Папки-передвижки

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста

Анна Подкорытова
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка.

Е. В. Заворыгина и Н. Ф. Комарова в пособии "Методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой" выделяют 4 группы задач, в ходе комплексного руководства сюжетно – ролевой игрой :

- задачи, направленные на развитие сюжета игры.

Публикация «Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- задачи, направленные на развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат).

- задачи формирования взаимоотношений;

- задачи формирования самостоятельности и творчества.

Эти задачи решаются 4 компонентами комплексного руководства :

- педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

- обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта, традиционной культуры игры);

- обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта);

- активизирующее общение взрослого с детьми (активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).

Для осуществления руководства сюжетно-ролевой игрой в работе с детьми дошкольного возраста применяются разнообразные прямые и косвенные приёмы руководства игрой.

Приемы прямого руководства :

- эмоциональное общение с ребенком в совместной игре;

- показ способов действий с предметами, сопровождающийся речью взрослого;

- совместные с воспитателем игровые действия;

- демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей;

- применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком;

- подсказывающие вопросы;

Приемы косвенного руководства :

- подбор игрушек с определенными свойствами;

- рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении;

- наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения;

- разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок);

- подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях;

- рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций;

- создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации - куклу и чашку кладут рядом);

- изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, пополнение новыми);

- постановка педагогом проблемной ситуации;

- чтение художественных произведений, драматизация сказок;

- наблюдение за играми других детей.

Методические рекомендации к руководству сюжетно-ролевой игрой в работе с детьми 3-4 лет

Психологом В. С. Мухиной было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок - в игре появляется роль. Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку из его жизненного опыта, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например, роль «доктора» (доктор осматривает пациента, делает уколы, выписывает лекарство; внешним атрибутом роли «доктора» является фонендоскоп или халат, роль «водителя» (водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; специфический предмет - руль).

Развитие игровой деятельности у дошкольников напрямую зависит от подготовленности воспитателя к организации игры.

Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора» : «Я доктор. Буду лечить детей. "Здесь у меня больница. Ваня, ты заболел? Что у тебя болит? Покажу горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит Ване градусник.) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина, я выпишу тебе лекарство».

Игра воспитателя, естественно, привлекает внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее : «Лена, твоя дочка тоже заболела? Приводти ее в больницу. Я доктор, полечу ее». Процедура «лечения» может повторяться с двумя-тремя куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу, Также наравне с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай - как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей : «Кто теперь хочет быть доктором? Ваня? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей». Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее с ролевыми действиями.

В младшем дошкольном возрасте первоначально принятие ребенком на себя той или иной роли определяют игровой предмет и выполняемое с ним игровое действие. В зависимости от того, какая игрушка попадет в руки ребенка, он становится доктором, шофером или учителем, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги и т. д.

Изначально необходимо проводить игры с куклами и кукольными персонажами, как средство наглядного примера каких-либо действий. Следует учитывать, что у каждого играющего должна быть своя кукла (машинка и т. д., с которой он проводит игровые действия.

По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга. Чаще всего толчок к возникновению игры дает игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей.

Для обучения способам игрового отображения действительности необходимо:

- включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта);

- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере.

На втором этапе необходимо формировать у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

- вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня, пожалуйста);

- поощрение;

- побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная);

- помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной? Пригласи Вику вместе погулять с детьми).

Для объединения детей в малые группы эффективно применять игры со «взаимодополнительным» типом ролей, которые требуют взаимодействия с другой ролью. Например, основная роль мама (врач, учитель, продавец) требует для своего воплощения дополнительной роли дочка (больной, покупатель). Смысл взаимодополнительных ролей раскрывается не только в действии, но и во взаимодействии, в коммуникации.

Каждый день необходимо организовывать игры с одним-двумя детьми (или с одной-двумя парами); игре с одним ребенком или парой детей уделять до 7-10 минут.

Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками, на взаимодействие с партнером по игре.

Например, один из мальчиков в одиночестве вращает игрушечный руль. Необходимо предложить кому-нибудь из детей присоединиться к «поездке» : «Макар, давай вместе с Димой поиграем? Он отправился в поездку на автомобиле. Дима, ты кто? Водитель? Можно, мы с Макаром будем пассажирами? Расскажи нам, куда мы поедем. Макар, а ты спроси у водителя, какая у него машина.». В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли старается максимально активизировать ролевую речь детей, создать ситуацию для взаимодействия.

Затем возможно переходить к играм, направленным на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («Идём в парикмахерскую», «Строим дом», «Принимаем гостей», «Путешествие на автобусе»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь уже не так часто используются куклы и другие игрушки, а дети принимают роли на себя, таким образом, включаясь в прямое, направленное друг на друга, общение.

Дети, имеющие проблемы в построении общения, которым сложно наладить взаимодействие в силу отсутствия коммуникативного опыта, а так же стеснительные дети привлекаются к игре воспитателем: «София, Савелий, давайте поиграем вместе. Может в магазин? Здесь у нас будет магазин игрушек (расставляет на столике несколько мелких игрушек). Кто будет продавцом? Ты, Сава? А мы с Софией тогда будем покупателями. Я первая пришла в магазин». Взрослый развертывает ролевой диалог с ребенком, выполняющим основную роль (т. е. разговор «покупателя» с «продавцом», а затем по смыслу сюжета уступал место второму ребенку, выполняющему дополнительную роль: «Я уже все купила, теперь очередь следующего покупателя. София, теперь твоя очередь покупать».

Так как речь, является важнейшим компонентом развитых коммуникативных навыков, необходимо переключение детей на речевое взаимодействие в игре. Для этого, во втором полугодии, используются игры для создания чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек - телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор», постепенно игра преобразуется, дети могут играть между собой без участия взрослого.

Публикации по теме:

Комплексное руководство игровой деятельностью Комплексное руководство игровой деятельностью включает следующие компоненты:планомерное обогащение игрового опыта детей,длительное ознакомление.

Конспект комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой в младшей группе «Больница» Цель: Продолжать работу по развитию сюжета игры. Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Совершенствовать умение объединяться.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» с детьми младшего дошкольного возраста Формирование представления детей о различных видах транспорта, упражнять в различении предметов по форме и величине, развивать наглядно-образное.

Конспект сюжетно-ролевой игры на экологическую «Поездка в лес» для младшего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры на экологическую тему: «Поездка в лес» (для младшего дошкольного возраста)Цели. Развитие у детей умения реализовывать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

НОД по музыкальному развитию в форме сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей старшего дошкольного возрастаНОД по музыкальному развитию в форме сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей старшего дошкольного возраста 1. Репертуар, задачи – «Марш», музыка Чичикова. Продолжать развивать умение детей ритмично двигаться под маршевую музыку; Упражнение «Возле.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Дидактическое пособие к сюжетно — ролевой игре «Пожарные» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие к сюжетно — ролевой игре «Пожарные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие у воспитанников способности согласовывать свой замысел с замыслом сверстников. Образовательные задачи: дать детям понятие.

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Театр. Колобок» для старшего дошкольного возраста (5–6 лет)Сценарий сюжетно-ролевой игры «Театр. Колобок» для старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие- социализация. Тема: Театр-сказка "Колобок". Возраст: Старший дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 20:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД