Галина Войнова
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему: «Жизнь животных в зимний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь животных в зимний период
Программные задачи:
Расширение и углубление представлений о зимовке зверей, птиц, рыб. Установление связи между особенностями внешнего вида, поведением животного и условиями зимнего сезона.
Воспитывать любовь к животному миру, к природе родного края. Воспитывать желание охранять природу, помогать зимой птицам, зверям, рыбам.
Продолжать учить с помощью моделей находить отличительные признаки рыб, птиц, зверей. Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости. Учить детей составлять план-карту, пользуясь условными обозначениями. Развивать логическое мышление.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему: „Жизнь животных в зимний период“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дать детям знания о птице – пингвин.
Активизация словаря: лабиринт, пуховые перья, маховые перья, пингвин, перепонки, Антарктида.
Предшествующая работа:
Чтение сказки «Двенадцать месяцев», рассказ Ушинского «Четыре желания», Казакова «Жадный Чик и кот Васька», экологические сказки и рассказы Рыжовой. Знакомство с народными приметами и пословицами. Воссоздание силуэтов из наборов игр «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг»; игры «Пройди лабиринт»
Материал: карточки – модели птиц, рыб, зверей; наборы «Вьетнамской игры», альбомные листы, простые карандаши, подставки для карандашей, глобус, игрушка пингвин, лабиринт «Помоги пингвину найти пингвинёнка».
Ход занятия
Воспитатель подзывает детей к себе. «Дети, мы с вами много беседовали о временах года. Давайте вспомним, сколько всего месяцев в году? Назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы. Какой сейчас месяц. Кто знает пословицы и поговорки о зиме и зимних месяцах. Назовите признаки зимы (мороз, метель, вьюга, пурга, гололёд, снегопады, короткие дни и длинные ночи, иней, позёмка). Дети, а какая бывает зима? (тихая, нежная, игривая, шаловливая, злая, ворчливая, морозная, суровая). Скажите, пожалуйста, что происходит зимой с деревьями? Что происходит в водном мире? Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу зимы. Чем питаются звери? Как живут птицы зимой? Назовите мне зимующих птиц. Чем питаются зимующие птицы? Почему перелётные птицы улетают?
Да, дети, звери и птицы не боятся зимы. У зверей тёплый мех, у птиц тёплые перья. Также они согреваются за счёт подкожного жира. Но в сильные морозы, когда нет корма, им бывает тяжело. Поэтому надо заботиться о животных, подкармливать их, прорезать в реках и озёрах проруби, чтобы к рыбам поступал воздух. А теперь давайте отдохнём. Давайте побудем зайцами и покажем, как они спасаются от мороза и своих врагов.
Физкультминутка.
Зайцы скачут: скок, скок, скок.
Да на беленький снежок
Приседают, слушают
Не идёт ли волк.
Раз – нагнуться, разогнуться,
Два – согнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
Повторить 2 раза.
«Ребята, звери, птицы и рыбы имеют отличия. У меня есть карточки-модели. Покажите мне по этим карточкам, как отличаются друг от друга звери, птицы и рыбы.»
Дети по желанию рассказывают:
1) У рыб есть чешуя, плавники, хвост, форма тела овальная, обтекаемая. Рыбы откладывают икринки, некоторые рождают живых рыбок.
Воспитатель спрашивает: Какие бывают рыбы? (морские, речные, аквариумные)
2) У птиц есть клюв, крылья, две ноги, перья. Птицы откладываю яйца, из них вылупляются птенчики.
Воспитатель спрашивает: Какие бывают перья у птиц? (маховые и пуховые). Для чего они необходимы? Где расположены?
Воспитатель хвалит детей.
«Дети, сейчас я вам загадаю загадки, а вы послушайте и отгадайте, о ком эти загадки.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает (Воробей)
Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток (Рыбы)
«Молодцы, быстро отгадали загадки. А теперь сядьте, пожалуйста за столы и попробуйте из частей собрать силуэт птицы, рыбы или животного»
Дети собирают из частей силуэты животных по выбору из наборов «Вьетнамской игры». Воспитатель даёт оценку выполненного задания. «Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами поучимся составлять план леса. Мы много говорили о диких зверях, и сейчас на листке покажем: кто где зимует.» На столах лежат листы, на них схематично изображён лес. Воспитатель даё т задание: «Давайте вспомним, как можно схематично изобразить животных. Нарисуйте, пожалуйста, в середине медвежью берлогу. В правом верхнем углу дупло белочки. В левом верхнем углу ищет добычу лиса. В правом нижнем углу под кустиком спрятался зайчик. Справа от берлоги лось грызёт веточки дерева. Слева от озера притаился волк». По мере необходимости воспитатель подсказывает. Хвалит детей.
«После занятия можно раскрасить ваши карты. А сейчас давайте встанем. Подойдите ко мне. Давайте сделаем зарядку для рук».
Ладошки вверх,
Ладошки вниз
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок (2 раза)
«Дети, послушайте внимательно, мне показалось, что кто-то стучится. Кто-то пришёл к нам в гости» Воспитатель подходит к двери и вносит игрушку пингвина. Спрашивает у детей: «Дети, кто это?» Даёт детям рассмотреть его. Задаё т вопросы: «Дети, где живут пингвины? (В Антарктиде). Покажите на глобусе, где находится Антарктида. Что умеет делать пингвин? (плавать) Чем питаются пингвины? (рыбой). Ребята, а как вы думаете, пингвин – это птица, рыба или зверь? Дети доказывают Воспитатель подводит итог и даёт характеристику пингвина.
«Пингвины – морские водоплавающие птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают себе пищу – рыбу, крабов, рачков. У пингвина короткие сильные лапы с перепонками между пальцев. На земле пингвин кажется неуклюжим, а в воде отличный пловец. Пингвины пользуются крыльями, как плавниками. Голова и спинка у него чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира, который спасает их от сильных морозов и ветров. В Антарктиде всегда холодно. Летом не больше + 1 градуса, а зимой бывает до 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. Пингвины откладывают одно яйцо. Яйцо высиживает папа-пингвин два месяца. Он кладёт яйцо в лапы-ласты, накрывает жировой складкой живота и стоит на месте. Это время он ничего не ест, живёт за счёт подкожного жира. Когда появляется пингвинёнок, его воспитанием занимается мама. Но это не недолго. Как только пингвинёнок встаёт на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться по присмотром взрослых пингвинов. А родители в это время будут ходить в море за пищей для малышей.»
Воспитатель обращает внимание на мольберт, на котором нарисован лабиринт. «Дети, помогите пингвину найти непослушного пингвинёнка, который убежал из пингвиньего детского сада.» Дети проводят указкой по лабиринту, произнося «вправо, влево, вперёд, назад» Воспитатель хвалит детей.
«Ребята, нашему пингвину тоже пора домой. Давайте с ним попрощаемся» Воспитатель подводит итог занятия : «Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Реки, озёра, леса, животные – это природа. А без природы и люди жить не смогут. Давайте оберегать природу, защищать её.