Получи документы

Комплексный проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Наши любимые писатели»

Вера Зименкова
Комплексный проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Наши любимые писатели»

Актуальность:

Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребенка.

Публикация «Комплексный проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Наши любимые писатели“» размещена в разделах

Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, она увлекает и развлекает, учит плакать и смеяться, развивает мышление и расширяет горизонты нашего мира. Прочитанная в детстве книга оставляет наиболее глубокий след в сознании, нежели книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Произведения, прочитанные ребенку, входят в жизнь с самого раннего возраста, сопровождают на протяжении всего дошкольного детства и остаются с ним на всю жизнь. Начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Трудно переоценить значение литературы в развитии ребенка. Она способствует расширению кругозора, познания об окружающем мире, формирует представления о прекрасном, способствует усвоить образцы поведения, воплощенные в образах героев. Книга развивает фантазию и учит мыслить. В процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, формируется чувство патриотизма.

Паспорт проекта

Цель проекта : Ознакомление детей с русскими писателями и их произведениями в целях нравственного воспитания.

Задачи:

1. Развивать у детей любознательность, творческое воображение, память;

2. Продолжать знакомить детей с творчеством детских писателей России;

3. Научить оценивать поступки героев, анализировать произведения;

4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

5. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений;

6. Воспитывать нравственные качества.

Вид проекта : информационный, творческий, познавательный.

Продолжительность: Среднесрочный (декабрь-июнь,

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Методы и формы работы:

- познавательные сообщения педагога о писателях России «Знаете ли вы?»;

- «Литературная гостиная»

- «В этот вечер у нас…»;

- «Ожившие страницы» (просмотр мультфильмов по мотивам произведений писателей России);

- «Музыкальная гостиная» (знакомство с музыкальными произведениями, имеющими в основе авторские произведения).

Ожидаемые результаты:

1. Создание альбома «Мой любимый герой»

2. Создание книжки совместно с родителями «Моя сказка»

3. Фотовыставка «Я и моя любимая книга»

4. Презентация проекта.

Этапы работы над проектом :

I. Поисковый этап

• Определение темы проекта, постановка цели и задач

• Изучение литературы по проектной деятельности.

• Подготовка методической литературы

II. Аналитический этап

Введение в проблему: Модель трех вопросов (Что мы знаем о писателях, представленных на выставке? Что хотим узнать? Как узнать)

• Подбор демонстрационного материала и наглядно-дидактических пособий

• Составления конспектов ООД, сценариев и развлечений

• Создание презентаций

Сотрудничество с родителями:

• Помощь в подборе библиотеки;

• Проведение акции «Подари книгу в группу»;

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, буклетов, рекомендаций по теме проекта;

• Изготовление книжки совместно с ребенком «Моя любимая книга»

III. Практический этап.

Комплексно - тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка в разных образовательных областях для реализации поставленных задач.

Перспективный план реализации проекта

Ф. И. О. автора Дата проведения Практическая деятельность с детьми

С. Я. Маршак 20.12.2021 -21.01.2022г 1. Беседа с использованием презентации «Знакомство с С. Я. Маршаком»; ООД «В гостях у писателя С. Я. Маршака»; ООД «Литературная викторина по сказкам С. Я. Маршака»

2. Чтение произведений: «Кошкин дом» (отрывки) - чтение в лицах; «Перчатки» ;«Откуда стол пришел?» ; «Двенадцать месяцев»; «Почта»; Рассказ о неизвестном герое.

3. Прослушивание произведений

4. Разучивание понравившихся отрывков

5. Новогодний праздник по сказке С. Маршака «12 месяцев»

Э. Н. Успенский 24.01.2022г -18.02.2022г 1. Беседа с использованием презентации «В гостях у писателя Э. Успенского»; ООД «Посылка от друзей»;

2. Чтение отрывков произведений: "Крокодил Гена и его друзья";

"Дядя Федор, кот и пес" ; «Вниз по волшебной реке»; «Вера и Анфиса»

3. Конкурс поделок и рисунков «Любимый сказочный герой».

4. Совместное просматривание мультфильмов с детьми

К. И. Чуковский 21.02.2022г. -

11.03.2022г 1. Беседа с использованием презентации «В гостях у Корнея Чуковского»;

ООД «Творчество Корнея Ивановича Чуковского для детей»; 2. Просмотр мультипликационных фильмов “Сказки К. И. Чуковского”

3. Чтение произведений: Сказки:«Тараканище»; «Муха-Цокотуха»

«Краденое солнце»; «Федорино горе»;

«Муркина книга»; «Доктор Айболит»; «Цыпленок»

Стихи: «Чудо-дерево»; «Путаница»; «Закалялка»; «Бебека»; «Храбрецы»; «Котауси и Мауси»; 4. Практическая мастерская: “Посуда бабушки Федоры”

5. Праздник-развлечение посвященный международному женскому дню «Муха-Цокотуха»

Е. И. Чарушин 14.03.2022-31.03.2022 1. Беседа с использованием презентации «Жизнь и творчество Евгения Чарушина»; ООД «Лесные сказки»

2. Чтение художественной литературы по произведениям Е. И. Чарушина, Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина», с рассматриванием иллюстраций:

- «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами».

- «Волчонок», «Зайчата».

- «Волк», «Кот-охотник», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут».

рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном произведении.

3. Пересказ произведений по опорным схемам.

4. Слушание «Голоса леса»

В. Г. Сутеев 04.04.2022-22.04.2022 1. Беседа с использованием презентации «Детский художник – писатель Владимир Сутеев»; ООД «Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева»

2. Чтение произведений: «Разные колёса»; «Яблоко»; Мешок; «Мышонок и карандаш»; «Палочка-выручалочка»; «Дядя Миша»

3. Просмотр мультфильмов по его сценариям.

4. Беседа о прочитанных произведениях (по книгам, принесенным из дома).

5. Совместные работы для художественной галереи.

А. Л. Барто 25.04.2022-13.05.2022 1. Беседа с использованием презентации – «Знакомство с биографией А. Барто»; ООД «Замечательные стихи великой поэтессы»

2. Вспомнить с детьми стихи А. Барто «Мячик», «Самолет», «Слон», «Зайка», «Кораблик» и т. д.

3. Познакомить с новыми произведениями «Помощница», «Девочка - ревушка», «Девочка - чумазая», «Первый урок».

4. Разучивание стихотворений по желанию.

5. Литературная гостиная по стихотворениям А. Барто.

В. А. Осеева 16.05.2022-31.05.2022 1. Беседа с использованием презентации «Открывая книгу, открываем мир!»; ООД «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

2. Чтение произведений: «Добрая хозяюшка»; «Кто всех глупее?»; «Плохо»; «До первого дождя»; «Печенье»; «Волшебное слово», «Девочка с куклой»; «Весенний дождик»; «Волшебная иголочка» (сказка); «Волшебное слово» и др.

3. Совместные работы для художественной галереи

4. Совместное просматривание мультфильмов с детьми

А. С. Пушкин 01.06.2022-10.06.2022 1. Беседа с использованием презентации «А. С. Пушкин – великий русский поэт»; ООД «Путешествие по сказкам Пушкина»

2. Просмотр мультипликационных фильмов

3. Чтение литературных произведений: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»

4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

5. Литературно-музыкальная гостиная «Пушкиниана».

6. Конструирование из песка по сказке «Сказка о золотом петушке»

Социально – коммуникативное развитие :

• Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека. В гостях у писателя»

• Сюжетно-ролевая игра «Семья. Сказки на ночь. Мы читаем с мамой»

Дидактические игры

«Собираем сказку»

«Литературное лото»

«Волшебные предметы»

«Волшебный сундучок»

«Писатели и книги»

IV. Контрольный этап

1. Создание альбома «Мой любимый герой»

2. Создание книжки совместно с родителями «Моя любимая книга»

3. Фотовыставка «Я и моя любимая книга»

4. Презентация проекта.

Результативность проекта :

В результате реализации нашего проекта дети познакомились не только с творчеством, но и с биографией многих русских писателей. Они научились слушать, понимать смысл и анализировать художественные произведения (поступки героев, видеть их положительный или отрицательный образ). Стали внимательнее относиться друг другу, научились оказывать поддержку и помогать своим товарищам, проявлять заботу о близких. В процессе реализации проекта, у детей наблюдался неподдельный интерес к биографии и творчеству писателей.

Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей : активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи.

Родители наших воспитанников с удовольствием участвовали в реализации проекта, помогали в подборе библиотеки, создании замечательных книг совместно с детьми, подборе иллюстраций к уже прочитанным произведениям, создании и приобретении атрибутов для театрализованной деятельности, читали дома произведения и просматривали научно-популярные телепередачи о жизни и творчестве писателей, смотрели совместно с детьми и мультфильмы, созданные по тем или иным произведениям, так же провели акцию «Подари книгу в группу», благодаря чему, библиотека нашей группы пополнилась интересными и удивительными книгами, написанными выдающимися литераторами.

Увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов способствовало развитию интереса к книге и окружающему миру у детей.

Планомерная и совместная работа педагогов и родителей по данному проекту, дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по нравственному воспитанию.

Использованная литература:

1. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2-7 лет : методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).

2. Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет: методические рекомендации для воспитателей / Т. И. Гризик, Е. В. Глушкова, И. Г. Галянт и др. ; науч. ред. Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012. – 178 с. : ил. – (Радуга). – С. 102-111.

3. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет: методические рекомендации для воспитателей / И. Г. Галянт, Е. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. ; науч. ред. Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с. : ил. – (Радуга). – С. 36-67.

4. Путешествие по миру: энциклопедия для детей 5-7 лет / Л. В. Филиппова, Ю. В. Филиппов, А. М. Фирсова и др. – М. : Просвещение, 2013. – 71 с. : ил.

5. Соловьева, Е. В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду: методическое пособие для воспитателей / Е. В. Соловьева, Л. В. Редько. – М. : Просвещение, 2014. – 80 с. – (Радуга). – С. 42-54.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

7. Ушакова О. С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.

8. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаевича, М. : Просвещение, 1984. - 240с.

9. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб. : АНО ОЦ «Гелиос», 2009

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в городок Безопасности» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в городок Безопасности» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление представления детей о безопасности жизнедеятельности. Задачи: учить детей правильно вести себя в быту и на улице; формировать.

Конспект занятия «Наши любимые бабушки и дедушки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Наши любимые бабушки и дедушки» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: • Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения. • Побуждать детей к проявлению доброты, сочувствия.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Конспект занятия-викторины по закреплению сказок «Наши любимые сказки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия-викторины по закреплению сказок «Наши любимые сказки» с детьми старшего дошкольного возраста Программные задачи: - Создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам сказок; - Привлекать детей к правильному.

Мастер-класс по рисованию «Наши любимые потешки» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию «Наши любимые потешки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для закрепления пройденного материала при помощи рисования. В нашей группе проходит проект «Русский народный фольклор.

Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы»Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы» Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки - красавицы» Эта презентация предназначена для.

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля и 8 Марта, для детей старшего дошкольного возраста «Для вас, наши любимые» Ведущий : Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня праздник будет не совсем обычный. Мы собрались в этом зале, чтобы поздравить всех пап и мам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексный проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Наши любимые писатели»
Опубликовано: 27 октября 2022 в 13:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД