этот опыт, знания и представления творчески применяются детьми в игровой деятельности. Ролевые игры – это творческие игры, в которых ребенок выполняет определенную роль. Большое влияние на поведение учащегося оказывает игровой образ и создание игровой ситуации на уроке. Ребенок ярко показывает свое отношение к воображаемому, свои мысли, чувства, стремится передать так, чтобы окружающие поверили ему. Беря на себя роль, ребенок легче и успешнее подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры. Подчинение игровым правилам обеспечивается не только внутренними побуждениями ребенка, связанными с выполняемой ролью, но и контролем со стороны коллектива играющих. Игры-соревнования связаны с выявлением победителя, здесь могут быть как индивидуальные, так и коллективные победители (команда, группа и т. д.). В игровой ситуации, включающей элемент соревнования, школьники проявляют максимум находчивости, изобретательности, стараясь быть смелее и активнее, что может сказаться положительно на общем

уровне их развития. Игры-соревнования требуют проявления дополнительных усилий, быстроты реакции, заставляют не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, умения и навыки. Каждый ученик заинтересован в лучшем результате не только за себя, но и за товарища по команде. Поэтому в играх-соревнованиях развивается чувство ответственности не только за свой успех, но и за успех всей команды. Символическими являются игры, в которых игровое действие осуществляется с помощью средств, содержащих информацию в символьном виде. Целью проведения игр с раздаточным материалом (например, лото, викторины и т. д.) является закрепление и углубление знаний, а также развитие восприятия, наблюдательности, внимания. Игры, направленные на выполнение занимательного задания не только развивают мышление детей, но и приучают творчески подходить к выполнению задания, видеть главное, обобщать. Приведенная классификация в силу своей простоты наиболее удобна с точки зрения практического применения игр в учебном процессе. Рассмотренные выше типы игр можно использовать на уроках информатики, включая их в различные этапы урока.

Современная классификация игр

Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учеников, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учеников волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению иностранным языком. Игра всегда предполагает принятия решения — как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. По теории М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» [1] подразделяет игры на следующие категории: 1. лексические игры; 2. грамматические игры; 3. фонетические игры; 4. орфографические игры; 5. творческие игры. 1) Лексические игры. Цели: — тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; — активизировать речемыслительную деятельность учащихся; — развивать речевую реакцию учащихся; — знакомить учащихся с сочетаемостью слов. 2) Грамматические игры Цели: — научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; — создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца. 3) Фонетические игры Цель — тренировать учащихся в произнесении английских звуков. 4) Орфографические игры Цель данных игр — упражнение в написании английских слов, тренировка памяти. 5) Творческие игры Цель этих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения могут быть проявлены в этих играх. Творческие игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т. д., сохранить и укрепить учебную мотивацию. [Сатюкова]

Список литературы

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПОЗИЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Дергачева Л. М.

Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 39-43.

Сатюкова А. А., Фоминых М. В. Современная классификация игр (на основе теории М. Ф. Стронина) // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 71-71.

Публикации по теме:

Презентация к уроку технологии «Классификация сплавов» В списке важнейших для людей материалов металлы занимают одно из первых мест. Все металлы делятся на две группы: черные и цветные. Металлы.

Конспект НОД «Классификация животных на группы по их отличительным признакам» Непосредственно образовательная деятельность старшая группа Тема: «Классификация животных на группы по их отличительным признакам» Задача.

Консультация «Классификация ОНР» Общее недоразвитие речи (ОНР) ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом.

Классификация игр дошкольников Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка,.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Основные методологические подходы к обучению и воспитанию По мнению Е. В. Ушакова, категория «подход» — понятие, наименее разработанное в методологической литературе и рассматриваемое как наиболее.

Памятка для самостоятельного подбора тканей «Классификация искусственных материалов» Памятка «Классификация искусственных материалов» Искусственными принято считать материи, полученные искусственным путём из натурального.

Презентация проекта «Классификация детского экспериментирования» Достоинства метода экспериментирования: способствует формированию интегративных качеств:любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация и краткая характеристика Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Цель: сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учетом индивидуальных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Классификация игр. Методологические подходы
Опубликовано: 29 мая 2018 в 10:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД