Приложение МААМ

Конфликтное взаимодействие старших дошкольников в игровой деятельности

Раисия Гаффорова
Конфликтное взаимодействие старших дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который нередко связан с возникновением и разрешением противоречий, приводящих к конфликту.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. [1].

Публикация «Конфликтное взаимодействие старших дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах

Дошкольный возраст является периодом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.

У детей старшего дошкольного возраста, как отмечают исследователи (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, В. С. Мухина, Н. Я. Михайленко, А. А. Рояк, М. И. Лисина, Т. А. Репина, и др., конфликты чаще всего возникают из-за распределения игровых ролей, а так же по поводу правильности игровых действий.

Анцупов А. Я. выделяет основные причины возникновения конфликтов в игре :

1. «Разрушение игры» - сюда входят такие действия детей, которые прерывают или затрудняют процесс игры,- например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» - в этих случаях спор возникает из-за того, в какую именно совместную игру собираются играть дети.

3. «По поводу состава участников игры» - здесь решается вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» - данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» - сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» - в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» - это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

На протяжении дошкольного возраста происходит изменение мотивации игры, что ощутимо отражается на содержании потребности ребенка в сверстнике, а интерес к сверстнику как носителю человеческих, личностных качеств возникает у ребенка лишь к концу дошкольного возраста [2]

Изучение конфликтов в игровой деятельности на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Цель исследования состоит в изучении особенностей конфликтного взаимодействия дошкольников в игровой деятельности.

База исследования является МАДОУ ДСКВ № 9, старшая группа «Радуга» г. Лангепаса.

Выявление уровня развития конфликтного поведения старших дошкольников осуществлялось на основе выделенных показателей: социометрический статус ребенка в группе сверстников; проявление отклонений в поведении детей в процессе игры; отношение ребенка к конфликтной ситуации.

В ходе исследования были использованы следующие методики: социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А. А, методика «Наблюдение в игре» (Анжарова А. И., проективная методика «Картинки» (Калинина Р. Р).

Анализ результатов исследования на основе социометрической методики «Капитан корабля» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Процентная выраженность социометрических статусов дошкольников

Социометрический статус Количество детей (%)

Популярные 8,0%

Предпочитаемые 58,0%

Изолированные 17,0%

Отвергаемые 17,0%

Анализ высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 17,0% детей имеют статус «отверженных» и «изолированных» (17,0%). Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников вошли часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

В обследуемой группе дошкольников преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые». 58,0% дошкольников, которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.

Среди популярных детей в исследуемой группе выявлено 8,0% дошкольников. Сверстники характеризовали его следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает» и т. д. Ребенок, вошедший в данную группу, привлекает окружающих детей к своим действиям, с удовольствием откликается на инициативу сверстников, дружелюбно относится ко всем.

Наблюдение за игровой деятельностью детей показало, что дошкольники предпочитали играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры. Именно в процессе игр у детей возникало наиболее активное межличностное взаимодействие. Дети предпочитали играть небольшими группами. Игру, как правило, организовывал популярный член группы, он же определял сюжет игры и подбирал состав участников. На этом этапе у детей наблюдались первые конфликтные ситуации, когда не всех желающих принимают в игру. Мотивировалось это по-разному, например: «Мы тебя не примем в игру, ты всё ломаешь», «Ты с нами играть не будешь, ты не делишься игрушками».

Что касается остроты конфликтов, то наблюдение показало, что конфликты детей не являлись острыми и длительными, как правило, они быстро разрешались путем вмешательства педагога.

В обследуемой группе большинство конфликтов возникало в игре по следующим причинам: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, по поводу выбора роли, по поводу дележа игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу нарушения правил игры.

Дети, статус которых в группе был выше, активно вмешивались в распределение ролей. Они старались взять на себя главные роли, остальные дети вынуждены были брать на себя второстепенные роли или не принимать участие в игре. Так же дети очень болезненно реагировали на нарушение правил игры. Они использовали два способа разрешения конфликта : конструктивный и деструктивный. В большинстве случаев для разрешения конфликта дети прибегали к вмешательству взрослого: «Мы сейчас позовем воспитательницу, она тебя накажет». Некоторые дети применяли уход от ситуации: «Я лучше не буду с вами играть, я буду играть один»; старались сгладить конфликт в игре, пытаясь найти решение, приемлемое для всех, например: «Давайте сначала послушаем, во что другие дети хотят играть и будем играть».

Наблюдение показало, что конфликтные ситуации в процессе игры возникали довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что низкостатусные дошкольники («изолированные» и «отверженные») конфликтные ситуации предпочитали разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым.

Результаты проективной методики «Картинки» отражены в таблице 2.

Процентная выраженность реагирования детей на конфликтную ситуацию

Способ реагирования на конфликтную ситуацию Процентная выраженность

Избегание 42,0%

Агрессивное решение 33,0%

Вербальная реакция 8,0%

Продуктивный способ решения 17,0%

Таблица 2

Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, обращаясь с жалобами к взрослому. Именно так реагировали на конфликтную ситуацию 42,0% испытуемых. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах (33,0%, нежели самостоятельные действия: вербальная реакция и продуктивный способ решения конфликта - (25,0%).

На основании полученных результатов дети старшего дошкольного возраста, принимавшие участие в исследовании, отнесены к одному из уровней конфликтного поведения :

Низкий уровень конфликтности поведения характерен для 50,0% дошкольников. Это дети, которые имеют социометрический статус предпочитаемых, являются не конфликтными, спокойными, они стараются со всеми поддерживать нормальные отношения, легко идут на контакт. Если возникает конфликт, они стараются решить его продуктивно, либо вербально.

К среднему уровню отнесены 33,0% дошкольников. Дети данной группы имеют статус предпочитаемых или изолированных. В процессе общения со сверстниками они не провоцируют конфликты, легко идут на контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. Однако в процессе игры у них возникают конфликты по поводу выбора роли или нарушения правил игры. Эти дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, либо избегать его, либо обращаться за помощью к взрослому. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации.

Группа с высоким уровнем конфликтного поведения представлена 17,0% старших дошкольников. Эти дети имеют в группе сверстников статус отверженных и предпочитаемых. В процессе взаимодействия со сверстниками дети данной группы часто сами провоцируют конфликты, особенно в игре, применяют физическую агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила игры.

Таким образом, анализ результатов исследования указывает на необходимость организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 255 с.

2. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии, 1990. № 2. С. 35-42

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени» Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и.

Создание педагогических условий для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о создании хлеба Ведущая идея опыта – создание предметно-развивающей среды для формирования у детей представлений о процессе создания хлеба, пополнении методической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конфликтное взаимодействие старших дошкольников в игровой деятельности
Опубликовано: 24 мая 2014 в 22:23
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конфликтное взаимодействие старших дошкольников в игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Раисия Гаффорова (УИ 123794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД