Наталья Куликова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с жанром былин, чтение былин»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- обогатить словарь детей словами: пуд, межа, соха, дары.
- познакомить с былиной «Никита Кожемяка»
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать интерес к русскому народному творчеству;
- развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, от взрослых.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать интерес к фольклорным жанрам;
- формировать и воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Знакомство с жанром былин, чтение былин“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа:
• Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др.,
• прослушивание былин в аудиозаписи,
• рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.
• Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».
• Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».
Дидактический материал:
• Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
• Элементы одежды и оружия богатыря.
• Книги
Словарь: былина, богатырь, кольчуга, палица, щит, лук, меч, стремена, сказитель, гусли, гусляр, поборы, промыслы, неволя, пуд, межа, соха, борозда, сажень,вал.
Ход занятия.
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.
- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного узнаешь.
Воспитатель: Дети, куда же пойдем?
Дети: Направо.
Воспитатель:А где правая сторона?
(Дети показывают правую сторону)
Воспитатель:Ну, что же, в путь!
А поговорим мы с вами о былинах и о богатырях, защитниках земли Русской, которые жили 1000 лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней. Что такое былина?
Дети:Это то, что было.
Воспитатель: Верно.
- Былина - это песня, сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Другое название «старины». Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями – гусляры, которые ходили из города в город. Сказитель – это рассказчик, который сказывал-рассказывал русские народные былины и сказки. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (как песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они защищали родную землю, и как проявляли свою храбрость, мужество, смекалку и доброту.
«Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские!»
-Кто же такие богатыри?
Дети: Защитники, воины, смелые мужественные люди.
Воспитатель:Да, богатыри это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, храбростью. Вот послушайте, как уважали русский народ богатырский подви.
(выходят три ребенка)
1. Не родом богатырь слвавен, а подвигом. (объясняет)
2. Кто смел, тот на коня сел. (спрашивает как понимают)
3. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать. (объясняет)
Воспитатель:Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети: Мы узнали о богатырях из былин.
Воспитатель:Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Например, картина В. М. Васнецова «Богатыри»Кого изобразил художник?
Дети:Трех богатырей.
Воспитатель:В центре Илья Муромец. Каким вы его видите?
Он самый могучий, старший, мудрый.
К нему прислушивались остальные богатыри. Его образ пронизан огромной мощной силой. Его глаза всматриваются вдаль. Сильная фигура закована в кольчугу. Он с легкостью поднимает тяжелую палицу. Справа от него- Добрыня Никитич. Тоже отважный и благородный, строгий и подтянутый, он отличается богатством, нарядностью одежды и оружия. Алеша Попович – младший богатырь. Его глаза смекалки. Он внимательно смотрит и как будто прислушивается к звукам природы. Что может подсказать ему о приближении опасности? (крик птиц, топот лошадей, шелест листьев). Молодцы! Холмы символизируют границу Русской Земли, которую и защищают Богатыри.
- Какой образ богатыря вам ближе? Почему? (ответы детей)
Воспитатель:Богатыри смотрят вдаль, не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец. Почему они одевали кольчугу?
Дети:Защита от стрел, копья.
Воспитатель:Что надето на голову?
Дети:Шлем, защита головы.
Воспитатель:А ещё какие доспехи есть у богатырей?
Дети:У Ильи Муромца – копье и палица, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.
Физ. Минутка (русская народная игра «Золотые ворота»)
Два игрока становятся друг напротив друга, и соединяют руки, чтобы получились ворота. Остальные берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки в воротах напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Попавшийся, встает в ворота. Игра ведется до последнего попавшегося.
Воспитатель:Вот в такие игры раньше и играли на Руси богатыри и девушки. Это придавала им ловкость, смекалку. А сейчас мы познакомимся с новой былиной.
Чтение былины «Никита Кожемяка»
(словарная работа по ходу чтения)
1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.
2. Соха – пахотное орудие, в отличии от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.
3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельскохозяйственных культур.
4. Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмма.
5. Поборы- неофициальный сбор средств на что-либо.
6. Про мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом.
7. Палица- или дубинка — холодное оружие ударно-раздробляющего действия,
происходящее от обычной деревянной палки.
8. Сажень- старорусская единица измерения расстояния.
Обсуждение
1. Какой эпизод былины понравился больше всего и чем?
2. О чем рассказывает эта иллюстрация? (показываю в книге)
3. Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?
4. Как победил Никита Змея? Что он с ним сделал? (показал свою смекалку)
Воспитатель:Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам свой главный завет (правило).Какое правило богатырей?
Дети:Защищать слабых, детей, стариков. Быть сильными, храбрыми и мужественными.
Рефлексия
- Что запомнилось больше всего?- Какую былину читали?
- Хотели бы еще читать былины?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Спасибо за внимание. А продолжим мы с вами на занятии по рисованию.