Лучший педагог года

Коммуникативная игра как средство социальной успешности дошкольника

Марина Дмитриевна Романкевич
Коммуникативная игра как средство социальной успешности дошкольника

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Коммуникативная игра, как средство социальной успешности дошкольника»

Публикация «Коммуникативная игра как средство социальной успешности дошкольника» размещена в разделах

Особую ролю в жизни и развитии ребенка играет общение и взаимодействие с другими людьми, сверстниками. Общение, является одним из главных условий полноценного развития ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста содержание общения и его структура совершенствуется. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.

Проблема формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями (И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, и др.).

Современные исследования в области дошкольной педагогики, раскрывающие особенности формирования и развития общения дошкольников, представлены исследованиями И. И. Иванец, посвящённые речевой коммуникации детей. Практическое значение исследования заключается в разработке содержания специально организованных видов художественно-коммуникативной деятельности; определении подходов к конструированию пространственно-предметной культурно-речевой среды; в разработке личностно-развивающих методик, обеспечивающих становление речевых коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста (6-й год жизни). «Наиболее значительной коммуникационной системой выступает речь, в рамках которой возможно и актуально общение с современниками и передача культурного и практического опыта между представителями разных поколений и разных культур (диалог культур). Поэтому речевую коммуникацию справедливо считать частью общей культуры».

Непосредственно формированием коммуникативных умений дошкольников занимались Л. Р. Мунирова, С. В. Проняева, Е. Г. Савина, О. С. Степина, О. А. Черенкова и др. Они отмечали, что отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности. Именно развитие коммуникативных умений является важнейшим направлением социально-личностного развития дошкольника.

Для то го что бы создать методы и формы отвечающие требованиям образовательного процесса, необходимо было изменить взгляды педагогов-практиков на дошкольное детство и взаимодействия взрослого с ребенком. Однако современная практика дошкольного обучения и воспитания свидетельствует, что оптимизация коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста, хотя и совершается в организованных условиях дошкольных учреждений, тем не менее, носит стихийный, нерегулируемый и нецелевой характер его усвоения (А. Г. Арушанова, О. В. Гаврилушкина, Н. А. Короткова, В. Т. Кудрявцев, С. В. Маланов, Н. Я. Михайленко и др.

Что бы изменить отношение к дошкольному детству потребовалось пересмотреть содержание, формы и методов работы, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, модели взаимодействия взрослого с ребенком. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М. И. Лисина, В. Р. Лисина, В. А. Петровский, с родителями (З. М. Богуславская, С. В. Корницкая, А. Г. Рузская и др., отношениями со сверстниками (JI.H. Башлакова, Т. И. Ерофееева, А. А. Рояк, деятельностью и достижением успеха в ней (Р. С. Буре, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина, культурой общения (Т. А. Антонова, М. В. Ильяшенко, Н. С. Малетина, С. В. Петерина). Общение как коммуникативная форма, вызывала много противоречий между учёными. Первыми наиболее глубоко была разработана концепция деятельности, А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

Задачи:- научить взаимодействовать и общаться с другими людьми

-развивать сознание высших психических функций

-научить адекватно выстраивать свое поведение

В коррекционной деятельности внимание было обращено на создание специальных условий для детей с различным уровнем сформированности коммуникативного общения. Из всей проработанной литературы, я выбрала для себя форму наиболее доступную и на мой взгляд эффективную. Для этого использовалась методика наблюдения.

В качестве критериев оценки сформированности коммуникативных способностей я использовала:

1. Способность легко вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.

2. Способность выполнять точную пошаговую инструкцию при заданном алгоритме.

3. Способность находиться в команде при коллективных играх на прогулке и в группе.

Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

В качестве ситуаций наблюдения были выбраны:

Сюжетно-ролевые игры В. М. Минаевой. Эти игры не имеют четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Таким образом, мы выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.

Выполнение четко заданной инструкции наблюдалось по играм М. Чистяковой, Ю. и М. Шевченко («Зеваки», «Живые картинки», «Шапка-невидимка», «Мяч в круге» и др.)

Игры и задания Е. Карповой и Е. Лютовой («Охота на тигра», «Давай поговорим», «Клубочек», «Зеркало» и др.) позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.

Анализ результатов, полученных методике наблюдения, проводится по следующим критериям:

1. Способность легко вступать в контакт со взрослыми и сверстниками

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

2. Способность выполнять точную пошаговую инструкцию при заданном алгоритме.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в задание, наблюдается согласованность действий и мыслей. Может самостоятельно логически предположить дальнейшее задание.

Средний уровень (2 балла) – ребенок инициативы не проявляет. Ждет дальнейших указаний от взрослого, часто сбивается, но тут же исправляется.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательный настрой на задание, не может самостоятельно предположить алгоритм цепочки, часто путается. Нет согласованности действий и мыслей.

3. Способность находиться в команде при коллективных играх на прогулке и в группе.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл)ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

Высокий уровень –8 - 9 баллов – 33% детей

Средний уровень – 5 - 7 баллов – 54% детей

Низкий уровень – 0-4 баллов -13% детей

Анализ результатов заносится в, разработанную диагностическую карту.

№ Ф. И. О. Способность легко вступать в контакт со взрослыми и сверстниками Способность находиться в команде при коллективных играх на прогулке и в группе.. Способность находиться в команде при коллективных играх на прогулке и в группе.

Для детей с низким процентным показателем использовались различные игры О. Хухлаевой, «Интервью», «На мостике» и др. В методиках направленных на развитие коммуникативных и графических навыков использовались диалоги, тренинги, ролевые игры, психотерапевтические методы «Охота на тигров» и др Е. Карпова. С теми детьми, у которых коммуникативное общением адаптивное, проводились знаково-символические игры, и другие коммуникативно-диалоговые методы. Для детей, отличающихся конструктивным коммуникативным общением, использовались проблемные ситуации, стимулирующие приобретение опыта позитивного поведения в различных ситуациях О. Хухлаева. После проведенных методик и игр дети значительно лучше стали взаимодействовать и общаться с другими детьми и взрослыми, стали больше договариваться друг с другом, появилось стремление адекватно выстраивать свое поведение в группе и социуме в целом.

Через 6 месяцев проводилось повторное наблюдение за детьми и их результатами. Каково было удивление от полученных результатов.

Высокий уровень –8 - 9 баллов –67% детей

Средний уровень – 5 - 7 баллов –30% детей

Низкий уровень – 0-4 баллов -3% детей.

Конечно, была большая нагрузка на воспитателей, которые выполняли все рекомендации педагога-психолога. Проводили игры, беседы и театрализованную деятельность. Но результаты стоили того.

Для того что бы идти в ногу со временем и развивать успешного ребенка необходима дальнейшая работа по коммуникативным играм. Социум развивается стремительно, а значит Будущее и успех человека в социуме напрямую зависит от коммуникативных навыков общения заложенных в дошкольном периоде. Что должно еще больше стимулировать психологов в изучении данной проблемы.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации ребенка-дошкольника Наше внимание к игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом.

Двигательная активность как средство укрепления организма дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» г. Красноармейска Саратовской области Подготовила:.

Коммуникативная игра с пением «Балалайка» для детей 6–7 летКоммуникативная игра с пением «Балалайка» для детей 6–7 лет «Балалайка» Играющие образуют круг. В центре круга - ведущий с бутафорской балалайкой в руках имитирует игру на балалайке. Играющие, держась.

Коммуникативная игра с элементами психогимнастики Департамент образования г. Москвы ГБОУ школа №1739 Дошкольное отделение корпус 1510 КОНСПЕКТ Коммуникативной игры с элементами психогимнастики.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Посещение выставки как средство развития социальной компетентности дошкольниковПосещение выставки как средство развития социальной компетентности дошкольников Районная выставка детского рисунка. «Если б матерей мы выбирали, все равно бы выбрали своих». Развивать у детей интерес к родному краю, его.

Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника ВидеоПредметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника Видео Все дети разные, и каждый ребёнок имеет право на собственный путь развития. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной.

Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника» Тема: Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника». Анохина Ирина Владимировна. Понятие «мелкая.

Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника Творческая презентация «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника» Воспитатель: Крамерова Анастасия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативная игра как средство социальной успешности дошкольника
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 06:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД