Сценарий фольклорного праздника «Живая связь времен»

Наталья Санькова
Сценарий фольклорного праздника «Живая связь времен»

Живая связь времен

Сценарий фольклорного праздника

Подготовительная к школе группа

Материал, оборудование, костюмы. Русские народные костюмы для девочек, мальчиков и взрослых. Маски медведя, козы. Магнитофон. Аудиозаписи народно-обрядовой музыки, колокольного звона, завывания вьюги. Эпипроектор. Слайды с изображением сцен народных праздников. Чучело масленицы (или колесо из соломы) на шесте. Широкая длинная полоса голубой ткани – «ручей». Круги, вырезанные из толстого картона (фанеры, пластика). Сковороды. Булочки, подвешенные на веревке. Печенье «жаворонки».

Оформление зала. Сцена оформлена в виде русской избы: стоят печь, две скамейки, стол с угощением, прялка. На скамейках лежат спицы с начатым вязаньем, пяльцы с вышиванием. На стене избы, обращенной к зрителям, вывешен экран.

Рядом со сценой искусственная береза, очерченное мелом место для установки чучела масленицы (или соломенного колеса).

Проведение праздника

Звучит аудиозапись народно-обрядовой музыки и голос за сценой: «Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Вспомним же сегодня народные календарные праздники, покажем обрядовые песни и танцы. Надеемся, что все это в вашем сердце отзовется и близким станет, и родным».

Звучит аудиозапись завывания вьюги, колокольного звона. На сцену выходят три бабушки.

1-я бабушка. Ох, и вьюга сегодня!

2-я бабушка. У каждого времени года свои особенности, да и своя красота. Зима дарит нам белые снега, бодрящие морозы.

3-я бабушка. Весна радует звонкими капелями, ярким солнцем. На смену весне спешит ягодное, грибное лето, а затем – щедрая осень.

1-я бабушка (садится на скамейку). Издавна смена времен года отмечалась народом особыми праздниками и обрядами. Помните, как в эти дни пели песни, рассказывали сказки, заводили игры и хороводы, загадывали загадки. Нынче февраль на дворе, он как бы рассекает год на зимнее, холодное время и летнее, теплое. За это и называли его – сечень.

2-я бабушка (садится на скамейку, вяжет). На Руси издавна примечали, что февраль выдувает зиму. Из-за частых ветров и злых вьюг звали его ветродуем, вьюговеем.

3-я бабушка (садится на скамейку, вышивает). Да, как бы не злилась зима, а скоро ей конец. Проводы зимы называют масленицей. В старину ей давали нелепые, смешные прозвища: широкожорая, курносейка, кривошейка, обжора, обмануха.

Звучит аудиозапись русской народной мелодии. На экране – эпизод празднования масленицы. Входят дети с чучелом масленицы (или с соломенным колесом).

1-й ребенок. Собирайся, народ,

Масленица всех ждет!

2-й ребенок.

Крепче за руки беритесь,

В круг скорее становитесь!

Будем весело гулять,

Масленицу прославлять!

Дети водят хоровод, поют масленичную песню, устанавливают чучело масленицы (или соломенное колесо).

Широкая масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Масленая, ласковая,

Протянися до Петрова дня.

1-я бабушка. Во время масленичной недели пекли вкусные пироги, булочки, блины. Румяный блин – символ солнца, тепла, хорошего урожая.

2-я бабушка. В праздничные дни съезжали со снежных и ледяных гор на салазках, вениках, рогожках, играли в веселые игры.

3-я бабушка. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Бег с блином».

Каждый ребенок должен пробежать дистанцию со сковородой, в которой лежит блин. При этом надо подбросить и поймать блин на сковороде не менее трех раз: на старте, во время бега и у финиша. (Блины заменяются кругами из картона.)

Игра «Откуси кусочек».

Булочку подвешивают на веревке и раскачивают ее. Тот игрок, кто сумеет при этом откусить от нее кусок, получает в награду целую булку.

1-я бабушка. В последний день масленицы, провожали ее, пели…

Дети.

А мы масленицу прокатили,

Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она – семь годков,

А она погостила – семь деньков.

Эй, масленица, воротись!

В новый год покажись!

1-й ребенок. Прощай, масленица! Прощай, красная!

2-й ребенок. Наступай, Великий пост, дадут нам редьки хвост.

3-й ребенок. А мы редьку не берем, кота за уши дерем!

Все дети уходят, унося с собой чучело масленицы (или соломенное колесо).

1-я бабушка. Быстро пролетела масленичная неделя.

2-я бабушка. А между тем весна красными днями снег сгоняет, солнышко все жарче греет, с крыш капать начинает.

3-я бабушка. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее издалека приносят птицы на своих крыльях.

На экране – эпизод праздника Сороки. В зал вбегают дети, в руках у них печенье – «жаворонки».

1-й ребенок. Жаворонушки, перепелушки!

2-й ребенок. Прилетели вы к нам!

3-й ребенок. Принесите вы нам тепло летушко!

4-й ребенок. Нам зима надоела, весь-то хлебушек поела!

Дети (хором).

Ой, вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

1-я бабушка. А помните? В дни «пролетья», когда весна с летом встречались и на нивах начинали колоситься хлеба, праздновали Семик.

2-я бабушка. В нашем крае его называли Зелеными святками. Береза была символом пробуждения природы.

3-я бабушка. Мы с подружками ходили в лес березку «завивать».

На экране – эпизод праздника Семик. Девочки подходят к березке, привязывают к веткам ленточки, приговаривают.

Девочки (хором).

Подарю березку

Алой ленточкой

Да переленточкой.

Затем водят хоровод вокруг березы и поют.

1-я девочка.

Пошли девушки в лес гулять,

Пошли красные березку завивать.

Все подпевают.

Вью-вью, ай-лелю,

Березыньку позавью.

2-я девочка.

Завивайся, березка, ладненька,

Завивайся, зеленая, кудрявенька.

Все подпевают.

Вью-вью, ай-лелю,

Березыньку позавью.

3-я девочка.

Мы к тебе покумиться пришли,

Мы тебе пирогов принесли.

Все подпевают.

Вью-вью, ай-лелю,

Березыньку позавью.

1-я бабушка. Дни в конце июня – самые длинные в году, а ночи – самые короткие. В это время праздновали Ивана Купалу.

На экране – эпизод праздника.

По поверью, в эти дни Солнце сбивается с пути-дороги, и ясноокая дева Заря является ему на подмогу. Она не только ведет его по небесной дороге, но и умывает росой с напоенных летним благоуханьем лугов. Вот поэтому на утренней заре и купались крестьяне в росе, обливались водой, плавали в реке, считая, что в этот день вода имеет особую очистительную силу.

2-я бабушка. Да, с Иваном Купалой связано много преданий. Считалось, что целебные травы, собранные в купальскую ночь, обладают особой силой.

Перепрыгивая через высокие костры, люди очищались перед началом жатвы и набирались сил. Жатва была уже не за горами.

3-я бабушка. Все работы на земле заканчивались к Покрову -14 Октября. Крестьяне к зиме начинали готовиться, а молодежь устраивала веселые посиделки с песнями да танцами.

Исполняют танец «Светит месяц»

1-я бабушка. С нетерпением все ждали перезимья, которое приходится на конец декабря и начало января. Ночь росту убавляет, а день растет, да только на куриный шаг прибывает.

В народе считалось: если дни на перезимье веселье и счастливые, то и весь год будет таков.

2-я бабушка. Вот и вспомнили мы сегодня о старинных календарных праздниках да обрядах.

3-я бабушка. Они давно утратили свое первоначальное значение. Но интерес к ним у современного человека не пропадает. В них отразились душа народа, его связь с окружающей природой, его добрые традиции.

Публикации по теме:

Конспект экологического праздника «Путешествие в царство Времен года» Конспект праздника Тема: «Путешествие в Царство Времен Года» Цель: Учить детей замечать изменения происходящие в разное время года. Развивать.

Интегрированный досуг к Дню Победы для старших дошкольников «Живая связь времён» Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о том, что 9 Мая- День Победы. 2. Продолжать знакомить детей с подвигом Подольских курсантов,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
Автор публикации:
Сценарий фольклорного праздника «Живая связь времен»
Опубликовано: 16 июня 2015 в 16:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....