мария корчагина
Комплексы психогимнастики для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс № 1.
1. Этюд на выразительность жеста «Отдай». Ребёнок требует отдать ему игрушку.
Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.
2. Этюд на расслабление мышц «Сосулька».
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
3. Этюд на выражение удивления «Удивление».
Публикация «Комплексы психогимнастики для детей средней группы» размещена в разделах
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
4. Игра на отображение отрицательных черт характера «Злюка». Ребёнок изображает злюку. Он
сидит на стуле и, пока звучит музыка (Д. Кабалевский. «Злюка», смотрит на каждого из присутствующих со злостью и недовольством.
Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.
Комплекс № 2.
1. Игра на развитие внимания «Будь внимателен!»
Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.
2. Этюд на расслабление мышц: «Шалтай – Болтай».
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай - Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова: «Свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
2. Игра на выражение удовольствия и радости «Золотые капельки». Идет теплый дождь.
Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Приятен теплый летний дождь.
Во время этюда звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки».
Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.
3. Игра на отображение отрицательных черт характера «Упрямый мальчик».
Уже вечер. Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама взяла мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывает руку да еще топает ногой: «Не хочу! Не пойду!»
Если этюд идет в музыкальном сопровождении (Г. Леденев «Упрямец», то можно сообщить детям, что в музыке композитор изобразил одного знакомого ему упрямца. Композитор говорил : «Знаю я одного мальчика. Когда он заупрямится – размахивает руками, топает ногами, настаивает на своем, а ведь, наверно, знает, что не прав. В музыке… есть резкие капризные аккорды». Прослушав пьесу, дети вместе с ведущим дают моральную оценку упрямству.
Комплекс № 3.
1. Игра на развитие внимания «Канон для малышей».
Цель игры: развивать активное внимание.
Играющие стоят по кругу. Под хороводную музыку дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.
2. Этюд на расслабление мышц «Кукушонок кланяется».
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон.
Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда дети наклоняют корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.
3. Этюд на выражение удовольствия и радости «Цветок».
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус. Руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
4. Этюд на выражение вины и стыда «Провинившийся».
Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.
Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела.
Мимика: Брови идут вверх и сдвинуты, уголки губ опущены.
5. Игра на сопоставление различных черт характера «Жадный поросенок».
Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает помочь ему. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует большую булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает грубым хрюканьем. Тогда котенок хватает его за хвостик, и поросенок с визгом убегает жаловаться своей маме.
Комплекс № 4.
1. Игра на развитие памяти «Запомни свою позу».
Цель: развивать моторно-слуховую память.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребёнок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
2. Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании. «Медвежата в берлоге» (вводная игра).
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру. «Игра с шишками» (на напряжение и расслабление мышц рук).
Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. Повторить игру 2-3 раза.
4. Этюд на выражение гнева «Сердитый дедушка».
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?
Мимика: нахмуренные брови.
Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и волк», тема дедушки.
5. Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка».
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.
Комплекс № 5.
1. Игра на развитие памяти «Запомни свое место».
Цель: развивать моторно-слуховую память.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места и встать в туже позу.
2. Игра на напряжение и расслабление мышц ног «Игра с пчелкой».
Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась. Повторить игру 2-3 раза.
3. Этюд на выражение вины и стыда «Стыдно».
Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало стыдно.
Выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
4. Этюд на выражение удовольствия и ласки «Первый снег».
Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от приятного изумления. Все было покрыто белым-белым снегом.
Утром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю.
Эй! Смотрите, чудеса –
Опустились небеса!
Было облако над нами,
Оказалось под ногами.
(А. Гунули)
В саду стало чисто, просторно и красиво. Можно идти гулять. Скорее-скорее одеваться!
Выразительные движения: Откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице улыбка.
Комплекс № 6.
1. Подвижная игра «Иголка с ниткой».
Дети становятся друг за другом. Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны».
2. Игра «Холодно – жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-3 раза.
3. Этюд на выражение удовольствия и радости «Медвежата выздоровели».
Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Т Ома.
Выразительные движения: положение сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.
4. Игра на выражение различных эмоций «Поссорились и помирились».
Дети делятся на пары. Сначала дети изображают поссорившихся детей.
Выразительные движения: двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают ногой; руки на поясе или за спиной.
Затем помирившихся детей.
Выразительные движения: дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.
Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились».
Комплекс № 7.
1. Подвижная игра «Сова».
Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается. Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Баладар».
2. Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании «Пчелка мешает спать»
(игра лицевых мускулов).
В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.
3. Этюд на выражение страха «Гроза».
За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. Звучит музыка М. Раухверга «Гром».
Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.
4. Этюд на выражение удовольствия и радости «Любящие родители».
В зале звучит латышская народная песня «Колыбельная медвежонку».
Мама – медведица и папа- медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.
Комплекс № 8.
1. Этюд на выразительность жеста «Это я! Это мое имя!».
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (Называется имя играющего, «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?» и т. п. Мальчик отвечает жестом.
Выразительные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более широкого «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!»
2. Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании «Отдых».
Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку», а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза). Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.) (Пауза.) Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П. Чайковский, «Сладкая греза»). Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза). Поет жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.
Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена.
3. Этюд на выражение страдания и печали «Ой, ой, живот болит».
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем Том и Тим!
Жалоба медвежат сопровождается музыкой М. Красева «Жалобная песенка» (из музыкальной сказки «Тим и Том»).
Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурины; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.
4. Этюд на отображение отрицательных черт характера «Хочу и все!»
Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить чешки. В этом же магазине продавались двухколесные велосипеды.
- Я хочу этот велосипед, - сказал мальчик. Мама показала ему деньги в кошельке и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед.
- А мне что до этого! – громко закричал мальчик мальчик и даже топнул ногой. – Хочу и все!
Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына.
Она потянула мальчика за руку, чтобы выйти с ним поскорее из магазина, но он подогнул ноги и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку сына в своей руке… И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками об пол, пинает ногами воздух и, выгибая спину, повторяет плачущим капризным голосом: «Хочу! Хочу и все!»
Комплекс № 9.
1. Этюд на выразительность жеста «Отдай!»
Ребенок требует отдать ему игрушку.
Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.
2. Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточения «Кузнечик».
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения: шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончиках пальцев.
3. Этюд на выражение удовольствия и радости «После дождя».
Жаркое лето. Только прошел дождь. Под мелодию венгерской народной песни дети (на р) осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом (на ф, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
4. Этюд на выражение отрицательных черт характера «Жадный пес».
Ведущий читает стихотворение Василия Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам –
Гам-гам-гам!
Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.