Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Классики детской литературы»

Наталья Поднекс
Консультация для воспитателей «Классики детской литературы»

Классики детской литературы.

Цель статьи: поближе познакомить воспитателей детсадов с жизнью и творчеством классиков детской литературы с последующим применением ими этих знаний в работе с детьми.

Литературный критик В. Белинский утверждал, что у детского писателя особая миссия: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело : им решается участь человека.

Публикация «Консультация для воспитателей „Классики детской литературы“» размещена в разделах

По его мнению детский писатель должен осознавать и учитывать двойственную природу своего труда: ведь его книги читаются не только детьми, но и взрослыми, которые во время общения с хорошей детской книгой тоже становятся детьми. Задача автора – доставить им такое удовольствие.

Исходя из фактов творческой жизни детских писателей, мы видим, что многие из них пришли в детскую литературу, когда у них появились собственные дети. (К. Чуковский, В. Лунин и др., или когда судьба свела их с детьми, расширив круг общения с ними (С. Маршак, Ю. Коваль в пору учительства и др.)

Аркадий Гайдар (1904 – 1941) прямо заявлял о своём желании писать для детей. Ещё юношей, успевший повидать жизнь (в свои 16 лет он уже был командиром, ещё не остывший от побед и поражений, Гайдар захотел рассказать мальчишкам и девчонкам «как оно всё начиналось, да как продолжалось». Это была главная причина его творчества. Его повесть «Тимур и его команда», рассказы «РВС», «Чук и Гек», «Голубая чашка» и др. очень любили советские дети, любят их дети и сейчас.

С. В. Михалков говорил: «Я действительно родился детским писателем У него была данная от природы способность взрослого человека, при всём богатстве его жизненного опыта, видеть, чувствовать и понимать мир, как его видит и понимает ребёнок.

Но вместе с тем С. Михалков как-то признался, что он не любит возиться с детьми, играть с ними и даже не любит читать им свои стихи, как это делал, например, К. Чуковский.

«Я их как-то стесняюсь», - говорил титулованный детский писатель. Сравнивая себя с Чуковским, он говорил, что тот, видимо, писал для детей в шутку, а он всерьёз.

Корней Чуковский «родился как писатель» для своих детей – маленького Николая («Крокодил») и внучки Мурочки, которую он сделал героиней своих стихов, а С. Михалков стал писать для других советских детей. У Чуковского ребёнок – член семьи. Отсюда преобладание в его поэзии жанра сказки, праздника, игры, смеха.

У Михалкова же ребёнок – часть народа, отсюда серьёзный разговор, строгость формы, сдержанная улыбка. Чуковский для всех – Дедушка Корней, а Михалков – Дядя Стёпа, всегда помнящий о своих служебных обязанностях.

Но оба эти автора воспринимаются читателем как любимые писатели.

Стихи С. В. Михалкова( 1913 – 2009) были любимыми многими поколениями детей: «А что у вас?», «Дядя Стёпа», «На прививку третий класс», «Круглый год», «Как бы жили мы без книг» и многие другие.

Помимо стихов Сергей Владимирович выступал в жанре баснописца: «Заяц м Черепаха», «Слон-живописец», «Нужный осёл», «Лев и Муха», «Завидное упорство», «Кукушка и Скворец», «Морской индюк» и др.

Во все времена сказка была символом добра и народной мудрости. К ней обращались многие писатели и С. Михалков в том числе. Всем известны и любимы его сказки «Жадный Вартан», «Как старик корову продавал», «Три поросёнка» и др. Многие из его сказок экстраординарны. Кроме того, Сергей Владимирович писал, сатирические комедии («Всё могут короли», очерки, фельетоны. Он был автором идеи сатирического киножурнала «Фитиль», редактором детского журнала «Весёлые картинки».

С. В. Михалков является автором текста гимна СССР (1943г.) и гимна России (2000г.)

Не все знают, что Корней Чуковский (1882 – 1969) – это псевдоним детского писателя Н. В. Корнейчука. В молодости в Санкт-Петербурге он начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как И. Куприн, Ф. Сологуб, И. Тэффи. Чуковский был хорошо знаком с Ильёй Репиным. Он был известен как влиятельный критик.

Самым близким себе по духу писателем Корней Иванович считал А. Чехова. Впоследствии он написал автобиографическую повесть «Серебряный герб». Но кроме этого К. Чуковский занимался переводами. Он перевёл «Сказки Р. Киплинга», рассказы Г. Уэлса, «Приключения Тома Сойера и Гекельбери Финна» и «Принц и нищий» М. Твена. Причём, надо отметить, что английский язык он выучил самостоятельно по учебнику. Это несмотря на то, что его отчислили из гимназии, потому что он был из бедной семьи, а в то время вышел указ, запрещающий принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, поваров и других бедных людей из «низшего сословия».

Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 г. Корней Иванович составил сборник стихов для детей «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».

С раннего детства детям знакомы и любимы его стихи «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Краденое солнце», «Телефон», «Чудо-дерево», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» и др.

В жизни К. Чуковского было ещё одно увлечение – изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти».

В конце жизни Корней Иванович писал: «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я кроме «Мойдодыра» и «Мухи-Цокотухи», вообще ничего не писал».

Агния Барто (1906 – 1981) всю жизнь посвятила детской поэзии. В стихах Агнии Львовны проводили своё детство все без исключения советские дети, как и дети нынешней «новой» России. Барто – это фамилия её первого мужа, с которым они поженились очень рано и быстро расстались.

У поэтессы не было литературного образования, она была балериной, так хотел её отец. Но стихи писала с детства, и в 19 лет уже вышла её первая книжка. Своим учителем стихотворения она считает В. Маяковского. Она несколько раз встречалась с ним, но лично знакома не была. Ей нравилась его сложная рифма, в её стихах она тоже присутствует, за что она не раз подвергалась критике известных поэтов, например Чуковского, но её читателям нравились и нравятся её стихи.

Читать стихи А. Барто очень легко. Они понятны и интересны детям. Читая, например, стихотворения «Вовка – добрая душа», или про Лиду – болтунью, дети представляют себе этих ребят так живо, будто они их сверстники.

Барто писала стихи и в сатирическом жанре: «Жадный Егор», «Любочка», «Серёжа учит уроки» и др. В них автор показывает недостатки детей. Зачастую сам ребёнок не замечает их, а послушает или прочитает такие стихи и поймёт, как не надо поступать, захочет исправиться. Сатира Агнии Барто острая, но добрая. Автор знает, что у детей всё ещё впереди, и они, если захотят, то избавятся от своих недостатков.

Слушать её стихи – это как смотреться в волшебное зеркало. Сразу становятся заметны все наши слабости, которые достойны осуждения.

В каждой детской библиотеке есть книжки А. Барто: «Игрушки», «Младший брат», «Мы с Тамарой», «На заставе», «Все учатся», «Из пёстрых страниц», «Звенигород», «Медвежонок-невежа» и др.

После выхода её новых книг Агния Львовна знакомится с такими людьми как С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков. Она дружит с А. Фадеевым, Л. Кассилем, с Риной Зелёной и Ираклием Андрониковым.

Чуковский в воспоминаниях Барто – благожелательный, весёлый человек, но очень строгий критик и умный, внимательный, требовательный наставник. Он увлекает её любовью к фольклору, удерживая от лишних «украшательств», предлагает попробовать «строгую форму»-балладу. Под его влиянием она написала балладу «Лесная застава».

В 1964 г. На радиостанции «Маяк» выходит передача «Найти человека», создателем и ведущей которой была А. Л. Барто. Во время Великой Отечественной войны многие наши соотечественники потеряли своих родных. На передачу приходили мешки писем с просьбой помочь в поиске близких людей. Агния Львовна помогла воссоединиться почти тысяче семей.

Стихи А. Барто, отмеченные мягким юмором, ясностью языка завоевали большую популярность у детей и взрослых. Её книги были переведены на многие языки народов России и на иностранные языки.

С. Я. Маршак (1887 – 1964) – один из основоположников советской детской литературы. В 1920 г. Он создал один из первых в России детских театров в г. Екатеринбурге (сейчас Краснодар).

Литературную славу Маршаку принесли его стихи: «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер» и многие другие, в которых скрытая дидактика воплощения в ярких образах, занимательных сюжетах и различных жанровых формах, и в то же время она сочетается с простым и доступным поэтическим языком.

Среди других произведений всем известные и любимые пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и «Кошкин дом».

Исходя из того, что ребёнку «нужны образы, краски и звуки» В. Белинский советовал детским писателям «одушевить весь мир и всю природу», иначе говоря, он считал, что детская литература должна быть образной.

Классическое наследие – не застывшее, а вечно развивающееся явление. Каждое новое поколение истолковывает его по-своему, опираясь на всё более возрастающие знания о прошлом и своём времени.

Использованная литература :

1. Ребёнок в детском саду №2/2011 – с. 26.

2. Дошкольное воспитание №5/2011 – с. 48.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы» ФГОС направлен на решение многих задач. Одной из них является: «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии.

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы» Задачи: 1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; 2. Развивать.

Конспект НОД в старшей группе «Доброта и отзывчивость» посредством детской художественной литературыКонспект НОД в старшей группе «Доброта и отзывчивость» посредством детской художественной литературы Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.

Консультация «Авторские сказки и стихи в чтении художественных текстов современной детской литературы» Общая тема: «Позитивный творческий подход к чтению художественных текстов современной детской художественной литературы с помощью авторских.

Консультация для воспитателей «ФЭМП в различных видах детской деятельности» В дошкольных учреждениях формирование элементарных математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика.

Консультация для воспитателей «Легоконструирование — фактор развития детской одаренности» Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во.

Консультация для воспитателей накануне Международного дня детской книги «Элинор Фарджон»Консультация для воспитателей накануне Международного дня детской книги «Элинор Фарджон» Элинор Фарджон - первая писательница, награждённая Золотой медалью имени Ганса Христиана АНДЕРСЕНА То, что 2 апреля – день детской книги.

Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги»Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги» В наш век весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Общеизвестно.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Классики детской литературы»
Опубликовано: 9 октября 2018 в 21:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД