Афина Попова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Узоры матушки Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Узоры матушки Зимы
Задачи:
1. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера, произведений живописи.
2. Формировать умение соотносить художественный образ пьесы, средства выразительности, в разных видах искусства: музыке, изобразительном искусстве.
3. Содействовать активности, самостоятельности, творческому подходу в поисках способов передачи музыкально-художественных образов в различных видах деятельности : элементарном музицировании, пантомиме, музыкально-ритмических движениях.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Узоры матушки Зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Совершенствовать певческие навыки.
5. Развивать умение пользоваться терминами «Словаря эстетических эмоций».
6. Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между участниками ОД.
7. Развивать способность ориентироваться в пространстве, рефлексии.
Предварительная работа:
1. Слушание и беседы по эмоциональному содержанию пьес: «Зима» Г. Свиридова, «Фея Зимы» С. Прокофьева.
2. Рассматривание картин известных художников-пейзажистов: «Зимний сон» А. Васнецова, «Зимний пейзаж» Ю. Клевера, «Зимний пейзаж» А. Саврасова, «Иней» И. Вельца.
3. Беседы о красоте созданных произведений живописи, о способах подбора оттенков красок в сюжетах картин.
4. Разучивание музыкально-литературного материала.
Оборудование:
1. Интерактивная доска.
2. Презентация на тему «Природа и музыка».
3. Раздаточный материал на каждого ребёнка к дидактической игре «Цвет и настроение».
4. Фломастеры, бумага формата А-4, толстые нити в баночках с гуашью синего, фиолетового, голубого цвета, салфетки.
5. Атрибуты к пантомимическому этюду «Мороз и солнце».
6. Музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, треугольники…
В зале создана развивающая предметно-пространственная среда для организации образовательной деятельности в форме «Творческой мастерской».
Дети спокойно входят в зал.
Музыкальный руководитель: - Как приятно снова видеть вас, ребята, в нашей творческой мастерской. Давайте же поприветствуем друг друга нашей песенкой, передавая в пении ее добрые, мягкие интонации.
Дети становятся в круг, музыкальный руководитель в середине. Исполняется «Песенка-приветствие». Движения выполняются в соответствии с текстом.
Руку мне протяни
И тихонечко пожми,
Улыбнись и пропой-
«Доброе утро!»
Музыкальный руководитель: - Замечательно! А утро не только доброе, но и волшебное, сказочное, потому что …
На экране интерактивной доски демонстрируются слайды зимних пейзажей в соответствии с текстом стихотворения Н. Арзамасцевой.
В покрывале зимнем
Стоят дубы, осины.
Природа в снежных кружевах!
Бело в лесу, бело в садах,
Из снега, строя терема,
Пришла к нам - ….
Дети хором: Зимушка-зима!
Музыкальный руководитель:
- Да, сегодня в нашей творческой мастерской хозяйничает сама волшебница Зима с чарующей музыкой известных вам композиторов. Слышите?
Звучит мелодия песенки «Белые снежинки» музыка Г. Гладкова.
Музыкальный руководитель: - А вот и первое её дуновение! Превращаемся в легких снежинок и отправляемся вместе с музыкой в путешествие.
Дети под песенку самостоятельно выполняют различные танцевальные движения. Музыкальный руководитель нацеливает детей на самостоятельный поиск передачи в движениях образа лёгких снежинок.
Музыкальный руководитель и воспитатель наблюдают за исполнением движений, осуществляя индивидуальный подход.
Музыкальный руководитель: Закружила зимушка нас в снежном хороводе, привела на снежную полянку. А снег то глубокий, а сугробы то высокие! Давайте попробуем перебраться через снежные заносы, а поможет нам в этом ритмическая гимнастика.
Дети проговаривают текст ритмической гимнастики, выполняя соответствующие движения.
Музыкальный руководитель: Мы к лесной полянке вышли, поднимаем ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки.
Чтоб не мёрзли пятки, спляшем мы вприсядку.
Руки вверх чуть приподняли и легонько побежали.
Вправо, влево наклонились. В зимний лес мы превратились!
Дети замирают, изображая в позах деревья зимнего леса.
Музыкальный руководитель: - Сколько таинственного, интересного, волшебного в заснеженном лесу! Слышите? Позванивают сосульки на деревьях, скрипит снежок на лапах ёлочек.
Музыкальный руководитель предлагает детям выполнить пантомимический этюд «Мороз и солнце». Дети выбирают по желанию роли и атрибуты.
Звучит музыка: «Зима» Вивальди. Дети самостоятельно находят способы передачи художественного образа в движениях.
Музыкальный руководитель: - Раннее морозное утро. Все деревья замерли от прикосновения ночного мороза. Тишина. Мороз-батюшка неторопливо обходит свои владения. С нетерпением ждут первых солнечных лучей озябшие берёзки. Опустили заснеженные лапы могучие ели. Только дубы стоят спокойно и неподвижно.
И…о, радость! Проснулся первый солнечный лучик, ласково пробежал по верхушкам деревьев, согревая их своим прикосновением. Оживились
берёзки, приподняли свои заснеженные лапы ели, важно закивали свои соседям дубы-великаны. Но не долог зимний день. Лучики робко спрятались за тучку. Зима опять напомнила о себе. Заснул зимний лес, укрываясь падающими снежинками.
Музыка затихает.
Музыкальный руководитель: Как здорово у нас получилось! Настоящая живая картина. Мне кажется, что вы сами немного продрогли.
На заснеженной дорожке мы погреемся немножко.
Здесь у огня мы посидим, что же дальше - поглядим!
А погреемся мы «У камелька» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель предлагает детям присесть у бутафорского камина. Звучит стихотворение (авторское).
Музыкальный руководитель: У камина-камелька вечерами снежными
Расстилается напев кружевами нежными.
Песнь протяжная звучит, прялка тихо в такт стучит.
Треск поленьев в печке жаркой о зиме нам говорит.
Звучит пьеса «У камелька» П. И. Чайковского. Проводится беседа, направленная на выявление эмоционального отклика ребёнка на прослушанное музыкальное произведение.
В ходе беседы задаются вопросы:
Какие чувства передаёт музыка?
О чём рассказывает музыка?
Как рассказывает музыка?
Музыкальный руководитель: Надеюсь, что эта замечательная музыка согрела вас своим теплом и восхитительным звучанием! А теперь давайте согреем свои сердца нашей любимой игрой «Свеча».
Проводится игра «Свеча» (Монтессори – технология, направленная на создание определённого психологического настроя, развития чувства эмпатии.
Музыкальный руководитель напоминает, что согревшись у музыкального камина можно расслабиться и заняться любимым делом. Организуется музыкально - игровая и исполнительская деятельность детей.
Дети исполняют песенку- распевку «Эхо».
Мы ребята лучше всех, любим шутки и смех.
И не прячем в шарфик нос, хоть у нас он и замёрз.
С горки скатимся скорей - догоняй меня быстрей.
Сверху вниз, сверху вниз, - вот какой для всех сюрприз!
Музыкальный руководитель: Прокатиться с горки и не упасть это конечно замечательно! А вот сыграть на музыкальных инструментах - это сюрприз для всех!
Посмотрите на рисунок. Какое стихотворение он вам напоминает? (ответы детей). Давайте сделаем это стихотворение музыкальным, а помогут нам в этом музыкальные инструменты.
А теперь выбирайте музыкальные инструменты по своему желанию ( дети выбирают инструменты: металлофон, треугольники, палочки, тарелки, трещотки.)
Дети рассказывают стихотворение, музицируя на инструментах.
Стихотворение авторское.
Звезда загорелась, - треугольник маленький.
За нею вторая. - треугольник маленький.
И третья зажглась,
В тёмном небе сияя - треугольник большой.
И вот с небосклона Спускаются сани,
Тройка оленей
Звенит бубенцами. - колокольчики.
Уж близится Нового года приход.
Часы на стене начинают отсчёт.
Тик- так! Тик-так!
Постучим мы дружно в такт. - палочки.
Бом-бом! Бом-бом!
С новым годом каждый дом! - тарелочки.
И вот Дед Мороз к нам шагает лесами.
Снег громко хрустит под его сапогами - маракасы.
Хрусть, хрусть! Тороплюсь!
Хоть устал я ну и пусть. - трещотки.
Взял подарки я на всех,
Чтобы был весёлый смех!
- tutti всего оркестра.
Музыкальный руководитель:
- Я вижу настроение у всех просто замечательное! Вы были настоящими музыкантами. А теперь посмотрим, какие вы певцы!
Звучит вступление к песне «Ой, ты, зимушка-зима» сл. и муз. Е. Пироговой. (Журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2011г.)
Дети узнают песню по вступлению. Хоровое пение детей.
Музыкальный руководитель нацеливает детей на выразительное пение.
Музыкальный руководитель:
- Сегодня зима приготовила для вас интересное задание. Сейчас вы послушаете отрывки произведений известных вам композиторов. Постарайтесь узнать их, вспомнить характер звучания и подобрать к каждой пьесе картину соответствующего характера. Вспомните о цветовом изображении характера картины.
Дети слушают отрывки пьес: «Зима» Г. Свиридова, «Фея Зимы» С. Прокофьева. Выполняют задания в дидактической игре «Цвет и настроение».
В ходе выполнения задания:
1. Дети слушают музыку и соединяют фломастерами серебристый и голубой кружок с картиной И. Вельца и А. Васнецова, а фиолетовый и синий кружок с картинами А. Саврасова и Ю. Клевера.
2. Музыкальный руководитель активизирует мыслительную и творческую деятельность детей, побуждает к решению задания с помощью эвристического, исследовательского методов.
3. Выполнение задания детьми проводится с учётом дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Музыкальный руководитель:
- Как всё-таки приятно говорить, петь, слушать музыку, рассматривать картины о зиме, когда в зале тепло и уютно. А вот за окном холодно и зябко. Мороз-воевода рисует свои узоры на окне. Посмотрите!
Дети походят к окну, рассматривают узоры, нарисованные на стекле окна зубной пастой.
Музыкальный руководитель: - А вы хотите быть такими же художниками? Тогда возвращаемся в нашу творческую мастерскую.
Пока дети поют, стоя у инструмента, воспитатель готовит раздаточный материал: бумагу, толстые нити, опущенные в баночки с гуашью для творческой деятельности.
Непринуждённо звучит музыка, создавая фон для творческой деятельности. Дети делятся на две подгруппы. Толстыми нитями, окрашенными в разные оттенки синего, голубого цветов, «рисуют» узор на белом листе бумаги. Затем лист складывается пополам, нити убираются, остаётся необычный узор.
Музыкальный руководитель вместе с детьми подводит итоги выполнения творческой деятельности. Дети вывешивают свои работы на мольберты.
Музыкальный руководитель: - Вот как интересно было сегодня в нашей творческой мастерской. Оказывается, настроение можно передавать не только в музыке, поэзии, живописи, песне, но можно его и «нарисовать», что мы с вами и сделали. А чем понравилось заниматься в нашей творческой мастерской каждому из вас. (Дети делятся своими впечатлениями).
Музыкальный руководитель прощается с детьми. Песенка «Прощание».