Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Недаром говорится, что дело мастера боится»

Валентина Андреевна Смагина
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Недаром говорится, что дело мастера боится»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: продолжать знакомить с укладом жизни славян; дать представление об основных ремеслах наших предков; гончарном деле; кузнечном промысле, ткачестве; познакомить с природным материалом – глиной, её свойствами, использованием в быту; расширять представления об орудиях труда – прялке, кудели, веретене; формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке;

Активизировать словарный запас детей; воспитывать бережное отношение к вещам, как к результату труда взрослых; уважение к мастерству наших предков.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию „Недаром говорится, что дело мастера боится“» размещена в разделах

Материал для занятия : атрибуты мини-избы, ухват, чугунок, лавка, сундучок, ложки деревянные, матрёшка, глиняные игрушки, глина, лапти, прялка, картинки с изображениями кузнеца, гончара, ткачихи.

Методическое обеспечение:

1. Косырева В. Н. «Народная культура и традиции».

Изд-во «Учитель», Волгоград, 2012г.

2. Натарова В. И. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств».

Изд-во «Учитель», Воронеж, 2005г.

3. Писарева А. Е. «Живём в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ».

Методическое пособие А. Е. Писарева, В. В. Уткина.

Изд-во Москва. Т. Ц. Сфера, 2007г.

Ход занятия

Занятие проходит в мини-избе «Хозяйка» встречает детей словами:

- Милости прошу, гости дорогие. Заходите, усаживайтесь поудобнее. У меня в горнице стоит сундучок, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (ответы детей)

- Это не просто сундучок, а сундучок сюрпризов. Давайте посмотрим, из чего он сделан? (ответы детей).

- Правильно, он сделан из дерева. Сделали его народные умельцы. Так как, в старину дерево было любимым материалом, из него делали много разных предметов.

А ещё делали в старину сундучки из железа. Такой сундучок обладал волшебной силой, ведь сделан он руками могучего кузнеца. (показывает картинку с изображением кузнеца).

- Посмотрите, какая тяжелая и опасная работа у кузнеца. Пламя раскалённого металла, звон молота – всё это превращает искусство кузнеца в волшебство. О кузнецах ходила слава, как о колдунах.

Из железа, как и из дерева делали тоже много предметов. Посмотрите, у нас в избе стоит ухват или рогач (показывает, с его помощью чугунки отправляли в горячую печь. Из железа делали серпы, косы, чтобы косить траву; кочергу – чтобы мешать горящие угли; топоры, грабли, молотки, лопаты и др.

А сейчас давайте заглянем в наш деревянный сундучок и посмотрим первый сюрприз. (достает из сундука ложку деревянную и матрёшку0.

- Что это? Из чего сделаны ложка и матрёшка?

- Правильно, из дерева. Сначала эти предметы вытачивают или выпиливают из дерева, а затем раскрашивают. Из дерева делали столы, скамейки, посуду – миски, чашки, игрушки разные, свистульки и другие предметы. Это тоже очень трудная работа, но мастера её выполняли с любовью и добротой, старанием.

Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя, для своей семьи и детей. Так появились русские народные промыслы. Сейчас давайте поиграем в д/и «Что из чего сделано?».

Работа с коромыслами.

На одном коромысле – предметы из железа, на другом – из дерева.

- Ребята, давайте посмотрим какие ещё сюрпризы в сундучке. (достает лапти).

- Это лапти, так раньше называлась обувь, которую носили наши предки. Сделаны они из коры дерева липы, сзади на пятках привязаны верёвочки – это для того, чтобы лапти не спадали с ног, их подвязывали.

Ещё делали лапти из бересты – коры берёзы. Это были нарядные лапти. За лето крестьянам приходилось плести 3-4 лаптей, так как они быстро изнашивались.

- Давайте опять заглянем в наш сундук. (достает клубки пряжи, тканый коврик).

- Это пряжа, смотанная в клубок и сотканный из нитей – коврик.

Этой работой занимались женщины и даже девочки, начиная с 5-6 лет. Осенью, по праздникам и вечерам женщины собирались на посиделки, начинали прясть на прялках (посмотрите, прялка у нас тоже есть в избе); раскладывали ткацкие станки и ткали полотна, ткани или холсты, из которых шили потом рубахи, сарафаны и другие вещи. Напрядёт пряха много пряжи на веретено, а потом перематывает в клубок. Затем из клубочков начинают вязать носки, варежки или занимаются вышиванием. Этих женщин называли рукодельницы.

А сейчас мы поиграем в игру «Карусели», используя вот такие красивые ленточки.

Провидится п/и «Карусели».

- Давайте ещё заглянем в наш сундучок (достаёт горшочки, свистульки из глины).

- Ребята, кто-нибудь знает из чего сделаны эти предметы?

- Эти предметы сделаны из глины. Глина – это материал, который даёт нам природа. Люди добывали и добывают глину под верхним слоем земли. Из глины можно лепить кирпичи, предметы посуды, игрушки.

Глиняные игрушки делали по всей России, там, где с давних времён жили и работали гончары (показывает иллюстрацию).

Гончары – это умельцы, мастера, которые работали только с глиной. А что из глины можно лепить мы сейчас узнаем, превратившись в народных умельцев. (проводится лепка из глины чашки или мисочки).

- Посмотрите, глина мягкая, как легко я отрываю кусочек глины от большого куска. Попробуйте и вы помять глину в руках. (дети мнут глину, отрывают кусочки). Если глина сырая, то она ленится и не разбивается. А вот если глину высушить на печке или на солнышке, то она станет твёрдой и легко рассыпается. Поэтому с глиняными предметами надо обращаться бережно и аккуратно, иначе они разобьются. Мастера гончары, чтобы получить красивую игрушку, они смешивали глину с речным песочком; обжигали затем игрушки в печи, чтобы они не трескались, потом белили мелом и только после высыхания раскрашивали цветными красками.

Так в Руси появились дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки. Эти игрушки стали знаменитыми и за пределами нашей страны, в других странах. Но мы гордимся нашими народными мастерами, которые прославили нашу страну.

Давайте, ребята, попробуем слепить из сырой глины чашку или мисочку.

Но чтобы она получилась красивая, надо постараться, а потом мы их высушим, побелим и покрасим.

После выполнения работ, дети, рассматривают все миски (чашки) и анализируют, у кого лучше, кому надо ещё потрудиться. (хозяйка открывает уже пустой сундук).

- Ну вот ребята сегодня сюрпризы из старинного сундука закончились. Давайте ещё раз вспомним, что нам сундучок показывал, о каких профессиях наших предков мы узнали (ответы детей).

В следующий раз сундучок нам ещё что-то приготовит. Жду вас в гости.

Дети прощаются.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Проект на неделю: «Великое чудо — хлеб». Тип проекта познавательно - игровой. Сроки реализации :ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ОКТЯБРЯ. Цель формировать у детей представление о хлебе,каке одном из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Недаром говорится, что дело мастера боится»
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 10:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Недаром говорится, что дело мастера боится»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Андреевна Смагина (УИ 12807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД