Интерактивные методы обучения на уроках химии

Елена Алексахина
Интерактивные методы обучения на уроках химии

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

НА ПРИМЕРЕ ПРИЕМА «ШЕСТИУГОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

«Ученик не чаша,

которую необходимо наполнить,

а факел, который надо зажечь»

Плутарх- древнегреческий философ.

Актуальность

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учитель или ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Использование интерактивных технологий при изучении в школе химии,является объективной потребностью, продиктованной требованиями современного общества.

Увлечь учеников своим предметом, сегодня уже невозможно без применения новых интерактивных технологий, так как односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа учителя. Интерактивные методы принято рассматривать как самую современную форму активных методов:

интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося;

• это обеспечивает совместное выполнение обучающимися работы;

• учит критически мыслить;

• создаёт комфортные условия обучения;

• переводит познавательную деятельность на более высокую форму сотрудничества;

• учит общению.

Поэтому перед учителем возникает проблема освоения новых интерактивных форм и методов обучения.

Принципы работы на интерактивном занятии:

• занятие – не лекция, а общая работа;

• все участники равны;

• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

• нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

• все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Актуальность внедрения интерактивных форм и методов обучения на уроках химии бесспорна, и приема «Шестиугольного обучения» в частности, т. к. они

Соответствуют:

• социальному заказу государства, общества;

• Федеральному закону №273 «Об образовании Российской Федерации»;

• прогрессивным тенденциям социального развития общества;

• региональной образовательной политике;

• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;

• профессиональным интересам педагогов;

Способствуют:

• решению актуальных задач общества;

• решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.

Современный подход к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, что вызвано особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера.

Метод шестигранного (шестиугольного) обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.

Новизна представленного опыта состоит в:

• создании собственной системы по использованию интерактивных форм работы на уроке химии для формирования ключевых компетенций обучающихся, на примере интерактивного приема «Шестиугольное обучение» ;

• в комбинации элементов известных методик;

• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

Целостность

Работа по заявленной теме проводится с 2017 года по настоящее время.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.

Ввиду уникальной, похожей на соты форме, учащиеся могут устанавливать различные связи между содержимым шестиугольников. Таким образом, шестиугольное обучение направлено на развитие логики и творческих способностей учащихся. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», «зигзаг», линия, соты и другие фигуры. На следующем уроке,приготовленные учащимися гексы, становятся раздаточным материалом, для выявления степени усвоения изученного материала обучающимися.

Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Обучающимся дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.

Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения

1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т. е. обучащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст, рисунок. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники,собрать единое целое.

2. Для углубленного изучения темы, оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.

3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.

4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Обучащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

5. Составить по гексу рассказ.

Этот прием применяю как при обобщении изученного материала,так и при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках химии с 8 по 11 класс и при выполнении обучающимися домашнего задания.

Логичность

Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф.Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

Прием шестиугольного обучения предполагает самостоятельно доходить до истины, что, несомненно, повышает качество обучения.

С другой стороны, работа с гексами, это своего рода игра. А игра на уроке, как известно, активизирует мысль и разряжает обстановку.

Используя прием шестиугольного обучения. Учитель может активно и творчески комбинировать различные методы обучения, применяя комплексный подход, что способствует наибольшей эффективности в учебно-воспитательном процессе.

Данный прием позволяет учитывать особенности каждого обучающегося, применяя вместо хемиоцентрического подхода (когда в центре методики обучения стоит химия) -антропоцентрический (когда обучение химии строится в первую очередь, на основе учета интересов, склонностей и особенностей обучающихся).

Этот приём позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

Кроме того, интерактивный прием шестиугольного обучения очень перспективен и универсален. Его можно использовать в массовой практике. Неоспорима возможность творческого применения данного приема.

Результативность

Данный опыт :

• Был представлен на районный семинар учителей химии и биологии по теме «Интерактивный прием «Шестиугольного обучения» при изучении химии»;

• Был представлен на заседании кафедры естественных наук.

• Разработка урока химии в 11 классе по теме «Дисперсные системы» размещена на сайте МКУ «ЦИМО МОУ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

• Республиканский научно-практический семинар по теме «Современные уроки биологии и химии: типология, требования, алгоритмы разработки»

Практика моей работы свидетельствует о том, что систематическое применение на уроках и во внеурочное время интерактивного приема шестиугольного обучения, позволяет развить у обучающихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности, что позволяет обучающимся добиваются хороших результатов в изучении предмета, о чем свидетельствует профессиональный выбор выпускников, связанный с предметом «Химия». Они участвуют и добиваются результатов в конкурсах различного уровня.

Библиографический список

1. Аствацатуров Г. О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] –Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/(датаобращения: 03.05.2020).

2. Музаева, З. М. Интерактивные методы преподавания химии в современной школе / З. М. Музаева. —Текст : непосредственный //Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). —Казань : Бук, 2015. — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8943/ (дата обращения: 08.05.2020).

3. Материалы бесплатного сервер видеоконференций URL: https://www.classtools.net/hexagon/(датаобращения: 07.05.2020).

Прикреплённые файлы:

himija-poisk_a6d1m.ppt | 3765,5 Кб
 
Публикации по теме:

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Презентация «Логические интерактивные игры для малышей» Технологическое описание Логические интерактивные игры для малышей Компьютерная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Паузы на уроках немецкого языка Ухудшение здоровья детей — это угроза для общества и огромная проблема, с которой необходимо бороться не только родителям, но и учителям.

Презентация «Развивающие речевые интерактивные игры по теме «Посуда» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Посуда» Компьютерная игра предназначена для детей.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания.

Веселые уроки химии. Посткроссинг на МAAMВеселые уроки химии. Посткроссинг на МAAM В предыдущей публикации я писала о простых уроках географии, о том, что детская дружба на МААМ становится крупче, а границы всё шире. Всё.

Конспект урока химии в 9 классе «Железо. Нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение» Тема урока: «Железо, нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение». Цель: на основе уже имеющихся общих знаний.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Интерактивные методы обучения на уроках химии
Опубликовано: 14 мая 2020 в 11:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки