Получи документы

Конспект игровой образовательной ситуации «Школа для зайцев» (старший дошкольный возраст)

ИРИНА ПОНОМАРЕВА
Конспект игровой образовательной ситуации «Школа для зайцев» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Разработала:

воспитатель

высшей категории

Пономарева И. Г.

МБДОУ «Полазненский детский сад №7»

Цель: Формирование целостного представления о жизни зайца в лесу –сообществе живых существ.

Образовательные задачи :

- Дать представление детям о лесе как сообществе растений и животных

-Расширять представления детей о приспособленности зайцев к жизни в лесу, через внешний вид, особенности его жизнедеятельности (питание, способ добывания пищи, защита от врагов, выращивание потомства)

Публикация «Конспект игровой образовательной ситуации „Школа для зайцев“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

-Учить детей сопоставлять живой объект с аналогом через игровую обучающую ситуацию, с использованием «моделей».

Развивающие задачи:

-Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, высказывать собственные суждения, умение доказывать свою мысль.

- Способствовать формированию умения у детей выражать личное отношение к деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать познавательный интерес, желание узнавать для себя новые сведения о жизни животных.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.

Практическая задача для детей:

-Узнать про жизнь зайцев в лесу;

-Научиться сравнивать живой и неживой объекты природы

Словарная работа: объяснение слов сообщество, петляет, маскировка

Предварительная работа:

- Рассматривание картин о жизни лесных обитателей, в т. ч. о зайцах;

- рассматривание картин о лесе; растениях леса

-дидактические игры о растениях и животных леса («Лото», «Чьи следы», «Кто где живёт», «Что где растёт»

-Чтение рассказов М. Сибиряка «Сказка про храброго зайца», «Листопадничек», В. Бианки «Снежная книга»

-Познавательные беседы о жизни зайцев- беляков

-Знакомство с моделями «Живое», «Мимикрия»- маскировка животных

Материал к занятию:

- 8-10 игрушек- зайчиков; 1 сова- игрушка

-шифровка с кодом

- сундук

-плакат «Школа зайцев»

-звонок школу)

-указка

-игровизоры 8-10 шт.

-маркеры

-познавательные листы «Лес- сообщество лесных обитателей» 8-10 шт.

- модель «Живое»

-контуры зайцев ( по росту: маленький, средний, большой)

- картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»

-картинка со следами зайца («петляет»)

- текст физ. минутки про зайцев

-коробка, в ней корм для животных (в т. ч. для зайцев)

- картинки детёнышей зайцев

- мимикрия «Маскировка зайцев» (зимой, летом)

Ход занятия:

I этап: мотивационно- ориентировочный

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла утром на работу, а у дверей нашей группы стоит вот этот сундук.

Тяжёлый. Решила я не открывать его, а подождать вас.

Давайте вместе его откроем.

Смотрите, да здесь какой-то шифр.

Надпись: «Если угадаете шифр, узнаете, что лежит в сундуке. А поможет вам этот код»

(дети на столе отгадывают шифр, с помощью кода, и смотрят, что лежит в сундуке)

ШИФР

2 1 4 3

КОД

а з ц я о

1 2 3 4 5

Воспитатель открывает сундук, а там игрушки- зайцы (по количеству детей)

Воспитатель: Ребята, смотрите здесь зайцы, а ещё есть записка. Читает её.

Воспитатель: Ребята, зайчики просят нас рассказать о лесе, о жизни зайцев в лесу, потому что некоторые из них захотели пойти туда жить.

Воспитатель: Я предлагаю, организовать «Школу для зайцев», а занятия в ней будет проводить самая мудрая птица – сова.

- Возьмите каждый по игрушечному зайчику, вы будете играть роль зайцев, а я буду играть роль совы. Согласны?

(Воспитатель просит «зайцев» сесть за столы- парты, а сама «сова» садится за стол учителя)

Звучит звонок. Начинается урок.

II этап: Основной

Сова (учитель) -Дорогие зайчики, меня пригласили сюда, как специалиста, чтобы я провела урок, который восполнит пробел в ваших знаниях о жизни леса.

Подробно мы остановимся и поговорим, как живут зайцы в лесу. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них. Сядьте прямо, поднимите ушки, не косите глазками.

- Знаете ли вы, что лес –это сообщество лесных обитателей.

Кто входит в это сообщество?

(зайцы молчат)

-Лес – это в первую очередь сообщество деревьев. Деревья главные в лесу обитатели.

-Скажите, какие деревья растут в лесу? ( ответы: сосны, ели, берёзы, рябины, клёны)

-Кроме деревьев в лесу растут ещё…. кустарники. Какие? ( ответы: малина, рябинник, можжевельник)

- А что растёт под ёлками в траве? ( ответы : грибы, ягоды)

-Правильно, там растут грибы, на освещённых солнцем полянах краснеют ягоды.

- А кто живёт в лесу?

-Объведите в своих игровизорах обитателей леса. Будьте внимательны, всех ли можно отнести к лесным обитателям.

РАБОТА С ИГРОВИЗОРАМИ

-А теперь, назовите тех, кто обитает в лесу.

-Итог: В лесу живё т много обитателей: животные, растения, птицы, насекомые и все они зависят друг от друга.

Каждый обитатель леса находит себе пищу, сооружает жилище, знает, где можно спрятаться, как пережить суровую зиму. Все зависят друг от друга.

- Соедините всех лесных жителей между собой.

РАБОТА С ИГРОВИЗОРАМИ

-А теперь, уберите листок с изображением, на плёнке появилась модель «Сообщество леса».

На что она похожа? ( ответы : на круг, на цепочку)

-Да, она похожа на цепочку. Цепочка соединяется между собой звеньями. И если хоть одно звено выпадет, то и все пострадают, разорвётся круг и всем обитателям будет плохо. Поэтому, мы и говорим, что лес- это сообщество растений, деревьев, животных, птиц насекомых, где все живут вместе «сообща» и зависят друг от друга.

- А теперь, поговорим о жизни зайцев в лесу.

- У меня вопрос. -Как думаете, зайцы- это живые существа? Почему?

( ответы: пять признаков живых существ: питаются, двигаются, растут, дышат, размножаются)

- У вас тоже есть зайцы. Они тоже живые? Почему нет. Докажите.

( ответы: зайцы – игрушки не дышат, не двигаются, не питаются и др.)

-Хорошо, давайте сравним, используя модели.

Выставляю «Модель дыхания»

-Зайцы дышат? ( ответы: да)

С помощью чувствительного носа они знают, где их поджидают опасности.

-А ваши зайчики умеют дышать? А почему?

-Давайте проверим. Послушайте. Нет, не дышат, потому что игрушка. Она не живая.

Выставляю «Модель растет»

-Докажите мне, что зайцы растут. ( ответы детей: рождается маленький зайчонок, а потом вырастает во взрослого зайца)

Рассказы сопровождаются показом силуэтов зайцев : маленький –п обольше- большой.

-А ваши зайцы растут? А почему?

( ответ: потому что игрушку какого размера сделали, такая она и останется. Она не живая, и не может расти)

Выставляю «Модель движение»

- Что означает эта модель? ( Ответ: движение)

-Как зайцы передвигаются? Быстро или медленно? Как думаете, почему?

(ответы детей)

- Да, правильно, зайцы передвигаются прыжками. Задние ноги у зайца очень сильные и длинные. Именно так, он приспосабливается к жизни в лесу, чтобы выжить.

Убегая от хищников, заяц делает огромные прыжки.

-А кто может быть опасен для зайца?

(поместить картину «Из жизни зайца»)

( ответы детей: волк, лиса, лось)

-Посмотрите, кто изображён на картине? –Что делает?

-Кого испугался? От кого убегает?

-Посмотрите на задние ноги зайца : насколько задние ноги длиннее передних, как он их заносит вперёд.

-А теперь, предлагаю подойти к столу. (на столе картина «Заячьи следы»)

-На этой картине хорошо видны заячьи следы, к которым принюхивается лиса.

Картина «Заячьи следы»

-Сидит заяц под кустом. В суровые морозы роет себе ямку в сугробах.

Когда видит опасность, заяц убегает, следы «петляет». Обведите пальчиком, какие «петли» делает заяц.

-Почему заяц быстро бегает? Петляет?

( ответы: Заяц спасается от многочисленных врагов. А ещё, он должен искать еду, особенно зимой)

- А теперь «зайчики», посмотрите на свои «ноги» (дети рассматривают игрушки). Разве с такими ногами «слабыми» и «короткими» можно идти в лес? Почему? (ответы)

-Так дело не пойдёт. Нужно тренироваться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ну-ка зайцы, по –порядку становитесь на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять ноги будем тренировать!

Ногу правую подняли, опустили, поскакали…

Ногу левую поднять, скачем, скачем мы опять.

Приседаем, приседаем, так мы мышцы накачаем.

Покружились, повертелись. Мы на месте не сидим.

Будем ловки и быстры, убежим мы от лисы!

-Продолжаем урок.

- Мы с вами выяснили, что зайцы ищут еду. Значит зайцы….питаются.

Выставляется «Модель питание»

-А что же едят зайцы в лесу?

( ответ: кору молодых деревьев, молодые побеги, ветки деревьев)

-У меня есть коробка, в ней корм для разных животных.

Выберите то, что едят зайцы. (дети выбирают)

- А ваши зайчики тоже питаются. Давайте проверим, покормите их.

Что, не кушают. Почему же нет?

( ответы: Наши зайчики- это игрушки, они не живые, поэтому и не питаются)

- Ребята, весной и осенью у зайцев рождается потомство.

Выставляется «Модель размножение»

-Рассказ о зайчатах (кратко)

- У ваших зайчиков тоже рождаются детёныши. Почему?

( Ответ: Нет, не рождаются. Игрушки сделал человек, а зайцы размножаются сами)

- Как ещё зайцы приспособились к жизни в лесу?

-Посмотрите на окраску его шерсти. (опора на картину)

-Какая шерсть у зайцев зимой (ответы)

-Правильно, зимой у зайца шерсть густая, с подшёрстком- зайцу тепло. К тому же она белая, маскирует его под снег, прячет от врагов.

Показ «Мимикрия»

- А летом шерсть у зайца негустая, чтобы зайчику было не жарко, а серый цвет делает его малозаметным среди травы и деревьев. Но бывает так, что осенью снег ещё не выпал, земля тёмная, а заяц уже начал «белеть». Тогда белая шерсть его «выдаёт».

- Теперь, посмотрите друг на друга. Во что вы одеты? Ну прямо карнавал какой-то…- розовые, жёлтые, голубые…

-В таком наряде можно идти и жить в лесу? Конечно, нет!

-Ну хорошо, а если сшить вам маскировочную одежду - белую и серую?

-Тогда можно будет идти жить в лес? Почему ( Ответы: нет, мы не приспособлены)

-Правильно, зайцы – они живые существа, могут приспосабливаться к жизни в лесу, а ваши игрушечные зайцы не могут жить в лесу, потому что они не живые.

III этап: рефлексивно- оценочный

- Наш урок подходит к концу.

- Что нового узнали про зайцев? (ответы детей)

–Что понравилось? (ответ 1-2 ребёнка)

– Кому можем рассказать про жизнь зайцев в лесу ( ответы: маме расскажем, младшей сестре и др.)

зайцы одни живут в лесу? (нет, с другими обитателями)

-Понравилось быть зайцами- игрушками. Почему? Как вы думаете, мы доказали чем отличается заяц- игрушка от живого зайца? (ответы)

- Вы большие молодцы, и заслужили за свои старания оценку «5»

Звенит звонок. Урок закончен.

Публикации по теме:

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

Конспект наблюдения: «Черемуха душистая». Старший дошкольный возрастКонспект наблюдения: «Черемуха душистая». Старший дошкольный возраст Конспект наблюдения «Черемуха душистая» Возраст: старшая группа. Цель: расширить представления и знания детей о деревьях, их значении в.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у Мухи-Цокотухи» (старший дошкольный возраст) Цель: формирование представлений о посуде, её видах. Задачи: 1. Обучающие: уточнить и расширить знания детей о посуде, способствовать умению.

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст) Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков.

Конспект НОД по ОБЖ «В городском транспорте» (средний, старший дошкольный возраст)Конспект НОД по ОБЖ «В городском транспорте» (средний, старший дошкольный возраст) Цель : сформировать представления о транспорте Уточнить знания о правилах поведения в транспорте Развивать познавательный интерес детей.

Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД. Тема: «Хлеб всему голова». По составлению технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Развивать любознательность.

Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые.

Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст) Продолжение проекта "Всегда иди дорогою добра!" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект игровой образовательной ситуации «Школа для зайцев» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 21 мая 2020 в 11:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект игровой образовательной ситуации «Школа для зайцев» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ПОНОМАРЕВА (УИ 1046868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД