Набока Любовь
Конспект фронтального занятия по связной речи в старшей группе детей с ОНР «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по связной речи в старшей группе ОНР
1. Тема: развитие связной речи на примере лексической темы «Насекомые».
2. Цель – совершенствование навыка составления описательных рассказов по графической схеме.
3. Задачи:
• Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, внимания, мышления, общей моторики, направленной воздушной струи;
Публикация «Конспект фронтального занятия по связной речи в старшей группе детей с ОНР „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Образовательные: актуализация словаря по теме; совершенствовать умение образовывать однокоренные слова с суффиксом –ИЩ-; совершенствование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; совершенствование умения образовывать существительные в Р. п. ;
• Воспитательные: воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии, формирование чувства прекрасного, воспитание у детей к любви к насекомым.
4. Словарь: номинативный - муха, муравей, стрекоза, комар, жук, пчела, кузнечик, бабочка, насекомые, голова, туловище, брюшко, крылья, лапки, усики, глаза;
атрибутивный - красивый, чёрный, коричневый, разноцветный, вредный, полезный;
предикативный - летать, жужжать, звенеть, жалить, ползать, прыгать.
5. Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», медали с изображением насекомых, мяч, учебно-методическое пособие «Бабочки летят», графические схемы.
Ход занятия
1. Орг. момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о маленьких обитателях нашей планеты – о насекомых. Ребята, а каких вы знаете насекомых? (Дети называют насекомых) Как много вы знаете насекомых! У меня есть медали с изображением разных насекомых. Чтобы их получить нужно отгадать загадки:
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха. (Муха)
И зовут её. (пчела)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт —
Золотистые глаза.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Кто же это?. (стрекоза)
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? … (муравей)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
2. Объяснение нового материала:
Сегодня мы не просто будем говорить о насекомых. Мы будет составлять про них рассказы. Для этого у меня есть небольшие подсказки (демонстрируются графические схемы). Карточка со знаком вопроса – это название насекомого; вторая карточка – части тела насекомого; палитра цветов означает, цвет насекомого; эта карточка означает, что может делать насекомое – летать, ползать, жужжать, жалить, звенеть; и последняя карточка обозначает, что приносит это насекомое – пользу или вред.
3. Физ. минутка:
Чтобы нам приблизиться к нашим насекомым, давайте сделаем зарядку Кузнечика:
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
4. Отработка материала:
Наши насекомые очень маленькие. Давайте назовем их ласково: жук - жучок, комар - комарик, пчела - пчелка, стрекоза - стрекозка, гусеница – гусеничка, паук – паучок.
В мире живет очень много насекомых. У одних есть крылья, и они могут летать. Такие насекомые называются летающие. У других нет крыльев, но зато они могут быстро бегать и ползать. Это ползающие насекомые. Теперь посмотрите, какие насекомые изображены на ваших медалях. Я буду бросать вам мяч, а вы будете говорить : ползает это насекомое или летает.
Давайте поиграем в игру «Один - много». Маша, у меня один комар, а у тебя много….(комаров). Ваня, у меня один кузнечик, а у тебя много (кузнечиков (бабочка – бабочек, паук – пауков, муравей – муравьев, пчела – пчел, жук – жуков, стрекоза – стрекоз, гусеница - гусениц).
Какие вы все молодцы! Теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» :
- у стрекозы не глаза, а глазищи.
- у муравья не ножки, а ножищи.
- у таракана не усы, а усищи.
- у бабочки не крылья, а крылища.
- у кузнечика не лапки, а лапищи.
Молодцы. А теперь посмотрите на картинку. Кто это? (Дети - бабочка) Какая у нас бабочка?
Бабочка - красивая, цветная/ синяя. А посмотрите, что у нашей бабочки есть? (Дети – усики, крылья, голова, туловище). А еще у бабочки есть хоботок. Благодаря ему она питается нектаром. Ребята, бабочка приносит пользу? Бабочки опыляют цветы. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.
Кузнечик – он зеленый, у него длинные ножки, есть усики. А как он передвигается? (Скачет, прыгает) Ребята, а как вы думаете, какую пользую или вред приносит кузнечик? Кузнечики и вредят, так как поедают зерна, плода, листики, почки растений, и приносят пользу – они едят маленьких вредных мух, жуков, клопов.
Пчела – в полоску (желтая, пушистая, у нее есть крылья и усики. Она летает. Собирает нектар цветов, а из него мы делаем мед. Это полезное насекомое.
Муравей – коричневый, много ножек, есть голова, туловище. Муравьи — полезные насекомые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать.
Стрекоза – длинная, блестящая, у нее есть крылья. А какого цвета ее крылья? (Прозрачного) Посмотрите, какие у нее большие глаза! Ребята, стрекоза полезна. Она поедает вредных насекомых, которые уничтожают наши растения.
Муха – черная, некрасивая. У нее есть крылья, брюшко, красные большие глаза. Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.
Устали? Давайте разомнем свои пальчики:
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Какие вы молодцы! А теперь давайте составим про каждого нашего насекомого небольшой рассказ. Вы будете выходить по очереди и рассказывать про насекомого, изображенного на ваших медалях.
5-6. Подведение итога. Оценка деятельности детей :
Какие хорошие рассказы вы составили. Давайте разделимся на две группы и подуем на наших бабочек. Дуем, дуем, дуем. Молодцы, как красиво полетели наши бабочки. Вот и наше занятие закончилось. Каких насекомых вы запомнили? Маша, опиши нам кузнечика. Ваня, а как мы ласково назовем комара. Маша, одна бабочка, а много? Мне очень понравилось с вами заниматься! И я вам принесла маленькие конфеты – пчелки. До свидания!