Ирина Потапова
Комбинированное логопедическое занятие «Комнатные растения. Звуки и буквы «Ч» — «Щ».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия
в группе для детей с общим недоразвитием речи (6 – 7 лет)
«Комнатные растения. Звуки и буквы «щ» – «ч»
ЦЕЛИ: - формирование лексико–грамматических категорий по теме;
- дифференциация звуков «щ» – «ч» в речи, букв Ч -Щ;
ЗАДАЧИ:
Коррекционно – образовательные :
- расширять и активизировать словарь по теме,
- совершенствовать грамматический строй речи:
закрепление навыка согласования существительных с числительными и
прилагательными,
Публикация «Комбинированное логопедическое занятие „Комнатные растения, Звуки и буквы „Ч“ — „Щ“,» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
закрепление навыка словообразования с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов, увеличительных суффикса «ищ»;
- совершенствовать навык составления сложных предложений с союзом
«но»
- совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза
слогов, слов, различения звуков «ч» - «щ» в слогах, словах;
- развивать навык чтения и письма слогов, слов с буквами Щ, Ч;
- закрепить правила правописания «ча», «ща», «чу», «щу».
Коррекционно – развивающие:
- развивать связную речь (употребление сложных предложений с
противопоставлением);
- развивать фонематические процессы,
- развивать слуховое и зрительное внимание,
- развивать пространственную ориентировку;
- развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать бережное, внимательное отношение к природе.
- воспитывать умение работать коллективно, доброжелательно
относиться друг к другу.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ: - плоские изображения комнатных растений, их частей;
ОБЕСПЕЧЕНИЕ - предметные картинки со звуками «щ», «ч»;
- изображения Волшебницы, Гнома, Великана;
- раздаточный материал для звукового анализа, мелкие
палочки для выкладывания букв;
- слоговые схемы;
- магнитная доска с буквами;
- таблица для чтения слогов, слов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент
Игра «Назови друга ласково» (словобразование с помощью
уменьшительно- ласкательных суффиксов, деление на слоги).
Логопед: «Повернемся к другу, улыбнемся и назовем друга ласково,
а ладошки нам помогут» (по «цепочке», «Я начну: Во-воч-ка»; дети
называют соседа и садятся).Молодцы! Вы хорошие друзья! Об этом узнала добрая Волшебница и пригласила вас в гости (на доске – картинка с изображением Волшебницы). Отправляемся?»
2. Игра «Расставь комнатные растения на полках» (слоговой анализ
с выделением ударного слога).
(на доске предметные картинки с изображением комнатных растений и
схем слоговой структуры слов – «полки»)
Л. : «В доме у Волшебницы много того, что нужно для красоты, воздуха,здоровья. Догадались, чего много у Волшебницы?
Дети: «Комнатных растений»
Л. : «Правильно, а как вы догадались?»
Дети: «Комнатные растения нужны для красоты, воздуха, здоровья».
Л. : «Давайте их назовем»
Дети называют картинки, (выставляются на доску): фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, традесканция, азалия,амариллис. Это комнатные растения.
Л. : «Давайте поможем Волшебнице расставить горшочки с растениями по полкам. Будем делить слова на части и выделять «громкую», ударную часть.
Дети по очереди (по желанию) выходят, делят слово на слоги, выделяя
ударный и ставят картинку над нужной схемой.
Л. : «Молодцы, навели порядок. Как еще вы будете заботиться о комнатных растениях?
Дети: «Мы будем поливать, протирать, рыхлить, подкармливать».
3. Игра «Есть – нет». Согласование существительных с
прилагательными и числительными.
(У детей на столах картинки с изображением частей комнатных растений в разном количестве)
Л. : «Вспомните, какие части есть у растений. (корень, стебель, листья, бутон, цветок). Посмотрите на свою картинку и посчитайте (дети считают части растений).
- «У меня пять тонких стебельков»;
- «У меня нет пяти тонких стебельков, но есть три розовых бутона»
Дети по «цепочке» составляют сложные предложения с союзом «но», тренируясь в навыке согласования слов.
Л. : «Молодцы! Вы меня очень порадовали: вы старались справляться с очень трудным заданием и помогали друг другу».
4. Подвижная игра «Малыши и великаны». (Словообразование с помощью суффиксов «очк», «ечк», «чик», «ищ»)
Л. : Ребята, Волшебница не только добрая, но веселая. Она любит пошутить и все в малышей и в великанов превратить. Хотите с ней поиграть? Тогда выходите и вставайте в круг.
(Дети выходят на ковер). У Волшебницы есть волшебная палочка, на кого палочка покажет, тот и превращает. Будьте внимательны! Сначала все должно превратиться в «малышей». Кто правильно «превратит», тот садится.
Дети по указанию изменяют предложенные слова (названия растений и их частей с помощью уменьшительно –ласкательных суффиксов (фиалка – фиалочка, стебель – стебелечек) и садятся на корточки или на ковер.
Л. : Молодцы, у вас получилось! А кто заметил, какой звук помогал сделать слова «маленькими»?
Дети: Звук «ч».
Л. : А теперь поможем волшебнице «превратить» слова в «великанов». Кто «превратит», тот встает. Следите за волшебной палочкой.
Дети образуют слова с помощью суффикса «ищ» (лист – листище, бутон – бутонище, кактус – катусище).
Л. : Вы все стали волшебниками! А какой же звук вам помог сделать «великанов»?
Дети: Звук «щ».
5. Игры со звуками «ч», «щ». (Характеристика и различение звуков
«ч»- «щ»)
Л. : «Будем слушать и говорить звуки «ч», «щ». Какие это звуки?»
Дети с помощью логопеда характеризуют звуки («согласные, глухие, всегда мягкие, шипящие»).
Л. : «Подходите к своим стульчикам, поиграем с этими звуками».
Игра – «цепочка» «Поменяй звуки местами» (анализ и синтез прямых
и обратных слогов)
ач – ча, ащ – ща, уч – чу, ущ –щу
що – ощ, чи – ич, ча – ач, щу – ущ.
(дети садятся за столы).
Игра на внимание «Кулак – ладонь» со звуками «ч» - «щ».
6. Игра «Подарки Гному и Великану» (Дифференциация звуков
«ч» - «щ» в словах): распределение картинок со звуками «ч»
и «щ» под изображениями гнома и великана на магнитной доске,
осложненное определением места звука в слове.
(картинки: чайник, щетка, ящик, очки, ключ, плащ, овощи, мяч,
печенье,пещера, качели, кирпич, щипцы, спички, щепки)
Л. : «Посмотрите, кто еще приглашает нас в гости в сказку?»
Дети: «Это Гном и Великан»
Л. : «Принимаем приглашение? Но в гости надо идти с подарками. Можно
подарить картинки. Давайте разберемся, кому картинки, в названии
которых звук «щ», а кому со звуком «ч» .
Дети: «Со звуком «ч» - Гному, потому что звук «ч» помогает делать
слова маленькими, а со звуком «щ» - Великану, чтобы делать слова
большими»
Л. : Начинаем дарить подарки. Не забудьте объяснить Гному и
Великану, где в слове вы нашли звук.
Дети по очереди выходят к доске и распределяют картинки («Чайник
подарю Гному, потому что звук «ч», в начале слова»).
7. Дифференциация букв Ч – Щ. (Закрепление навыка
пространственных ориентировок)
Л. : «Молодцы, вы отлично слушали и произносили звуки. А увидеть,
написать и сложить мы сможем.. . («буквы»). Петя, выстави букву
Ч над Гномом, а Таня поставит букву Щ над Великаном.
- Где вы видите букву Щ? («Буква Щ над Великаном»)
- Где буква Ч? («Буква Ч над Гномом»)
- С какой стороны буква Ч, а с какой – Щ? («Буква Ч – с левой
стороны,а Щ – с правой») А теперь выложите эти буквы на столах из
палочек. Не забудьте, что слева должна быть буква Ч, а справа буква
Щ. (дети на столах выкладывают буквы из мелких палочек, показывая и
озвучивая по просьбе логопеда, какая буква слева – справа.)
Л. : «Молодцы! Убираем.»
8. Игра «Читайка» (по таблице слогов, слов). Повторение правил
правописания ча, ща, чу, щу).
[9. Игра «Слова – загадки».(Звуко–буквенный анализ и синтез).
Составление слов с последующим прочтением по последнему звуку
предлагаемых на слух слов.
Л. : «Ребята, у доброй и веселой Волшебницы много растений, но одно
заколдовано, а волшебница забыла волшебные слова. Но мы поможем
расколдовать, если разгадаем слова – загадки. Попробуем? Тогда
слушайте последний звук в словах и находите такую же букву:
плащ – иду – ключ – очки - попугай (щучий) (дети выкладывают слово
на доске, читают, а второе слово в названии растения («хвост»)
догадываются и составляют из букв.
«Ура! Вы расколдовали комнатное растение. Это щучий хвост. Другое
его название - сансевиерия» (на доске появляется картинка).
10. Итог. (припоминание слов со звуками «щ» и «ч»).
- Мы выполнили все задания и просьбы доброй волшебницы. Пора
прощаться со сказкой. Если вам было интересно и вы много узнали,
вспомните слова: девочки - со звуком «ч», а мальчики – со звуком
«щ».