Гайбышева Динара Рафильевна
Клуб «Красивой речи» как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
В силу своей профессии, я стремлюсь помочь детям научиться правильно произносить звуки родной речи, красиво и грамотно излагать свои мысли. Формирование правильной речи – одна из основных задач дошкольного образования, так как этоважнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, процесса его социальной адаптации. Но с каждым годом количество детей, имеющих речевые нарушения, становится всё больше. В связи с этим стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями речи и включения родителей в педагогический процесс.
Публикация «Клуб „Красивой речи“ как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2023
Работа с семьёй – является одним из основных аспектов в достиженииположительных результатов в моей работе. Взаимодействие с родителями строю на основе диалога, устанавливаю с родителями доброжелательные отношенияи деловое сотрудничество. Использую традиционные и нетрадиционные, групповые и индивидуальные, наглядно-информационные формы работы :консультации, беседы, выступления на родительских собраниях, дни открытых дверей, практикумы, мастер-классы, тренинги, также использую дистанционные формы сопровождения родителей, веду проектную деятельность.
Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). У детей с нарушением речи слабо развита моторика артикуляционного аппарата, речевое дыхание несовершенно, отмечается отставание в развитии мелкой моторики, главным образом, страдает техника движений и двигательные качества. Для достижения положительного результата в коррекции речи целесообразно организовывать работу системно и последовательно.
Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является логопедический клуб для родителей дошкольников,где системно и планомерно обучаю родителей эффективным формам взаимодействия с ребёнком по коррекции нарушений речевого развития. Основной целью клубной формы работы в моей практике является повышение эффективности взаимодействия учителя-логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста, создание благоприятных условий педагогами для взаимодействия с родителями воспитанников.
Направленность заседаний клуба «Красивой речи» ориентированана установление успешного взаимодействия с родителямипоформированию правильной речи у детей дошкольного возраста.
Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц,в удобное вечернее для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба организуются преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, мастер-классов. Входе заседаний клуба родители знакомятся с необходимостью ежедневного выполнения артикуляционных упражнений детьми,правилами проведения артикуляционной гимнастики, имеют возможность задавать вопросы и получать практические ответы. Очень много вопросов возникает у родителей при выполнении заданий на развитие навыка звукового анализа, при составлении рассказа – описания по схемам и много других моментов, которые в клубе мы прорабатываем в игровой форме. Родители, вначале, немного смущаются отвечать на вопросы и предложения, но ястараюсь создать благоприятную атмосферу взаимодоверия, раскрыться и чувствовать себя непринуждённо. Поэтому, планируя темы бесед для родителей, учитываю возраст детей, организую мероприятие на разные возрастные группы, организую клуб и для родителей детей ещё не зачисленных на логопункт в силу возраста. Одна из частей заседания посвящается изготовлению пособий на развитие дыхания, мелкой моторики, звукопроизношения и др.
Эффективной формой проведения заседаний клуба являются организованные совместно с детьми в форме практикумов, мастер-классов или открытых занятий с дошкольниками. Это позволяет родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба способствует обогащению их опыта в коррекционной работе, помогает распространить наиболее успешный опыт семейного воспитания, организацию коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.
Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи предлагаю родителям высказаться или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений, цветовых сигнализаторов, анкетирование. Полученная таким образом информация позволяет вносить коррективы в содержание последующих встреч.
Использование активных форм в работе с родителями даё т определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и партнерами в образовательной деятельности, создана атмосфера взаимоуважения и взаимодоверия; определились единые цели и подходы в вопросах воспитания и развития. Следует отметить увеличение доли участия и заинтересованности семьи в коррекционном процессе. В результате, с родителями удалось выстроить конструктивные взаимоотношения, они стали активны в организации коррекционной помощи ребёнку, выполняют рекомендации, интересуются успехами ребёнка и, при возможности, всегда посещают клуб «Красивой речи».