Ирина Рассолова
Комплексное занятие по ФЭМП с элементами экспериментирования «Путешествие со сказочными героями» в старшей группе
Цель:
Создание условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Задачи:
Упражнение в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
Закрепление знания о последовательности дней недели
Закрепление представлений детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Публикация «Комплексное занятие по ФЭМП с элементами экспериментирования „Путешествие со сказочными героями“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказки. Конспекты по математике, ФЭМП
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Продолжать формировать навыки ориентации по элементарной план – карте, план группы (условные обозначения) и ориентироваться в окружающей обстановке;
Закрепление - графический диктант (ориентирование на плоскости, используя понятия: «вверху - слева», «вверху - справа», «внизу - справа», «внизу - слева», «в центре»;
Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
Воспитывать умение доброжелательно сотрудничать со сверстниками.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование:
Магнитная доска, магниты, письмо от «Королевы Математики», сказочные герои, конверты с заданиями, набор геометрических фигур, числовая полоска и набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка, бумажный круг по количеству детей, пуговицы, шнурки (по 4 штуки на каждого ребёнка, тетрадь, цветные карандаши (синий, зелёный, жёлтый, красный).
«Экспериментирование» :
2 блюдца ;
воронка;
стаканчики с водой и молоком ;
пищевые красители;
ложки, халаты белые и перчатки
Приветствие:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Надо просто много знать
Надо быть активными,
Смелыми, добрыми, сильными,
А ещё желательно
Делать всё внимательно!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
(дети садятся на стульчике на ковре полукругом)
Воспитатель: Эта игра - испытание – проверим ваши знания.
Разминка (мозговой шторм)
Сколько дней в неделе?
За понедельником следует …
После субботы идет ….
Перед пятницей стоит …
Сколько всего времен года?
Весна наступает после …
Какой сейчас месяц?
Сколько всего месяцев в году?
Какой сегодня день недели?
Назови все «рабочие» дни.
Назови «выходные» дни.
Что бывает раньше: утро или вечер?
Ход НОД
Организационный момент:
Воспитатель:
Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей) Сегодня я вам предлагаю отправиться в Страну Математики. А кто нас туда пригласил и зачем мы сейчас это узнаем вот из этого письма.
Читает письмо
«Здравствуйте, ребята! Это секретное письмо написала королева математики. В моей стране живёт много сказочных героев. Все они очень разные, интересные а также очень умные, каждый из них приготовил для вас задание и если вы сумеете выполнить их, то получите карту-маршрут с помощью которой найдёте шкатулку-сюрприз. Но сначала вам нужно раздобыть шесть ключей, за каждое правильное задание вы будете получать ключ, один из них откроет шкатулку. Шкатулка находят в конце маршрута. Желаю удачи. Королева Математики».
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам отправиться в занимательное путешествие в город
Математики. А чтобы заработать первый ключ, вы должны сначала угадать героя который приготовил вам задания.
Основная часть:
Воспитатель:
Формой он похож на мяч,
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок. Кто же это? (Колобок)
Воспитатель:
(Воспитатель открывает конверт там задание)
Вам необходимо из геометрических фигур, создать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.
(за столом дети все вместе из геометрических фигур – составляют транспорт)
- На каком транспорте мы с вами отправляемся в путь? (паровоз) Молодцы!
(дети проходят и садятся за столы)
Воспитатель:
Первый ключ мы заработали. Поехали!
У отца был мальчик странный-
Необычный, деревянный.
На земле и под водой ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
Воспитатель:
Он тоже житель математического города, и живёт в доме, где живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята, найти своё место.
Дидактическая игра “Найди место в ряду”.
(дети в правильном порядке выстраивает числовой ряд от меньшего к большему, и наоборот)
Детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.
(работа по числовой ленте)
С какого числа начинается числовой ряд?
До какого числа мы его выложили?
Я задумала число оно больше 5 но меньше 7? Назови число (6)
Назови соседей числа 3 (справа 2, слева 4)
Назови соседей числа 5 (слева 6, справа 4)
Назови соседей числа 6 (слева 5, справа 7)
Назови число, которое больше числа 3 на 1.
Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Назови число, которое меньше числа 8 на 1
Назови число, которое меньше числа 10 на 1
Воспитатель:
Молодцы, вы отлично справились. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. И мы с вами заработали 2 ключ. Отгадываем следующего героя.
Он весёлый заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит вкусное варенье,
Малыша всегда смешит
Кто же это? Подскажи! (Карсон)
Воспитатель:
Ребята, Карлсон предлагает вам игру
Игра: «Скажи наоборот»
(дети становятся полукругом игра с мячом, воспитатель говорит слово, а дети называют слово противоположное по значению.)
Высоко - (низко)
Далеко - (близко)
Широкий - (узкий)
Худой – (толстый)
Холодный – (горячий)
Легко - (тяжело)
Веселый - (грустный)
Внутри - (снаружи)
Много - (мало)
Маленький - (большой)
Вперед-(назад)
Воспитатель:
Молодцы, а вот и наш третьей ключ. Кто же приготовил нам следующее задание.
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто же мне скажет? (Золушка)
Воспитатель:
У вас на столе лежит геометрическая фигура, назовите её. (круг).
На сколько частей мы уже умеем делить круг? Разделите круг на две равные части. Как вы это делали?
Вам нужно разделить круг на 4 равные части. Что нужно сделать?
Что больше: целый круг или его часть?
Что меньше: часть круга или целый круг? Молодцы!
Воспитатель:
А сейчас следующее задание, вам нужно будет отгадать загадки, а отгадки показать при помощи пуговиц и шнурков.
В математике она
Пригождается всегда:
Без хвоста от запятой
Всем нам кажется простой.
И в конце, закончив строчку,
Мы поставим, братцы. (Точку.)
Ты состоишь из точки и прямой. Ну, догадались, кто же он такой?
Бывает, в дождик он пробьётся из –за туч. Теперь-то догадались? Это…. (Луч)
Без конца она, без края
Хоть 100 лет по ней иди
Не найдёшь конца пути. (Прямая)
Он ограничен с двух сторон
И по линейке проведён.
Длину его измерить можно,
И сделать это так несложно! (Отрезок)
Это линия смешная, не прямая, а…. (Кривая)
Скажите, чем отличается луч от отрезка?
Что есть у луча, но нет у прямой?
Какая фигура имеет начало и конец?
Воспитатель:
Молодцы у нас есть четвёртый ключ.
Физминутка
Потрудились – отдохнем… (встают из-за парт)
Встанем, глубоко вдохнем… (делают вдох)
Раз, два, три, четыре, пять… (шагают)
Надо косточки размять… (руки согнуты в локтях, движение в стороны перед грудью)
Руки в стороны, (выполняют)
Вперёд (руки вперёд)
Влево, (руки на поясе наклон влево)
Вправо, (руки на поясе наклон вправо)
Поворот (руки на поясе поворот влево, вправо)
Руки вниз (опускают руки вниз)
И вверх поднять (поднимают руки вверх)
Воспитатель:
После отдыха снова в путь нам осталось получить еще два ключа. Кто же снова у нас в гостях
Её узнают все по шапочке красной.
Однажды ей волк повстречался опасный.
Он девочку съел бы и не подавился,
Но тут дровосек с топором появился. (Красная шапочка)
Воспитатель:
Вам нужно выполнить задания на листочках с помощью цветных карандашей. Нужно будет изобразить рисунок, слушая внимательно мои задания.
Практическая часть:
Сверху красным карандашом нарисовать три овала
Снизу синим цветом на один овал больше, чем красным
С левой стороны зелёным цветом один треугольник
С правой стороны зелёным цветом один прямоугольник
В середине нарисовать жёлтым цветом столько кругов, сколько покажу цифрой (5)
Воспитатель:
Молодцы мы заработали пятый ключ. У нас остался последний давайте узнаем от кого же он открываем конверт и достаем картинку с изображением «Доктора Айболита»
Узнали кто это, а тут ещё письмо
(Воспитатель читает письмо)
«Ребята, в Африке заболели все зверята! А я забыл, как сделать волшебное лекарство, чтобы вылечить их! Вы согласны мне помочь?
Экспериментирование
Воспитатель:
Для этого нам с вами нужно отправится в лабораторию! Здесь, мы можем с вами делать настоящие чудеса! Но прежде, чем приступить к работе, надо вспомнить правила поведения.
Опыт называется «Радуга на молоке»
Воспитатель:
Для этого нам сделать волшебное лекарство нам понадобиться блюдца, краситель, ватные палочки, шампунь, молоко.
Наливаем молоко в блюдце.
Капаем капельки красителя разного цвета.
Смачиваем ватную палочку в шампуне и опускаем ее в центр блюдца.
Идут разноцветные разводы.
Очень красиво!
Воспитатель:
В чем же секрет?
Наша краска растворяется в воде, а в молоке содержаться жиры, которые не дают ей это сделать. Шампунь расщепляет жиры в молоке, и краска начинает быстро смешиваться с молоком. И получается вот такая живая разноцветная картина.
Доктор Айболит (голос) :
Спасибо Вам ребята, теперь я смогу отправится в Африку и помочь больным зверятам.
А вам за работу даю волшебный ключик и маршрут – карту, по ней сможете, найти шкатулку и открыть её моим ключом.
(Дети совместно с воспитателем изучают карту и идут по маршруту. Воспитатель сопровождает их в пути)
Заключительная часть:
Воспитатель:
Интересное у нас получилось путешествие! Мы не только вспомнили с вами сказки, а еще помогли героям выполнить разные задания.
Какое задание больше всего вам понравилось?
Какое было самым легким?
Какое трудное?
Кто считает, что он занимался хорошо?
Вам понравилось занятие – путешествие?
Вы мне тоже очень понравились, были очень настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам всё удалось.
Путешествию – конец
Каждый просто молодец
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье
Память, логика, вниманье!
Воспитатель:
Спасибо всем за занятия.