Анна Разинькова
Конспект игровой образовательной деятельности в старшей «Народные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование в старшей группе "Народные узоры"
Программные задачи: знакомить детей с декоративно - прикладным
искусством России; закрепить знания об особенностях узора и колорита
народной росписи; воспитывать гордость за творчество народных мастеров;
показать связь изобразительного искусства и устного народного творчества;
упражнять в украшении силуэта элементами дымковской и полховской
росписи; закреплять навыки работы с гуашью.
Публикация «Конспект игровой образовательной деятельности в старшей „Народные узоры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование демонстрационное: выставка предметов дымковской и
полховской росписи; работы детей по аппликации «Коврик с узором
дымковских мастеров».
Раздаточное оборудование: силуэты предметов, гуашь, кисти, палитра,
ёмкость с водой, салфетки.
Предварительная работа: беседы о разнообразии росписей в России,
рассматривание игрушек и картинок с узорами полховской и дымковской
росписи, изготовление коврика с узором дымковских мастеров.
Ход игровой образовательной деятельности.
Организационный момент:
Дети сидят за столами с приготовленным оборудованием.
-Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня займемся? (будем рисовать
красками). - Правильно! В гости к нам пришла матрешка! Давайте
рассмотрим, какими узорами она расписана (ответы детей). - На ней
крупные изображения цветов либо бутонов: розы, мака. Что еще вы видите?
(Крупные зеленые листочки, ягоды клубники). - У рисунка черный контур и в
росписи преобладают красный, темно - зелёный, синий и желтый цвета. Это
полхов - майданская матрешка. Назвали ее так, потому что мастера,
производящие такие предметы народного творчества, жили в селе
Полховский Майдан. Посмотрите на картинку, здесь изображена свистулька
с такими же узорами, кувшин. А теперь давайте вспомним, как каждый из вас
создавал коврик с узором дымковских мастеров. Здесь преобладают узоры,
напоминающие геометрические фигуры, зигзаги, прямые и волнистые линии
и даже просто точки. Цвета используются яркие: красный, синий, оранжевый,
зеленый. Но сама игрушка должна быть белая.
Какие игрушки вы знаете с такими узорами, ребята? (Олешка, лошадку,
петушка).
- Какие молодцы! А что общего вы заметили в полховской и дымковской
росписи? (У них одинаковые цвета)
- А какая разница между ними? (матрешки разукрашены полностью, на
них цветочки, ягодки, а дымковские игрушки - белые, с разноцветными
полосочками и кружочками). - Какие вы все умненькие! Сегодня мы с вами
превратимся в мастеров народного творчества и распишем силуэты игрушек
на бумаге полховской и дымковской росписью.
- Ребята, давайте вспомним, какие
краски сегодня нам понадобятся? (пока дети называют цвета,
воспитатель раздает листы бумаги, на которых изображены силуэты
дымковских игрушек).
-Правильно. Берем краски синего, красного, зеленого, желтого цвета. Перед
вами изображения игрушек, сейчас вы будете украшать его узорами
дымковской и полховской росписи. Послушайте потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
-Детки, у кого силуэт дымковского петушка? Как мы его распишем? (ответы
ребенка с таким изображением: гребешок раскрасить желтым, бородку
красной, а на крылышках узоры, характерные для дымковской росписи).
-Верно. По таким потешкам, поговоркам, пословицам появлялись у мастеров
идеи для создания игрушек. Это сейчас мы с вами можем пойти в магазин и
купить любую игрушку, а раньше таких магазинов не было. Люди сами
придумывали, как развлечь детей. Как украсить обычную игрушки из глины
или посуду для домашнего использования. Сделать ее красочной. Берем
кисточки, макаем их кончиком в нужную краску и рисуем узоры на наших
листочках с силуэтами (дети работают кисточками, смотря на образцы
узоров). А пока вы выполняете настоящую работу мастеров, послушайте еще
потешку:
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка - дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь - дорогу показали.
Путь - дорогу показали,
Да наказывали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
- Детки, о чем потешка? (ответы детей). Мог ли мастер, читая эту потешку,
придумать образы игрушек? (ответы детей). Правильно! Это может быть
молодец Иван, к примеру, бырышни, как у нас на изображениях и лошадка.
Мы можем пальто барышне закрасить в один цвет, а юбку украсить узорами:
волнистыми линиями, кругами, точками. Все это разного цвета. Лошадке мы
можем сделать желтую гриву, и украсить ее голубыми кружочками по всему
туловищу. Перед вами есть палитры, для того чтобы получить нужный цвет,
смешивайте в ней краски. Для голубого нам нужно смешать синий и белый,
чтобы получить оранжевый, смешайте красный и желтый. Какие вы, ребята,
молодцы! Давайте немного дадим отдохнуть нашим глазкам (дети выходят
из-за столов и проходят на коврик).
Физкультминутка: «Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай - да заинька, умелый! Глазками моргает.
(Моргают глазками.)
Глазки закрывает.
(Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики).
- Теперь давайте вернемся на свои места и вспомним о полховской росписи.
В гостях у нас красивые матрешки и на листочках у нас с вами тоже
матрешки, только не цветные, а черно-белые. Кто мне скажет, какими
красками вы можете раскрасить матрешек? (ответы детей). Да. Нам нужны
те же краски, что и для изображения дымковских игрушек, только узоры тут
уже другие. На матрешках крупные цветы и листочки, ягоды. Давайте,
ребята, придадим красочность нашим изображениям. Делайте работу
старательно, не выходя за черный контур узора. Используйте как можно
больше цветов, чтобы матрешки наши были очень красивыми, как настоящие
из дерева, сделанные давным-давно мастерами нашей страны - России.
- Вот мы и закончили наши работы, вы побыли мастерами. Узнали, что у
узоров на игрушках есть свое происхождение и свое название. Еще я вам
скажу такую пословицу: «Где хотение, там и умение». Кто сможет мне
сказать, что эта пословица может обозначать? (предположения детей).
Ребята, ее можно объяснить так: если очень сильно чего-то захотеть и
приложить к этому усилия, постараться, то обязательно все задуманное
получится. Когда я была маленькая, мне говорили: "Нет слова «не могу»,
есть слово «не хочу»". Вы растете, многому только учитесь, и если вам
кажется, что вы не можете чего-то сделать, то не нужно расстраиваться,
нужно просто постараться и попросить научить вас этому. Вот и сегодня вы
все очень хорошо постарались, и как настоящие мастера своего дела, создали
яркие образы дымковской и полховской игрушек. Спасибо вам, ребята,за
ваше внимание и старание.