МААМ-картинки

Комбинированное логопедическое занятие «Комнатные растения. Звуки и буквы «Ч» — «Щ». (4 фото)

Ирина Потапова
Комбинированное логопедическое занятие «Комнатные растения. Звуки и буквы «Ч» — «Щ».
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального занятия

в группе для детей с общим недоразвитием речи (6 – 7 лет)

«Комнатные растения. Звуки и буквы «щ» – «ч»

ЦЕЛИ: - формирование лексико–грамматических категорий по теме;

- дифференциация звуков «щ» – «ч» в речи, букв Ч -Щ;

ЗАДАЧИ:

Коррекционно – образовательные :

- расширять и активизировать словарь по теме,

- совершенствовать грамматический строй речи:

закрепление навыка согласования существительных с числительными и

прилагательными,

Публикация «Комбинированное логопедическое занятие „Комнатные растения, Звуки и буквы „Ч“ — „Щ“,» размещена в разделах

закрепление навыка словообразования с помощью уменьшительно-

ласкательных суффиксов, увеличительных суффикса «ищ»;

- совершенствовать навык составления сложных предложений с союзом

«но»

- совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза

слогов, слов, различения звуков «ч» - «щ» в слогах, словах;

- развивать навык чтения и письма слогов, слов с буквами Щ, Ч;

- закрепить правила правописания «ча», «ща», «чу», «щу».

Коррекционно – развивающие:

- развивать связную речь (употребление сложных предложений с

противопоставлением);

- развивать фонематические процессы,

- развивать слуховое и зрительное внимание,

- развивать пространственную ориентировку;

- развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать бережное, внимательное отношение к природе.

- воспитывать умение работать коллективно, доброжелательно

относиться друг к другу.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ: - плоские изображения комнатных растений, их частей;

ОБЕСПЕЧЕНИЕ - предметные картинки со звуками «щ», «ч»;

- изображения Волшебницы, Гнома, Великана;

- раздаточный материал для звукового анализа, мелкие

палочки для выкладывания букв;

- слоговые схемы;

- магнитная доска с буквами;

- таблица для чтения слогов, слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент

Игра «Назови друга ласково» (словобразование с помощью

уменьшительно- ласкательных суффиксов, деление на слоги).

Логопед: «Повернемся к другу, улыбнемся и назовем друга ласково,

а ладошки нам помогут» (по «цепочке», «Я начну: Во-воч-ка»; дети

называют соседа и садятся).Молодцы! Вы хорошие друзья! Об этом узнала добрая Волшебница и пригласила вас в гости (на доске – картинка с изображением Волшебницы). Отправляемся?»

2. Игра «Расставь комнатные растения на полках» (слоговой анализ

с выделением ударного слога).

(на доске предметные картинки с изображением комнатных растений и

схем слоговой структуры слов – «полки»)

Л. : «В доме у Волшебницы много того, что нужно для красоты, воздуха,здоровья. Догадались, чего много у Волшебницы?

Дети: «Комнатных растений»

Л. : «Правильно, а как вы догадались?»

Дети: «Комнатные растения нужны для красоты, воздуха, здоровья».

Л. : «Давайте их назовем»

Дети называют картинки, (выставляются на доску): фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, традесканция, азалия,амариллис. Это комнатные растения.

Л. : «Давайте поможем Волшебнице расставить горшочки с растениями по полкам. Будем делить слова на части и выделять «громкую», ударную часть.

Дети по очереди (по желанию) выходят, делят слово на слоги, выделяя

ударный и ставят картинку над нужной схемой.

Комбинированное логопедическое занятие «Комнатные растения. Звуки и буквы «Ч» — «Щ».

Л. : «Молодцы, навели порядок. Как еще вы будете заботиться о комнатных растениях?

Дети: «Мы будем поливать, протирать, рыхлить, подкармливать».

3. Игра «Есть – нет». Согласование существительных с

прилагательными и числительными.

(У детей на столах картинки с изображением частей комнатных растений в разном количестве)

Л. : «Вспомните, какие части есть у растений. (корень, стебель, листья, бутон, цветок). Посмотрите на свою картинку и посчитайте (дети считают части растений).

- «У меня пять тонких стебельков»;

- «У меня нет пяти тонких стебельков, но есть три розовых бутона»

Фото «Щ»

Дети по «цепочке» составляют сложные предложения с союзом «но», тренируясь в навыке согласования слов.

Л. : «Молодцы! Вы меня очень порадовали: вы старались справляться с очень трудным заданием и помогали друг другу».

4. Подвижная игра «Малыши и великаны». (Словообразование с помощью суффиксов «очк», «ечк», «чик», «ищ»)

Л. : Ребята, Волшебница не только добрая, но веселая. Она любит пошутить и все в малышей и в великанов превратить. Хотите с ней поиграть? Тогда выходите и вставайте в круг.

(Дети выходят на ковер). У Волшебницы есть волшебная палочка, на кого палочка покажет, тот и превращает. Будьте внимательны! Сначала все должно превратиться в «малышей». Кто правильно «превратит», тот садится.

Дети по указанию изменяют предложенные слова (названия растений и их частей с помощью уменьшительно –ласкательных суффиксов (фиалка – фиалочка, стебель – стебелечек) и садятся на корточки или на ковер.

Л. : Молодцы, у вас получилось! А кто заметил, какой звук помогал сделать слова «маленькими»?

Дети: Звук «ч».

Л. : А теперь поможем волшебнице «превратить» слова в «великанов». Кто «превратит», тот встает. Следите за волшебной палочкой.

Дети образуют слова с помощью суффикса «ищ» (лист – листище, бутон – бутонище, кактус – катусище).

Комбинированное логопедическое занятие «Комнатные растения. Звуки и буквы «Ч» — . - фото

Л. : Вы все стали волшебниками! А какой же звук вам помог сделать «великанов»?

Дети: Звук «щ».

5. Игры со звуками «ч», «щ». (Характеристика и различение звуков

«ч»- «щ»)

Л. : «Будем слушать и говорить звуки «ч», «щ». Какие это звуки?»

Дети с помощью логопеда характеризуют звуки («согласные, глухие, всегда мягкие, шипящие»).

Л. : «Подходите к своим стульчикам, поиграем с этими звуками».

Игра – «цепочка» «Поменяй звуки местами» (анализ и синтез прямых

и обратных слогов)

ач – ча, ащ – ща, уч – чу, ущ –щу

що – ощ, чи – ич, ча – ач, щу – ущ.

(дети садятся за столы).

Игра на внимание «Кулак – ладонь» со звуками «ч» - «щ».

6. Игра «Подарки Гному и Великану» (Дифференциация звуков

«ч» - «щ» в словах): распределение картинок со звуками «ч»

и «щ» под изображениями гнома и великана на магнитной доске,

осложненное определением места звука в слове.

(картинки: чайник, щетка, ящик, очки, ключ, плащ, овощи, мяч,

печенье,пещера, качели, кирпич, щипцы, спички, щепки)

Л. : «Посмотрите, кто еще приглашает нас в гости в сказку?»

Дети: «Это Гном и Великан»

Л. : «Принимаем приглашение? Но в гости надо идти с подарками. Можно

подарить картинки. Давайте разберемся, кому картинки, в названии

которых звук «щ», а кому со звуком «ч» .

Дети: «Со звуком «ч» - Гному, потому что звук «ч» помогает делать

слова маленькими, а со звуком «щ» - Великану, чтобы делать слова

большими»

Л. : Начинаем дарить подарки. Не забудьте объяснить Гному и

Великану, где в слове вы нашли звук.

Дети по очереди выходят к доске и распределяют картинки («Чайник

подарю Гному, потому что звук «ч», в начале слова»).

Фото №1 Конспект фронтального занятия в группе для детей с общим недоразвитием речи лет

7. Дифференциация букв Ч – Щ. (Закрепление навыка

пространственных ориентировок)

Л. : «Молодцы, вы отлично слушали и произносили звуки. А увидеть,

написать и сложить мы сможем.. . («буквы»). Петя, выстави букву

Ч над Гномом, а Таня поставит букву Щ над Великаном.

- Где вы видите букву Щ? («Буква Щ над Великаном»)

- Где буква Ч? («Буква Ч над Гномом»)

- С какой стороны буква Ч, а с какой – Щ? («Буква Ч – с левой

стороны,а Щ – с правой») А теперь выложите эти буквы на столах из

палочек. Не забудьте, что слева должна быть буква Ч, а справа буква

Щ. (дети на столах выкладывают буквы из мелких палочек, показывая и

озвучивая по просьбе логопеда, какая буква слева – справа.)

Л. : «Молодцы! Убираем.»

8. Игра «Читайка» (по таблице слогов, слов). Повторение правил

правописания ча, ща, чу, щу).

[9. Игра «Слова – загадки».(Звуко–буквенный анализ и синтез).

Составление слов с последующим прочтением по последнему звуку

предлагаемых на слух слов.

Л. : «Ребята, у доброй и веселой Волшебницы много растений, но одно

заколдовано, а волшебница забыла волшебные слова. Но мы поможем

расколдовать, если разгадаем слова – загадки. Попробуем? Тогда

слушайте последний звук в словах и находите такую же букву:

плащ – иду – ключ – очки - попугай (щучий) (дети выкладывают слово

на доске, читают, а второе слово в названии растения («хвост»)

догадываются и составляют из букв.

«Ура! Вы расколдовали комнатное растение. Это щучий хвост. Другое

его название - сансевиерия» (на доске появляется картинка).

10. Итог. (припоминание слов со звуками «щ» и «ч»).

- Мы выполнили все задания и просьбы доброй волшебницы. Пора

прощаться со сказкой. Если вам было интересно и вы много узнали,

вспомните слова: девочки - со звуком «ч», а мальчики – со звуком

«щ».

Публикации по теме:

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности Период Лексическая тема Развитие лексико-грамматических средств языка Развитие связной речи Подготовка к овладению элементарными навыками.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комбинированное логопедическое занятие «Комнатные растения. Звуки и буквы «Ч» — «Щ».
Опубликовано: 12 октября 2014 в 02:29
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комбинированное логопедическое занятие «Комнатные растения. Звуки и буквы «Ч» — «Щ».» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Потапова (УИ 239911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД