Галина Тукачёва
Комплексно-тематический план образовательной деятельности «Ребенок и окружающий мир» в группе от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия Задачи педагогической деятельности
Сентябрь
«Предметы, облегчающие труд человека в быту». Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту. Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относится. закреплять представление о том, что предметы имеют разное назначение. Развивать познавательный интерес. Воспитывать нравственные качества. Беседа.
Загадки.
Публикация «Комплексно-тематический план образовательной деятельности „Ребенок и окружающий мир“ в группе от 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Игра: «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту» Демонстрационный материал: Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту.
Раздаточный материал: карточки большие, на которых изображены 2 ряда клеток по 3 клетки в каждом и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую операцию в быту.
О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 20)
«Во саду ли, в огороде» Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах.
Развивать представления детей о способах ухода за садово-огородными растениями.
Воспитывать интерес к разнообразию блюд из овощей, фруктов. Беседа.
Игра «Узнай по описанию»
Игра «Раз, два, три – урожай собери!»
Игра «Узнай на вкус» Демонстрационный материал: карточки с изображением овощей, фруктов и ягод на каждого ребенка. Две корзины; муляжи овощей, фруктов и ягод.
Раздаточный материал: тарелки, ложечки на каждого ребенка, овощи (морковь, помидор, фрукты (яблоко, груша, игровые фишки.
О. А. Соломен- никова «Ознакомление с природой в детском саду».
Старшая группа.
(стр. 36)
«Моя семья». Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать, чем заняты на работе. Развивать устную речь, память. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Чтение стихотворения.
Игра: «Назови отчество»
Беседа.
Рисование на тему «Где мы отдыхали летом»
Рассматривание фотографий.
Обсуждение ситуаций из жизни семьи. Иллюстрации с изображением людей разных профессий, фотографии, мяч. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 22)
Растения в нашем уголке природы. Уточнить представление детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Развивать мыслительную деятельность. Воспитывать интерес к предмету.
Игровые персонажи.
Рассматривание растений.
Экскурсия.
Игра: «Экскурсоводы». Игрушка – какое-либо растение, например елочка, кузовок (корзиночка) с красными кружочками, обозначающими лесные ягоды. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 38)
Октябрь
«Что предмет расскажет о себе». Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. Развивать внимание, устную речь. Воспитывать умение работать в команде.
Игра: «Что предмет расскажет о себе».
Рассматривание иллюстраций.
Игра: «Превращение» Фишки, предметные картинки, алгоритм описывания предмета. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 24)
«Берегите животных» Расширять представления детей о многообразии животного мира. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.
Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Рассматривание плаката
«Берегите животных!». Плакаты на тему «Берегите животных!». Вырезанные из старых газет и журналов изображения животных и предметов; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, клей-карандаш, ножницы, лекала, силуэты животных и т. д. Пять листов ватмана. Плакаты с изображением зверей, птиц, рыб и насекомых. О. А. Соломен- никова «Ознакомление с природой в детском саду».
Старшая группа.
(стр. 41)
О дружбе и друзьях. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним. Развивать устную речь. Воспитывать нравственные качества.
Аудиозапись «Ребята помогите».
Песня о дружбе.
Пословицы.
Игра: «Кто такой друг».
Конверт, в котором лежат письмо и карта. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 25)
«Корова и коза – домашние животные» Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные.
Развивать любознательность.
Воспитывать уважение к труду сельского жителя. Рассматривание картин. Обсуждение.
Работа с фланелеграфом.
Серии картин о корове и козе, фланелеграф, картинки к нему. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 43)
Ноябрь
«Детский сад». Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так. Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.
Загадка.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа: «Чем вам нравится детский сад».
Игра: «Хорошо или плохо», «Это все про нас» Картинки с изображением работников детского сада. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 28)
«Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме». Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год. Развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме. Воспитывать бережное отношение к животным.
Беседа о лесе.
Рассматривание картин, фотографий.
Игра: «Когда это бывает».
Чтение рассказа В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся …» Картины «Белки», «Белки осенью». С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 51)
«Пернатые друзья» Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах. Викторина «Пернатые друзья» Два комплекта картинок с изображением птиц ; нагрудные знаки «Знатоки птиц!» (на каждого ребенка); подарки для детей; посылка от Деда Природоведа О. А. Соломен- никова «Ознакомление с природой в детском саду».
Старшая группа.
(стр. 49)
«Уходит осень золотая». Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется. Развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени. Воспитывать нравственные качества.
Разгадывание загадок.
Рассматривание календаря природы.
Беседа о сезонных изменениях в природе.
Выставка картин.
Календарь природы, 2-3 репродукции картин известных художников об осени, рассказы В. Бианки «Готовятся к зиме» и т. д. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 55)
Декабрь
«Наряды куклы Тани». Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства ткани (впитываемость); побуждать устанавливать причинно- следственные связи между использованием тканей и времен года. Сюрпризный момент.
Эксперимент с водой и тканью.
Опыт с лупой.
Д/ и: «Волшебный ветерок»
Продуктивная деятельность : дети рисуют разную одежду. Кукла, кукольная одежда, картинки – пейзажи севера и юга, разнообразные образцы тканей, пипетки, лупа. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 31)
«Игры во дворе». Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с № телефона «03».
Беседа: «Где удобнее играть – дома или на улице»
Д/ и: «Хорошо – плохо», «Отгадай игру»
Физкультминутка.
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Картинки с изображением подвижных игр. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 32)
«Станем юными защитниками природы». Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.
Беседа по сказке «Лиса, заяц и петух»
Создание проблемной ситуации.
Работа с плакатом.
Физкультминутка.
Продуктивная деятельность : рисование плакатов. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», игрушечная ель, принадлежности для рисования, «Панорама добрых дел», плакат понятного для детей содержания. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 63)
Январь
Как лесные звери –белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу».
Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в это время. Беседа.
Рассматривание картин.
Физкультминутка.
Чтение рассказа В. Бианки «Голубой зверек».
Картины «Белки спасаются от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога», рассказ В. Бианки «Голубой зверек», игрушечный заяц. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 67)
«Зимние явления в природе» Закреплять знания о зимних месяцах. Расширять представления детей о зимних изменениях в природе.
Развивать познавательную активность, творчество.
Чтение рассказа «Зимние братья».
Обсуждение.
Д/и «Придумай слово»
Экспериментирование «Зимние явления в природе».
Чтение стихотворения А. Бродского.
Практическое задание. Резиновый мяч. Розетки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, емкость с водой, соль, ложечка, поднос, синие бумажные шестигранники, белые гуашевые краски, кисти №4, салфетки, баночки с водой (на каждого ребенка) О. А. Соломен- никова «Ознакомление с природой в детском саду».
Старшая группа.
(стр. 54)
«Лес – это дом для многих жильцов». Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга.
Рассказ воспитателя.
Экскурсия на выставку картин.
Чтение «нежной книги» В. Бианки.
Рассматривание плаката со следами зверей.
Картины о зимнем лесе, произведение В. Бианки «Снежная книга», плакат со следами зверей. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 77)
Февраль
«В мире металла». Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении. Рассматривание и обсуждение картинок.
Рассказ воспитателя
Физкультминутка.
Опыт с металлом. Картинки с изображением металлических предметов, металлические пластинки и предметы, костюм робота или игрушка – робот.
О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 34)
«Как люди помогают лесным обитателям». Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.
Сюрпризный момент.
Рассматривание картин.
Рассказ воспитателя.
Физкультминутка.
Чтение стихотворения. Картины «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам», «Зимняя подкормка диких животных», игрушка – синичка Зинька. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 77)
«Российская армия». Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Чтение стихотворения.
Беседа о защитниках Родины.
Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя.
Физкультминутка.
Иллюстрации с изображением представителей военных профессий. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 38)
«Прошла зима холодная». Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе; развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы; побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.
Рассматривание календаря природы, беседа.
Посещение выставки картин.
Чтение стихотворения.
Продуктивная деятельность. Картины, посвященные жизни лесных животных зимой, принадлежности для рисования. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 93)
Март
«Наши четвероногие друзья». Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах. Загадки о собаках.
Беседа по теме НОД.
Рассматривание картин.
Физкультминутка.
Чтение сказки Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» Картины «Собака со щенками», «Дрессировочная площадка», «Охрана границы», «Собачья упряжка», «Овцы на пастбище», цветные иллюстрации с изображением собак разных пород.
С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 97)
«Как люди заботятся о своем здоровье весной». Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека. Сюрпризный момент.
Беседа.
Рассматривание иллюстраций.
Физкультминутка.
Обсуждение и обыгрывание ситуаций.
Кукла Айболит, игрушечная большая грузовая машина с красным крестом; сушеные ягоды, отвар шиповника, лимон, черная смородина, чеснок. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 102)
«Песня колокольчика». Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. Сюрпризный момент.
Беседа.
Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя.
Д/ и: «Угадай, где звенит».
Игрушка Петрушка, колокольчик, ложки, иллюстрации с изображением церквей и колоколов. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 37)
«Сравним кошку с собакой». Уточнить представление детей о кошке как домашнем животном. Кошка отличается от собаки: она по-другому ведет себя и по-другому общается с хозяином.
Отгадывание загадок.
Рассматривание игрушечную кошку и собаку.
Беседа, рассматривание картин.
Физкультминутка.
Продуктивная деятельность.
Игрушечная собака и кошка, картина «Кошка во дворе». С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 108)
«Путешествие в прошлое лампочки». Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. Организационный момент.
Отгадывание загадок.
Беседа по теме НОД и рассказ воспитателя.
Физкультминутка.
Рефлексия.
Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 41)
Апрель
«Весна в жизни лесных зверей». Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные, насекомые; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство.
Чтение рассказа.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа.
Отгадывание загадок.
Продуктивная деятельность. Картины из серии «Картины из жизни диких животных», «Белки строят гнезда», «Семья волков летом», «Медвежья берлога», «Медведи весной», «Семья ежей».
Рассказ И. Акимушкина «Жил-был медведь». С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. (стр. 114)
«Путешествие в прошлое пылесоса». Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.
Организационный момент.
Рассматривание картинок и обсуждение.
Рассказ воспитателя.
Физкультминутка.
Д/ игра: «Чего не хватает?»
Предметные картинки, пылесос. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 45)
«Россия – огромная страна». Формировать представление о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия, в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями.
Прослушивание песни «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса.
Беседа.
Игра «Моя Родина».
Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя. Иллюстрации с изображением Москвы, родного города детей, русской природы; карта России. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 46)
Береги деревянные предметы. Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом; дерево не тонет в воде, поэтому из него делают лодки, плоты, корабли; познакомить с богородской резной игрушкой.
Организационный момент.
Осмотр экспозиции фотографий.
Беседа.
Продуктивная деятельность. Коробка с различными деревянными предметами; подборка иллюстраций и книг с изображениями деревянных построек; образцы богородской резной игрушки. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 121)
Май
«Как человек охраняет природу». Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе. Познакомить с Красной книгой. Организационный момент.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Создание Красной книги детского сада. Красная книга.
Цветные иллюстрации с изображением охраняемых растений. С. Н. Николаева
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.
(стр. 146)
«Путешествие в прошлое телефона». Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном; развивать логическое мышление, сообразительность. Организационный момент.
Беседа о методах общения.
Игровое упражнение «Передай просьбу жестом», «Определи эмоциональное состояние», «Отгадай, что написано этими картинками-значками», «Дорисуй, чего не хватает». Иллюстрации с изображением различных телефонов; картинки, на которых изображены телефоны с недостающими деталями. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 49)
«Профессия – артист». Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди. Рассказать о деловых и личностных качествах актеров. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду актера. Организационный момент.
Беседа об актерах. Чтение стих-я В. Степанова «Артист». Афиша спектакля, театральная атрибутика, вырезки и открытки с актерами театра, кино, цирка. О. В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Старшая группа
(стр. 50)
«Природный материал – песок, глина, вода». Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес. Организационный момент.
Исследование песка.
Исследование глины.
Исследование камней.
Презентация «Как человек использует камни в своей жизни» Ноутбук, проектор, презентации «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни», «Как человек использует камни в своей жизни». Лупа, различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и розетки с песком, глиной, палочки (на каждого ребенка) О. А. Соломен- никова «Ознакомление с природой в детском саду».
Старшая группа.
(стр. 74)