Светлана Мартынова
Комплексное занятие с элементами интерактивной игры «Кто твой сосед-тундровичок?»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие с элементами интерактивной игры
МБУК ЦГБ им. М. Горького
Библиотека № 1
Отдел дошкольников и младших школьников
«Кто твой сосед –
тундровичок?»
Комплексное занятие с элементами интерактивной игры
Подготовила:
библиотекарь отдела
дошкольников и младших школьников
Мартынова Светлана Викторовна
Железногорск
2016 г.
Интерактивная игра «Кто твой сосед – тундровичок?»
Цели: Воспитание толерантности, открытого отношения к культурному свое-образию народов России, любви к родной природе.
Задачи:
Публикация «Комплексное занятие с элементами интерактивной игры „Кто твой сосед-тундровичок?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
• Познакомить ребят с образом жизни и быта северных народов;
• Развивать у детей умение находить закономерности между климатом северных территорий и образом жизни людей;
• Пополнять знания детей об их родной стране - России;
• Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;
• Обогащать словарный запас за счёт слов чум, нарты, тундра. Развивать память, речь воображение, внимание;
• Раскрывать творческий потенциал ребят, способствовать их социализации в детском коллективе;
• Воспитывать у ребят аккуратность, любовь к порядку и чистоте. Акценти-ровать необходимость соблюдения правил.
Целевая аудитория: дети от 5 до 7 лет (старшие и подготовительные группы детских садов).
Место проведения: читальный зал отдела дошкольников и младших школьников.
Реквизит, оборудование:
• ноутбук, проектор и колонки;
• магнитная доска
• атласы, карты
• глобус;
• макет «чум» с предметами быта;
• ненецкая кукла Нухуко;
• пластиковые тарелочки, материал для творчества (нарезан мелкими ку-сочками из гофрированной бумаги);
• клей- карандаши (12 штук);
• раскраски с изображением оленя (3 разных картинки на выбор);
• Цветные фотографии памятников оленю (установлены в городах Нарьян-Мар, Салехард, Североморск);
• цветные карандаши;
Книжная подборка: книги и журналы по теме занятия.
Действующие лица: библиотекарь в сотрудничестве с воспитателем группы
Подготовка: На подготовку мероприятия достаточно 2-3 недель. Биб-лиотекарь подбирает материал по теме, иллюстрации, текст и звукоряд для презентации, подбирает игровые задания (2 физминутки, делает подборку книг и предметно-развивающей среды по теме, оформляет выставки и площадки с заданиями.
«Кто твой сосед – тундровичок?»
(Подготовка зала к занятию: передвигаем мебель (столы, сдвинутые буквой «Т» и стулья, развёрнутые к ним боком, имитируют салон пассажирского самолёта). На столах размещены стаканчики с карандашами, пластиковые тарелочки с нарезанной цветной бумагой. На двух отдельно стоящих столах расположены: макет «Чум куклы Нухуко» и полочная выставка «Северный край».Традиционная ненецкая кукла «встречает» ребят у входа в читальный зал)
Сценарий для ребят дошкольного возраста
Библиотекарь встречает детей в фойе, беседует с ними о том, что они видели по дороге в библиотеку. На улице дует лёгкий ветерок, тает снег, образуются наледи и лужи, вырастают ледяные морковки сосулек. А почему, ребята? Потому, что пришла весна! Посмотрите, весна уже наступила, а мы ещё на санках не накатались? В снежки не наигрались? На сверкающий снежок не нагляделись! Что же нам делать, ребята? Мы сегодня отправимся вслед за холодной зимой, в те края, где зимы в нашей стране самые долгие и холодные, где живут звери в пушистых шубах, где даже у птиц ножки перьями покрыты. Подскажите, куда? На Север!
ПРИГЛАШАЕМ ДЕТЕЙ В ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Библиотекарь: Ой, смотрите, кто нас здесь встречает, ребятки? Какая странная девочка! Давайте посмотрим на неё хорошенько (показываю куколку в руках). Посмотрите, на ней тёплая шубка, расшитая бусинками. В её чёрные косички заплетены цветные ниточки. А головка у неё какая? (Ответы детей) – (Головка куколки Нухуко сделана из утиного клювика. Она очень тёмная и не имеет лица).
Библиотекарь: Хотите, я расскажу, кого мы здесь встретили? Это кукла Ну-ху-ко! Её делают ребятки-ненцы, девочки, которые живут на севере. Они так любят с этими куклами играть! И скажу вам правду, такой куклы вы нигде в мире не увидите! Эта куколка – часть старинной культуры севера, такая же знаменитая, как наша русская матрёшка. Посмотрите ещё раз, ребята, какая красивая «северная матрёшка». Давайте с ней поздороваемся?
- Здравствуй, Нухуко!
- Здравствуйте, ребята! Я приехала к вам, чтобы пригласить вас с собой в путешествие. Вы любите путешествовать? (Да) А на чём приятнее всего путешествовать? (Ответы детей) А на чём мы сможем быстро-быстро и высоко полететь? На самолёте! Посмотрите, как нарочно, здесь нас ждёт игрушечный самолёт. Может быть, мы сможем на нём полететь? (Ответы детей) Только чтобы подняться на борт, нам надо выполнить небольшое задание.
1. ФИЗМИНУТКА «Необъятная страна» (авт. текста В. Степанов)
Ребята занимают места в «салоне самолёта».
Библиотекарь: Ребята, вы готовы? Теперь мы все – пассажиры самолёта. Уважаемые пассажиры, пристегните ремни! Борт номер один «Норильск», рейс на Крайний Север идёт на взлёт! (Включает слайд озвученной презентации. Раздается гудение взлетающего самолёта.)
Библиотекарь: Наша авиакомпания желает вам приятного полёта! Чтобы наше путешествие было весёлым и приятным, мы уберём цветное стекло с нашего окошка. Ах, посмотрите, мы летим над городом, видите? Какие города вы знаете?
Библиотекарь: А теперь мы летим над лесом! Каким бывает лес? (хвойный, лиственный и смешанный лес) Самые тёмные деревья под нами – ели и сосны, хвойные деревья. А вот эти светлые? Это осины и берёзы, лиственные деревья.
Библиотекарь: А теперь мы летим над рекой! Посмотрите, какая она большая, широкая, сильная, да? Может это Енисей? Давайте посмотрим поближе! Точно, это Енисей! А вот и розоватые откосы холмов. Там где мы живём, такие обрывы называют «яр», они у нас бывают ярко-красные. «КРАСНЫЙ»+ «ЯР» = «КРАСНОЯРСК». Так получилось название для города и края!
Библиотекарь: Смотрите, мы летим над морем! Как вы думаете, это тёплое море? (Переключаем слайд) Ой, нет, оно очень холодное! Как мы узнали? (Ответы детей)
Библиотекарь: Смотрите, а вот и суша! Как много снега и льда! Нухуко, мы прибыли на Север! Какой суровый и красивый край! Нухуко, ты много знаешь про Север, а давай спросим у ребят: «Дети, вы знаете:
- Север какой? (холодный, морозный, снежный, ледяной)
- Погода там какая? (морозная, холодная, студёная)
- Северное сияние какое? (Переключаем слайд) (красивое, разноцветное)
- А деревья там какие? (Переключаем слайд) (маленькие)
- А мы где с вами живём? (в Сибири) Мы прилетели на Север из Сибири!
Библиотекарь: Посмотрите, нам навстречу едут лёгкие деревянные сани. Они называются нарты. Таких саней вы больше нигде не увидите. Кто их везёт? Северный олень! Смотрите, на санях едут ребята. Они одеты очень тепло. Их меховые шубы называются «малица», а тёплые шапки называются «парка». На ногах у них тёплые сапожки, унты. Как вы думаете, им холодно? (Ответы детей)
Библиотекарь: Ой, смотрите, а это что такое? (Переключает слайд) Это стой-бище! Здесь живут оленеводы. Они пастухи, пасут оленей. А ещё они охотятся и ловят рыбу. Пастухи круглый год путешествуют по тундре за стадом оленей. Там, где они останавливаются, появляется временное поселение – стойбище, от слова «стой». Смотрите, как много нарт! Значит, на этом стойбище остановилось много семей. На нартах сидит собака. Для чего они на севере нужны? (помогают охотиться, охраняют дом, ходят в упряжке)
Библиотекарь: Деткам очень нравится жизнь в тундре. А знаете почему? (Ме-няю слайд) Можно гулять с утра до вечера! Это называется помощью по хозяйству, но ребята целый день играют на свежем воздухе, и не одни, а с друзьями. (Меняю слайд) Помните, как непросто бывает уговорить маму или папу завести дома пушистого друга – котёнка или щенка? А здесь у ребят столько пушистых друзей, что нам с вами и во сне не приснится! Эти олени и оленята, собаки и щенки очень сильно зависят от заботы ребят, и детки в тундре – настоящие помощники своих родителей. Что могут делать ребята на Севере? (Ответы ребят: рыбачить, кормить животных, готовить пищу, собирать ягоды и травы и многое другое)
Библиотекарь: Посмотрите, на этих нартах уместился весь дом (Как он называется? – Чум, все вещи, посуда, одежда. Девочка Марианна помогает маме и папе ставить чум на новом месте. Вы думаете, там будет пусто и скучно! Вовсе нет! Посмотрите, это аккумулятор. Он даёт электрическую энергию. А вот и потребтель энергии – современный компьютер! (Меняем слайд)
Библиотекарь: А знаете, почему жители севера не боятся мороза? Они едят очень сытную, калорийную пищу, например, такую. (Меняем слайд) Чтобы приготовить пищу, на Севере рубят дрова. Видите! Что это такое – ветки ку-старников? Нет! Это знакомые нам растения тундры – карликовые берёзки и осинки. Не бойтесь, рубят их «по верхам», а не «под корень», и на будущий год, или года через два, наши деревца станут большими снова. Это такое правило на Севере – не брать у природы лишнего. По-моему очень хорошее правило. А вы как думаете? (Ответы ребят)
Библиотекарь: Девочка загляделась на камеру, а мама уже зовёт её помогать. Вы видели, как мама и папа клеят обои? (Ответы ребят) А вот так меняют обои в чуме! Сразу становится в нём красиво и тепло.
Библиотекарь: Нравится вам жизнь на Севере? (Меняем слайд) Но есть и немало трудностей в жизни северных ребят. Пройдёт короткое и весёлое лето, проведённое с родителями, и прилетит за ребятами вертолёт. (Меняем слайд)
Он отвезёт их в школу – интернат, где они будут жить и учиться целых 9 месяцев до следующего лета. А ещё на Севере очень мало городов. Значит, нельзя на выходных сходить с семьёй в кино или в парк, а если кто-то заболел, лететь вам к ближайшему врачу всё на том же вертолёте. Хорошо, если врачи успеют вовремя помочь, ведь путь к ним очень долгий и трудный.
(Закрываю объектив, меняю слайд)
Библиотекарь: Вот, посмотрите, загрустила и наша Нухуко! Что с тобой, красавица? Не по родному дому ты грустишь? - (Куколка кивает) Да!
- Не грусти, малышка, мы поможем тебе отыскать твой дом, только ты уж и нас возьми с собой, ладно? – Да, ребята!
Оглянитесь, посмотрите: где же здесь домик нашей Нухуко? (Ребятки находят дом) – Ура, вот я и дома! – говорит Нухуко, и «встаёт» возле маленького чума. Молодцы, ребятки, наша крошка Нухуко сама не нашла бы дорогу домой. А почему? Потому, что стойбище каждый раз на новом месте!
(Прислушиваюсь к куколке) Ребята, Нухуко зовёт нас посмотреть, что есть у неё в доме. Подходите сюда! (Показываем из рук макет так, чтобы все всё хо-рошо рассмотрели. Рассказываем, из чего изготавливается на Севере посуда, одежда, ковры. Показываем в чуме очаг, говорим о том, что оленеводы Севера – очень гостеприимные люди: всегда посадят гостя на лучшее место, накормят лучшей пищей, что есть в доме, помогут ему, если нужно).
Библиотекарь: Вам нравится гостить на Севере, ребята? А хотите вы здесь стать настоящими помощниками, получить в руки настоящее «взрослое» дело? Тогда занимайте место за столами – мы будем сейчас кормить оленей! Это очень важное и почётное дело (Открываем объектив проектора, видим стадо оленей, ведь оленя жители севера любят больше всех других животных. У ненцев слово «олень» и слово «жизнь» - это одно и то же слово. (Меняем слайд) А больше всех уважают белого оленя, его считают священным. Все ему делают что-нибудь приятное, угощают его, украшают, не дают в обиду дикому зверю. Посмотрите, у вас на столах лежат небольшие листочки бумаги. Переверните их, что вы видите? Оленей? Есть у нас на столе цветные карандаши. Как мы будем раскрашивать оленей? – (Ответы ребят). А поможет нам в работе настоящая северная музыка. Послушайте. Как называется этот инструмент? (Включаем запись «Звук варгана», рассказываем о нём). Ребятки раскрашивают оленей, траву под их ногами, небо над головой. (Все это время звучит музыка). Когда трек прозвучит второй раз до конца, просим ребят показать всё стадо. «Кормить» оленей будем «едой» из пластиковых тарелочек: розовые клочки бумаги – это «цветы», зелёные – это «ягель». Будет у наших оленей еда и зимой, и летом! (Намазываем на каждой картинке под ногами оленя клеевую полосу, показываем, как надо насыпать кусочки бумаги и придавливать их пальчиками) Вот какие красивые работы у вас получились! Это дивное стадо теперь ваше и поедет вместе с вами в детский сад. Переверните и подпишите работы, чтобы ваши олени не потерялись (Ребята подписывают аппликации). Нам пора в обратный путь. Нас провожают на самолёт люди севера. Посмотрите, сколько там живёт разных народов:
Это НГАНАСАНЫ – они очень любят природу, животных и птиц, поют красивые песни и складывают сказки;
Это ЭВЕНКИ – самый гостеприимный северный народ. Приход гостей в их стойбище – всегда праздник, он может длиться и три дня. Гостей угощают, дарят им подарки, танцуют в их честь народные танцы;
Это ХАНТЫ – народ «северных волшебников» - шаманов. У них на каждый случай много запретов, советов и примет. Чтобы жить спокойно, не враждовать с соседями, не болеть, они могут ворожить, общаться с духами. Их соседи – НЕНЦЫ – заботливые домохозяева и родители, умеют изготавливать обережных кукол, заговаривать болезни;
ДОЛГАНЫ – удивительно талантливые люди. Прекрасно играют на народных инструментах, поют и танцуют. А долганские вышивальщицы, по слухам, самые лучшие на всём севере;
Это КЕТЫ – речной народ рыболовов и охотников. Умеют они строить и лёгкие лодочки, и большие парусные суда. Летом рыбацкая лодка заменяет охотнику - кету чум. А чтобы узнать, далеко ли живёт тот или другой народ, они спросят: «На какой реке вы живёте? Сколько рек пройти, чтобы туда добраться?» Хочется сделать этим людям что-нибудь приятное. Например, станцевать «Танец оленя». И мы превратимся в оленят, ребята!
ФИЗМИНУТКА «ОЛЕНЯТА»:
Библиотекарь: Ну вот и всё, нам пора садиться снова в самолёт. Не то мы в садик опоздаем! Помашите рукой нашей северной подружке Нухуко. Занимаем места! Заводим двигатель. Он заработал, загудел – У-У-У! А пока мы летим, поиграем и вспомним, что мы сегодня узнали.
Викторина – презентация «Как называется дом жителей Севера?»
Вопросы презентации:
1. Как называется дом жителей тундры
(Изба, яранга, чум, шалаш)
2. Транспорт для передвижения по тундре
(Лошади, медведи, олени, собаки)
3. Сани для езды на оленях
(Телега, нарты, тачка)
4. Чем занимаются жители севера
(Охотятся, рыбачат, выращивают овощи, разводят коров, пасут оленей)
5. Какие животные живут в тундре
(Олень, песец, белка, лиса, волк, лошадь, лось, осел, медведь, волк)
Молодцы, ребятки, всё запомнили правильно. И – смотрите! – сами не заметили, как прилетели с Севера домой, в Сибирь, в город… Железногорск! Нам пора прощаться с вами. Вам у нас понравилось? (Да) Тогда мы снова ждём вас в гости. Приходите к нам вместе с воспитателем, а по выходным – с мамой или с папой. Мы вас будем ждать. До свидания!
(Библиотекарь даёт на подпись паспорт мероприятия, вносит запись в формуляр)
Список литературы:
1. Афонькин С. Ю. Народы России. – СПб. : «БКК», 2012. – 96с., цв. илл. – (Серия «Узнай мир»)
2. Бронштейн М. М., Жуковская Н. Л., Каракетов М. Д. и др. Народы России: Научно-популярное издание. – М. : РОСМЭН – ПРЕСС, 2012. – 96с., цв. ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН)
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАИ-КА-СИНТЕЗ, 2016. – 144с. – (ФГОС)
4. Горелкина А. Ф. Знакомство с малочисленными народами Севера (хантами): Конспект занятия, презентация // http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/07/10/prezentatsiya-znakomstvo-s-malochislennym-narodom-severa
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М. : МО-ЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144с. – (ФГОС)
6. Ермаков В. И. Малая медведица. Сказки народов Севера. – Красноярск: Книжное изд-во, 2001. – 96с., цв. илл. – (Федеральная программа книгоиз-дания России)
7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144с. – (ФГОС)
8. Куклы – обереги: Описание, изготовление на заказ // https://vk.com/kuklaserebro
9. Нганасаны: Культура народа в атрибутах современности. – Норильск: Апекс, 2010. – 272 с., цв. илл.
10. Ненецкая кукла Нухуко: Изготовление на заказ // http://www.livemaster.ru/sever
11. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144с. – (ФГОС)
12. Романенко Н. Б. Методическая разработка на тему: «Ознакомление стар-ших дошкольников с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность» // http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/03/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-oznakomlenie-starshikh
13. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144с. – (ФГОС)
14. Сказки и легенды народов России. – М. : ЗАО «Олма Медиа Групп», 2013. – 256с., илл.
15. Сказки Северного сияния. – М. : РИПОЛ классик, 2014. – 56с. ,цв. илл.
16. Сказки Северной земли. – М. : Изд-во ПБОЮЛ Галина Н. Г., 2007. – 144с., цв. илл. – (Серия «Сказки народов России»)
17. Смирнова Н. Ю. Знакомство с жизнью народов Севера// http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/07/01/znakomstvo-s-zhiznyu-narodov-severa
18. Снегирёв Г. Про оленей. – М. : Изд-во «Детская литература», 1964. – 20с., цв. илл.
19. Терещенкова Е. Н. Знакомство с жизнью народов Севера // http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/11/konspekt-nod-s-detmi-podgotovitelnoy-gruppy-znakomstvo-s
20. Шлапакова З. Г. Путешествие на Север: Конспект занятия // http://dohcolonoc.ru/conspect/5817-konspekt-zanyatiya-puteshestvie-na-sever.html