Папки-передвижки

Интерактивные методы обучения на уроках химии

Елена Алексахина
Интерактивные методы обучения на уроках химии
▼ Скачать + Заказать документы

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

НА ПРИМЕРЕ ПРИЕМА «ШЕСТИУГОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

«Ученик не чаша,

которую необходимо наполнить,

а факел, который надо зажечь»

Плутарх- древнегреческий философ.

Актуальность

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учитель или ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Публикация «Интерактивные методы обучения на уроках химии» размещена в разделах

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Использование интерактивных технологий при изучении в школе химии,является объективной потребностью, продиктованной требованиями современного общества.

Увлечь учеников своим предметом, сегодня уже невозможно без применения новых интерактивных технологий, так как односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа учителя. Интерактивные методы принято рассматривать как самую современную форму активных методов :

интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося;

• это обеспечивает совместное выполнение обучающимися работы;

• учит критически мыслить;

• создаёт комфортные условия обучения;

• переводит познавательную деятельность на более высокую форму сотрудничества;

• учит общению.

Поэтому перед учителем возникает проблема освоения новых интерактивных форм и методов обучения.

Принципы работы на интерактивном занятии :

• занятие – не лекция, а общая работа;

• все участники равны;

• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

• нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

• все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Актуальность внедрения интерактивных форм и методов обучения на уроках химии бесспорна, и приема «Шестиугольного обучения» в частности, т. к. они

Соответствуют:

• социальному заказу государства, общества;

• Федеральному закону №273 «Об образовании Российской Федерации»;

• прогрессивным тенденциям социального развития общества;

• региональной образовательной политике;

• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;

• профессиональным интересам педагогов;

Способствуют:

• решению актуальных задач общества;

• решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.

Современный подход к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, что вызвано особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера.

Метод шестигранного (шестиугольного) обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.

Новизна представленного опыта состоит в:

• создании собственной системы по использованию интерактивных форм работы на уроке химии для формирования ключевых компетенций обучающихся, на примере интерактивного приема «Шестиугольное обучение» ;

• в комбинации элементов известных методик;

• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

Целостность

Работа по заявленной теме проводится с 2017 года по настоящее время.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.

Ввиду уникальной, похожей на соты форме, учащиеся могут устанавливать различные связи между содержимым шестиугольников. Таким образом, шестиугольное обучение направлено на развитие логики и творческих способностей учащихся. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», «зигзаг», линия, соты и другие фигуры. На следующем уроке,приготовленные учащимися гексы, становятся раздаточным материалом, для выявления степени усвоения изученного материала обучающимися.

Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Обучающимся дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.

Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения

1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т. е. обучащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст, рисунок. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники,собрать единое целое.

2. Для углубленного изучения темы, оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.

3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.

4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Обучащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

5. Составить по гексу рассказ.

Этот прием применяю как при обобщении изученного материала,так и при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках химии с 8 по 11 класс и при выполнении обучающимися домашнего задания.

Логичность

Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

Прием шестиугольного обучения предполагает самостоятельно доходить до истины, что, несомненно, повышает качество обучения.

С другой стороны, работа с гексами, это своего рода игра. А игра на уроке, как известно, активизирует мысль и разряжает обстановку.

Используя прием шестиугольного обучения. Учитель может активно и творчески комбинировать различные методы обучения, применяя комплексный подход, что способствует наибольшей эффективности в учебно-воспитательном процессе.

Данный прием позволяет учитывать особенности каждого обучающегося, применяя вместо хемиоцентрического подхода (когда в центре методики обучения стоит химия) -антропоцентрический (когда обучение химии строится в первую очередь, на основе учета интересов, склонностей и особенностей обучающихся).

Этот приём позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

Кроме того, интерактивный прием шестиугольного обучения очень перспективен и универсален. Его можно использовать в массовой практике. Неоспорима возможность творческого применения данного приема.

Результативность

Данный опыт :

• Был представлен на районный семинар учителей химии и биологии по теме «Интерактивный прием «Шестиугольного обучения» при изучении химии»;

• Был представлен на заседании кафедры естественных наук.

• Разработка урока химии в 11 классе по теме «Дисперсные системы» размещена на сайте МКУ «ЦИМО МОУ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

• Республиканский научно-практический семинар по теме «Современные уроки биологии и химии : типология, требования, алгоритмы разработки»

Практика моей работы свидетельствует о том, что систематическое применение на уроках и во внеурочное время интерактивного приема шестиугольного обучения, позволяет развить у обучающихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности, что позволяет обучающимся добиваются хороших результатов в изучении предмета, о чем свидетельствует профессиональный выбор выпускников, связанный с предметом «Химия». Они участвуют и добиваются результатов в конкурсах различного уровня.

Библиографический список

1. Аствацатуров Г. О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: https://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/(дата обращения: 03.05.2020).

2. Музаева, З. М. Интерактивные методы преподавания химии в современной школе / З. М. Музаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 20-24. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8943/ ( дата обращения: 08.05.2020).

3. Материалы бесплатного сервер видеоконференций URL : https://www.classtools.net/hexagon/(дата обращения: 07.05.2020).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Презентация «Логические интерактивные игры для малышей» Технологическое описание Логические интерактивные игры для малышей Компьютерная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Паузы на уроках немецкого языка Ухудшение здоровья детей — это угроза для общества и огромная проблема, с которой необходимо бороться не только родителям, но и учителям.

Презентация «Развивающие речевые интерактивные игры по теме «Посуда» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Посуда» Компьютерная игра предназначена для детей.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания.

Веселые уроки химии для дошкольников. Посткроссинг на МAAMВеселые уроки химии для дошкольников. Посткроссинг на МAAM В предыдущей публикации я писала о простых уроках географии, о том, что детская дружба на МААМ становится крупче, а границы всё шире. Всё.

Конспект урока химии в 9 классе «Железо. Нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение» Тема урока: «Железо, нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение». Цель: на основе уже имеющихся общих знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные методы обучения на уроках химии
Опубликовано: 14 мая 2020 в 11:07
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные методы обучения на уроках химии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Алексахина (УИ 738125) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД