Наталья Булькина
Конспект фронтального логопедического занятия по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Осень. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Цель: совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Задачи:
• Актуализировать словарь признаков в рамках лексической темы «осень»;
• учить образовывать относительные прилагательные;
• Закрепить навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
Оборудование: листья деревьев, собранные заранее; 3 обруча, декорация осенний лес, аудиозапись шум леса из серии «музыка для релаксации».
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Лингвистический материал: существительные: осень, дождь, ветер, трава, небо, листья, дети, дуб, береза, клен, осина, ива, рябина, листопад.
Прилагательные: желтый, красный, зеленый, разноцветный, зеленая, нежная, мягкая, желтая, пожухлая, сухая, голубое, чистое, ясное, серое, хмурое, низкое, теплый, ласковый, приятный, холодный, резкий, порывистый, теплый, редкий, частый, холодный, моросящий, кленовый, рябиновый, дубовый, осиновый, ивовый, березовый.
Глаголы: моросит, дует, опадают, собираются улетать, летят, шелестят.
Предварительная работа: закрепить с детьми признаки осени, названия деревьев, научить различать листья различных деревьев, учить подбирать признаки к предметам, выучить физкультминутку «Листопад».
Содержание занятия
1. Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте ребята. Послушайте загадку. «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
Дети: Осенью.
Логопед: Как можно узнать, что за окном гуляет осень?
Дети: Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки.
2. Введение в тему.
Логопед: ребята, мы с вами отправляемся в осенний лес, чтобы набрать красивый букет из осенних листьев и украсить нашу группу. (звучит запись «шум леса», выставляется декорация, на полу раскладываются осенние листья)
3. развитие силы голоса.
Логопед: Какой у тебя лист?
Ребенок: у меня красный лист.
Логопед: А у тебя?
Ребенок: а у меня желтый
Логопед: Да, листья разных цветов, значит они какие?
Ребенок: значит они разноцветные.
Логопед: Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом. (произнесение слова разноцветные с различной громкостью)
4. Образование относительных прилагательных.
Логопед: (на полу лежат листья). Листья так красивы, что хочется собрать букет из них. Какой лист хочется положить в букет тебе?
Ребенок: мне хочется положить в букет вот этот листочек.
Логопед: С какого дерева этот лист?
Ребенок: этот лист с березы.
Логопед: если этот лист с березы, значит он – березовый. А с какого дерева у тебя лист?
Ребенок: у меня лист с клена.
Логопед: если этот лист с клена, значит он какой?
Ребенок: значит он кленовый.
Аналогично рассматриваются и называются листья других деревьев (рябиновый, дубовый, осиновый, ивовый).
Логопед: Смотрите, еще листья падают, еще и еще. Как можно сказать одним словом об этом?
Дети: Листопад.
Логопед: поиграем в «Листопад»
4. Физкультминутка.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят, (в руках листья) Поднять руки вверх и плавно опускать вниз с одновременным движением кистей рук.
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят. бросают листья на пол.
5. актуализация словаря признаков.
Логопед: Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг.
Игра «Самый внимательный».
Логопед: Какая трава была летом?
Дети: трава летом была зеленая, нежная, мягкая….
Логопед: А какая трава стала осенью?
Дети: а осенью трава стала желтая, пожухлая, сухая.
Логопед: Какое небо было летом?
Дети: небо было голубое, чистое, ясное….
Логопед: А какое небо стало осенью?
Дети: а теперь небо стало серое, хмурое, низкое.
Логопед: какой ветер был летом?
Дети: ветер был теплый, ласковый, приятный…
Логопед: А какой ветер стал осенью?
Дети: ветер стал холодный, резкий, порывистый.
Логопед: Какой дождь был летом?
Дети: дождь был теплый, редкий….
Логопед: А какой дождь стал осенью?
Дети: дождь стал частый, холодный, моросящий.
6. Закрепление материала.
Игра «Листопад».
По группе на полу лежат 3 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, клена. У детей листья этих деревьев.
Логопед: я всех вас превращаю в осенние листья. Как только заиграет музыка вы будите плавно кружится по ветру. А когда музыка прекратится, быстро собирайтесь около своих деревьев, в луже.
По сигналу дети — «листочки» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее.
Логопед: Вы с какого дерева?
Дети: мы с клена.
Логопед: Значит, вы какие листочки?
Дети: мы кленовые листочки.
Далее «листочки» опять летают, ложатся на землю, «засыпают».
Логопед: листочки упали в лужицу и «заснули».
Логопед меняет картинки деревьев местами.
Проводится аналогичная беседа.
7. Итог занятия.
Логопед: нагулялись по осеннему лесу. Возвращаемся в группу. (дети садятся на подушки)
Логопед: «О каком времени года мы говорили?»
Дети: мы говорили об осени.
Оценка деятельности каждого ребенка. (чем отличился сегодня)
Логопед: а теперь отнесите свои листочки Татьяне Петровне и она поставит наш букет в вазу.
Список используемой литературы:
1. В. М. Ворончихина, Г. А. Колесникова, Л. М. Кузьминых «Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня» - М. 2003.
2. Кыласова Л. Е. «Развитие речи» - Волгоград 2007