Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия «Масленица»

Наталья Широченкова
Конспект интегрированного занятия «Масленица»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ-РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Тема: «Масленица».

Возрастная группа 5-6 лет.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

1. Знакомить детей с русским народным праздником Масленица, его значением, символами, традициями.

2. Продолжать учить играть в русские народные игры, соблюдать правила, использовать заклички.

3. Формировать умение чётко проговаривать пословицы, скороговорки, заклички, правильно их интонировать, понимать их.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Масленица“» размещена в разделах

4. Обогащать и активизировать словарный запас.

Развивающие задачи:

5. Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, сюрпризные моменты, актёрское перевоплощение детей и педагогов.

6. Развивать ловкость, зрительное и слуховое внимание.

7. Развивать память, связную речь, интонационную выразительность речи.

Воспитательные задачи:

8. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни.

9. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту,великодушие, миролюбие, всепрощение.

Оборудование и атрибуты: самодельная ленточная карусель, кукла-чучело Масленицы, шумовые инструменты, русские народные костюмы, маска солца, продукты для приготовления блинов и др, русская печь, .самовар, элементы декора русской избы, картины с изображением народных гуляний, сани, украшенные в народном стиле, костюмы.

Предварительная работа: беседы о русских праздниках, чтение произведений устного народного творчества; знакомство с русским народным фольклором (потешки, заклички, пословицы, скороговорки, частушки); изготовление обрядовых кукол Масленицы совместно с родителями, рассматривание иллюстраций народных гуляний.

Словарная работа: праздник «Масленица», заклички, поговорки, чучело, Великий пост, заигрыш, лакомка.

Ход

Действующие лица; Масленица, скоморохи.

Зал оформлен в стиле русской избы.

Дети входят в зал, рассматривают декорации.

Воспитатель:- Ой, ребята, а куда это мы с вами попали, как вы думаете?

Дети:- Это русская изба.

Воспитатель:- А вы знаете, почему мы сегодня с вами пришли сюда?

Дети:- Нет

Воспитатель: - А я вам сейчас расскажу.

Вот и закончилась холодная зима, отгуляли в январе Святки, встретили рождество, Новый год по старому стилю, Крещение. А сейчас пришло время Масленицу встречать. А что вы знаете о Масленице?

Наводящие вопросы: Что Масленица провожает? (зиму)

Что встречает? (весну)

Что является символом Масленицы? (Блины, чучело, ярмарки, гулянья).

На что блины похожи? с чем их сравнивают? (с солнцем)

Воспитатель:- Блины- символ солнца, блин такой же круглый и золотистый, а солнце символ возрождающейся жизни – придет весна, приведет с собой солнце, все начнет расти и цвести.

Входят скоморохи.

Скоморохи: (сотрудники детского сада)

Наша Масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая

Она пешею к нам не ходит

Она на кониках разъезжает.

Чтобы коники были вороные,

Чтобы слуги были молодые!

Посмотри люд, на великий чуд,

Встречай Масленицу, ее к нам везут!

Выезд Масленицы : (мальчики в масках лошадок) вывозят Масленицу (девочка)

Воспитатель:-

Колокольцы бьются бойко,

Рвутся в небо голоса,

Мчится, словно птица, тройка-

Русской удали краса!

Масленица :

Что не лес, ни трава расстилается,

Под ногами лежат растояньица,

Неоглядный российские стороны,

Они же режут землю свою, плуги – бороны!

А землица лицом рябоватая,

А земля-то людьми богатая!

И в плечах, и в руках у них силища.

Будут нынче народные игрища!

Что не лес, ни трава расстилается,

Праздник Масленицы начинается!

Воспитатель и дети: - Здравствуй Масленица дорогая!

Воспитатель: - Какие пословицы о масленице вы знаете ребята? Давайте их вспомним.

Дети:- Без блинов – не Масленица, без пирогов – не именины.

Блин добр не один.

Блин не клин, брюхо не расколет.

Первый блин комом, второй – с маслом, третий с квасом.

Не житье, а Масленица.

Масленица – Объедуха, деньгам приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

Воспитатель: Масленица начинается в понедельник, который называется «Встреча».

Утром делают куклу – Масленицу, наряжают ее, зазывают гостей.

Ребенок: Уж как солнца карусель раскрутилась,

Уходи от нас зима, загостилась!

Уж как солнца карусель раскрутилась, приходи скорей весна, сделай милость!

Воспитатель: Вторник – «Заигрыш», с утра на санях катаются, в игры играют.

Скоморох 1: - ЭЙ! Девчушки – веселушки, спойте звонкие частушки!

Скоморох 2: - И мальчишки не стесняйтесь, тоже в рифму попадайте!

Мальчики: - Девочки беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки:- Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мальчики: - Ветер дует, ветер дует,

не унять.

Лапти новые надену

Побегу весну встречать!

Девочки: - Ух, ты, злющая Зима,

Уходить тебе пора!

Налетим со всех сторон

И тебя прогоним вон!

Все: - Мы пропели вам частушки хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим

чтобы вы похлопали!

Воспитатель: - Среда – «Лакомка», в этот день затья – папы – приходят в гости на блины к тещам – маминым мамам.

Воспитатель: - Эй, веселый наш народ, становитесь в хоровод! Ну-ка хватит отдыхать, приглашаю поиграть.

Физ. минутка:

Игра «Солнце» («Солнце» - ребенок в шапочке)

«Гори солнце ярче – (дети идут по кругу)

Лето будет жарче (сужают круг)

А зима теплее,

А весна милее!» (расширяют круг)

«Солнце» : - Горю (догоняет детей). Дети убегают и кричат – «Славься солнце, славься»,

Воспитатель: Четверг – «Разуляй», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.

Воспитатель: Чтоб веселье не угасло

Чтобы вам не заскучать,

Приглашаем всех участье

В состязаниях принять!

Масленица : В нём принять участие может каждый!

Приглашаем всех отважных!

Вокруг веселье, да шумиха!

Кто сюда пришел - не стой тихо!

Воспитатель: Ребята в этот праздник катались и на каруселях,

Хотите и вы покататься?

Дети: Хотим.

Игра «Карусель»

«Еле, еле, еле, еле – закружились карусели,

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом

Темп замедляется

Тише, тише, не кружите, карусель остановите.

Раз – два, раз – два, (раз – руки вверх, два – вниз)

Закружилась голова!

Присаживаются на корточки – ладони кладут на голову.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и правильно отвечаете.

Воспитатель: «Кто -то утром не спеша – надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Стает все светло вокруг»

Ответы детей (солнце)

Воспитатель: «На горячем донце выпекают солнце»

Ответы детей: (Сковорода, Блин)

Воспитатель: «Праздник этот знает мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины».

Ответы детей: (Масленица)

Воспитатель: «Ой, ты лакомка – Среда!

Масляна - сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к …»

Ответы детей: (к тёще на блины)

Воспитатель: «Кто играет на дуде целый день,

Кто и пляшет, и поет, веселит во всю народ?

Ох, мальчишечка не плох, а зовется …»

Ответы детей: (Скоморох)

Масленица : Молодцы ребята, и загадки отгадывать умеете, и в игры играть веселые. А теперь давайте спляшем.

Танец под фонограмму «Ах вы сени, мои сени»

Воспитатель: Молодцы ребята, хороший танец, а теперь присядьте и дальше послушайте: «Пятница – Тещины вечерки».

Теперь уж зять тещу к себе приглашает, да блинами угощает.

Воспитатель: Русские люди блины на масленицу ели, в удали соревновались.

Да не только в молодецкой…

Скоморох: Говорят, вы тут многое знаете и умеете. А сумеете за мной скороговорки повторить?

Дети: - Сможем!

Дети повторяют за скоморохом скороговорки.

«Какова Маланья, таковы у неё и оладьи»

«Евсей, Евсей муку просей»

«Испеки калачи в печи, да на стол мечи»

«Где блины, тут и мы, где с маслом каша, тут и место наше».

Воспитатель: Вот видите, какие у нас детки умные!

Скоморох: Молодцы! Умеют скороговорить.

Воспитатель: А мы продолжаем узнавать о том, как проводят неделю Масленицы. Суббота- «Золовкины посиделки». Сёстры мужа приходят в гости с подружками. Девушки едят блины и гадают.

Ребята, а напомните-ка мне, что является символом Масленицы?

Ответы детей: солнце, блины.

Воспитатель: А сейчас подскажите мне, какие продукты нам нужны для приготовления блинов?

Игра «Из чего пекут блины» (на столах находятся разные продукты, детям надо выбрать, что понадобится для теста; какая посуда подойдёт; что нужно надеть когда готовишь; какие меры безопасности применяются)

Ответы детей: соль, сахар, мука, молоко, масло. Сковорода, глубокая миска, венчик, плоская, тарелка, поварёшка. Фартук, полотенце. Не оставлять печь без присмотра, чтоб не обжечь руки, надеть варежку-прихватку.

Воспитатель: Последний день Масленицы – «Прощённое воскресенье или проводы». Зиме, да метелице спасибо говорили, прощения просили. Масленицу провожали до года следующего. Так было, так есть, так будет! А как же иначе! На то она и Масленица!

Ребё нок:

«С Масленицей ласковой поздравляем вас,

Пирогам повластвовать наступает час.

Без блинов не сладятся проводы зимы,

К песне, к шутке, к радости –приглашаем мы!»

Скоморохи: -1,2,3- к нам весна идёт, смотри!

Масленица :

Вы ей двери отварите,

Дружно в гости позовите!

Ребё нок:

Жаворонушки, прилетите,

Красну –Весну принесите.

Ребё нок:

Нам зима надоела,

Весь хлебушек поела.

Остались крошки, их съели кошки.

Ребё нок:

Весна, Весна красная,

Приди весна с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Масленица : Я гуляла с вами

Теперь сяду в сани.

Пела и плясала-

Больно я устала.

Кончилось весельеце,

Беритесь за дельце,

А со мной проститеся - блинами угоститеся.

В память о нашей встрече, я вам дарю Масленицу –красавицу, через год с ней и с вами свидимся. (скоморохи выносят маленькое чучело Масленицы)

Масленица садится в сани и уезжает.

Дети провожают Масленицу песней :

Наша Масленица дорогая,

Дорогая, лёли дорогая!

Немножечко постояла,

Постояла, лёли постояла.

Мы думали семь неделек, лёли семь неделек,

А Масленица – семь денёчков,

Семь денёчков, лёли, семь денёчков.

Воспитатель: В масленично воскресенье

Всё старался старый Тит

Поросить у всех прощенья

И ответить:- (вместе) Бог простит!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся.

Песня-инсценировка «Мы давно блинов не ели» (с использованием шумовых инструментов)

Девочка

Гости, будьте же здоровы, вот блины мои, готовы!

Угощает гостей и детей блинами.

Дети благодарят, возвращаются в свою группу.

Воспитатель в группе с детьми подводит итог.

Вопросы детям: -Где мы свами сегодня были?

-Что нового вы узнали об этом празднике?

Когда обещала прийти к нам Масленица?

-Кто веселит народ на русских народных гуляньях?

-В какой день принято просить прощенья?

-Молодцы ребята, многое вы сегодня узнали, многие умения свои показали!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Покорение космоса»Конспект интегрированного занятия «Покорение космоса» Конспект интегрированного занятия «Покорение космоса» Цель занятия: - расширять знания детей о космосе; Задачи: - закреплять знания о первых.

Конспект интегрированного занятия «Прилетели к нам синички»Конспект интегрированного занятия «Прилетели к нам синички» Интегрированное занятие"Прилетели к нам синички" образовательных областей:познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие»Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие» Возраст детей: старший дошкольный возрастЦель:Расширить представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных и конструктивных.

Конспект интегрированного занятия «Медовый спас» Конспект интегрированного занятия «Медовый спас» Цель: Познакомить детей с происхождением меда, его целебными свойствами. Продемонстрировать.

Конспект интегрированного занятия «Морские сокровища»Конспект интегрированного занятия «Морские сокровища» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «МОРСКИЕ СОКРОВИЩА» (Занятие проведено на базе МАДОУ №16 "Белоснежка") Цель- Введение детей в мир искусства по средствам.

Конспект интегрированного занятия «Спасем Снеговика»Конспект интегрированного занятия «Спасем Снеговика» Форма совместной деятельности: квест-игра Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально–коммуникативное.

Конспект НОД интегрированного занятия «Каша для мышки»Конспект НОД интегрированного занятия «Каша для мышки» Конспект НОД интегрированного занятия в первой младшей группе «Каша для мышки» Цель: Познакомить детей с процессом приготовления пшенной.

Конспект интегрированного занятия «Лабиринт знаний» Цель: закрепить с детьми полученные знания, доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Задачи: 1. Закрепить.

Конспект интегрированного занятия «Дружные пингвины»Конспект интегрированного занятия «Дружные пингвины» Конспект интегрированного занятия "Дружные пингвины"образовательных областей:познания и художественное творчество в средней группе. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия «Ох ты, Зимушка-зима» МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево» Тема: «Ох, ты Зимушка-зима» Конспект ООД составила: Захаренко О. А. с. Гостищево.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Масленица»
Опубликовано: 15 марта 2022 в 08:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД