Папки-передвижки

Классный час «Почему меня так назвали»

Алефиренко
Классный час «Почему меня так назвали»

Почему меня так назвали

Цели занятия:

1. развитие познавательной и творческой активности учащихся;

2. содействие расширению кругозора учащихся;

3. знакомство с историей имен и их значением;

4. воспитание уважения к своему имени и имени других людей;

5. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.

Предварительная подготовка.

1. Каждый учащийся должен подготовить небольшое сообщение о значении и происхождении своего имени.

2. Вспомнить и записать как можно больше пословиц, поговорок в которых встречается какое-либо имя.

Публикация «Классный час „Почему меня так назвали“» размещена в разделах

3. Учащиеся совместно с воспитателем проводят небольшое социологическое исследование в школе, цель которого – распределить имена учащихся по популярности.

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Виды внеурочной деятельности: игровая и познавательная

Форма проведения внеурочной деятельности: игра

Универсальные учебные действия:

• личностные;

• регулятивные;

• познавательные;

• коммуникативные.

Ожидаемые результаты:

должны иметь представление:

- об историческом значении имен;

- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

должны знать:

- историю возникновения своего имени;

- правила проведения игр, викторин и соревнований;

- правила поведения во время игры.

должны уметь:

- проявить смекалку и находчивость;

- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

Отгадайте загадку: Принадлежит тебе,

а пользуются другие.

(ИМЯ)

- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

Меня зовут Ирина Михайловна. Это имя я получила в подарок. Этот подарок сделали для меня мои родители. Меня назвали в честь моей бабушки. Бабушки давно нет на земле, а ее имя живет. Это имя я получила как наследство. Кто-то получает в наследство дома, сокровища, а я получила имя.

- Что вы знаете об именах, которые вы носите?

(Сообщения детей)

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена. С раннего детства людей называли: во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш, во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна, в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая, в-четвёртых, по названию животных, растений, явлений природы (Баран, Дуб, Волк).

Задание 1.

Детям раздаются карточки с именами.

Малинка Дорога Ненаш

Будилко Зима Некраса

Май Суббота Найден

Перед вами имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках. Подумайте, почему их так назвали.

Учитель: Время не стояло на месте. В 988 г. на Руси было введено христианство. С появлением христианства имя наречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. В русской православной церкви были особые книги месяцесловы или святцы. В тех книгах на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых чтит в этот день церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имён, которые значились в святцах на день рождения ребёнка. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там

В странице святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима

То хошь не хошь Иероним.

Очень много на Руси было Иванов, т. к. в Святцах это имя встречается 170 раз, т. е. почти через день. Правда, иногда, священник шел на уступки, и по просьбе родителей давал имя, которое в святцах не значилось. Так славянские имена Вера, Надежда, Любовь давались часто, несмотря, что Вера в святцах встречается 2 раза, а Надежда, Любовь только по одному разу.

Задание 2. Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена. Примеры. На всякого Егорку есть поговорка. А Васька слушает да ест. Бог не Ермошка – видит немножко. Купила бабуся бусы Марусе. Люди с базара, а Назар – на базар. Мели Емеля твоя неделя. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Один про Фому, а другой про Ерёму. По Ивашке и рубашка. У лодыря Егорки – всегда отговорки. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать, да бабушка. По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. На бедного Макара все шишки валятся. Хороша Маша, да не наша.

Учитель: В ином положении оказались родители после 1918 г., Великой Октябрьской революции. Регистрацию новорождённых стали вести отделы записей гражданского состояния – ЗАГС. Давайте откроем толковый словарь и прочитаем, что такое ЗАГС. Родители теперь могли выбрать любое имя: старое (бывшее церковное, польское, немецкое и даже изобрести своё имя. И вот что из этого получилось.

Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям.

(С. Я. Маршак «В защиту детей»)

Пользуясь свободой выбора имени, родители иногда давали своим детям странные, необычные имена. В качестве личных имён выступают географические названия Алтай, Гималаи, Амур, Казбек. Математические и технические названия Гипотенуза, Меридиана, Дизель, Комбайн и т. д.

Некоторые советские родители, стремясь увековечить определенные исторические события, называли своих детей коротко и ясно: Пофистал (Победитель фашизма Иосиф Сталин, Пятвчет (Пятилетку в четыре года, Урюрвкос (Ура, Юра в космосе, Ватерпежекосма (Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт, Перкосрак (Первая космическая ракета) и т. д.

Задание 3. А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

1. Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка)

2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

3. У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек)

4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. (Алиса)

5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. (Гарри Потер)

6. Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

7. Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино)

10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу (Василиса)

12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»? (Федор)

14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.

(Карлсон)

15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? (Золушка)

Задание 4. Блиц турнир.

- Отгадайте загадки-шутки «Имена девочек и мальчиков».

В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1. Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5. Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

6. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

7. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

8. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?

9. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

10. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

( Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

Итоги социологического исследования.

Распределить имена учащихся школы по популярности.

Подведение итогов

Учитель:

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имен

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечерком и утречком, спросонок

Слушайте их звонкий перезвон:

Света, Миша, Машенька, Максим…

Дорожите именем своим!

Рефлексия.

Продолжите предложение:

1. Мне было интересно …

2. Теперь я знаю ….

3. А еще хочу сказать ….

Домашнее задание: (по выбору)

1. нарисовать своё имя;

2. нарисовать семейное дерево.

Источники и литература:

1. А. А. Бобров «Имя – судьба», Москва, 1993г.

2. Т. Н. Максимова, Н. Н. Дробина «Классные часы. 3 класс» Просвещение.

3. https://www.zavuch.info/methodlib/276/35407/

4. https://zheschool3.ru/index.php/vospitanie/130-imena

5. https://azbyka.ru/days/sv-sofija-sluckaja

6. https://names.neolove.ru

Публикации по теме:

«Меня не выбрали», или «Почему мой ребенок не выступает на утренниках?» Каждый раз при подготовке к утреннику нам приходится решать задачи участия детей в сценарии. Логопедические дети в массовых группах, как.

Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц»Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц» Любознательность - отличительная особенность детей дошкольного возраста. Недавно, рассматривая и читая детскую энциклопедию. детей заинтересовал.

Классный час «1 сентября в 1 классе» Классный час "1 сентября в первом классе" ___ Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей.

Классный час для 1 класса «Мы в библиотеке» Классный час на тему «Мы в библиотеке» для 1 класса. Подготовила: Сухоставская И. А. Цель: приобщение школьников к миру книжной культуры,.

Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.

Классный час «Семья — это…» для учащихся 13–17 лет Направление работы: 1. Социальная ответственность и компетентность Цель: формировать представление о семье. Развивать коммуникативные качества.

Классный час «Здравствуй, 3 класс!» Задачи 1. Поддержать у детей ощущение праздника от встречи со школой, создать настрой на учебную деятельность. 2. Помочь быстрее адаптироваться.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.

Сказка из семейного сундучка с детскими иллюстрациями «Почему друзья назвали лисёнка мудрым и внимательным?»Сказка из семейного сундучка с детскими иллюстрациями «Почему друзья назвали лисёнка мудрым и внимательным?» Продолжаю серию своих сказок для тех, кто не знаком с ними из других источников. В одном сказочном лесу, в чудесном маленьком городке жили.

У меня радость.У меня радость. у ВАЖАЕМЫЕ, КОЛЛЕГИ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ САЙТА ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ С ВАМИ СВОЕЙ РАДОСТЬЮ- Я ПОЛУЧИЛА ДВЕ НАГРАДЫ. Награда бронзовый блок за 25 публикаций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час «Почему меня так назвали»
Опубликовано: 1 апреля 2022 в 09:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД