МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с жанром былин, чтение былин»

Наталья Куликова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с жанром былин, чтение былин»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- обогатить словарь детей словами: пуд, межа, соха, дары.

- познакомить с былиной «Никита Кожемяка»

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать интерес к русскому народному творчеству;

- развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, от взрослых.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать интерес к фольклорным жанрам;

- формировать и воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Знакомство с жанром былин, чтение былин“» размещена в разделах

Предварительная работа:

Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др.,

• прослушивание былин в аудиозаписи,

• рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.

• Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

• Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».

Дидактический материал:

• Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

• Элементы одежды и оружия богатыря.

• Книги

Словарь: былина, богатырь, кольчуга, палица, щит, лук, меч, стремена, сказитель, гусли, гусляр, поборы, промыслы, неволя, пуд, межа, соха, борозда, сажень,вал.

Ход занятия.

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного узнаешь.

Воспитатель: Дети, куда же пойдем?

Дети: Направо.

Воспитатель:А где правая сторона?

(Дети показывают правую сторону)

Воспитатель:Ну, что же, в путь!

А поговорим мы с вами о былинах и о богатырях, защитниках земли Русской, которые жили 1000 лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней. Что такое былина?

Дети:Это то, что было.

Воспитатель: Верно.

- Былина - это песня, сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Другое название «старины». Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями – гусляры, которые ходили из города в город. Сказитель – это рассказчик, который сказывал-рассказывал русские народные былины и сказки. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (как песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они защищали родную землю, и как проявляли свою храбрость, мужество, смекалку и доброту.

«Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские!»

-Кто же такие богатыри?

Дети: Защитники, воины, смелые мужественные люди.

Воспитатель:Да, богатыри это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, храбростью. Вот послушайте, как уважали русский народ богатырский подви.

(выходят три ребенка)

1. Не родом богатырь слвавен, а подвигом. (объясняет)

2. Кто смел, тот на коня сел. (спрашивает как понимают)

3. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать. (объясняет)

Воспитатель:Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети: Мы узнали о богатырях из былин.

Воспитатель:Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Например, картина В. М. Васнецова «Богатыри»Кого изобразил художник?

Дети:Трех богатырей.

Воспитатель:В центре Илья Муромец. Каким вы его видите?

Он самый могучий, старший, мудрый.

К нему прислушивались остальные богатыри. Его образ пронизан огромной мощной силой. Его глаза всматриваются вдаль. Сильная фигура закована в кольчугу. Он с легкостью поднимает тяжелую палицу. Справа от него- Добрыня Никитич. Тоже отважный и благородный, строгий и подтянутый, он отличается богатством, нарядностью одежды и оружия. Алеша Попович – младший богатырь. Его глаза смекалки. Он внимательно смотрит и как будто прислушивается к звукам природы. Что может подсказать ему о приближении опасности? (крик птиц, топот лошадей, шелест листьев). Молодцы! Холмы символизируют границу Русской Земли, которую и защищают Богатыри.

- Какой образ богатыря вам ближе? Почему? (ответы детей)

Воспитатель:Богатыри смотрят вдаль, не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец. Почему они одевали кольчугу?

Дети:Защита от стрел, копья.

Воспитатель:Что надето на голову?

Дети:Шлем, защита головы.

Воспитатель:А ещё какие доспехи есть у богатырей?

Дети:У Ильи Муромца – копье и палица, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.

Физ. Минутка (русская народная игра «Золотые ворота»)

Два игрока становятся друг напротив друга, и соединяют руки, чтобы получились ворота. Остальные берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки в воротах напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Попавшийся, встает в ворота. Игра ведется до последнего попавшегося.

Воспитатель:Вот в такие игры раньше и играли на Руси богатыри и девушки. Это придавала им ловкость, смекалку. А сейчас мы познакомимся с новой былиной.

Чтение былины «Никита Кожемяка»

(словарная работа по ходу чтения)

1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.

2. Соха – пахотное орудие, в отличии от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.

3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельскохозяйственных культур.

4. Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмма.

5. Поборы- неофициальный сбор средств на что-либо.

6. Про мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом.

7. Палица- или дубинка — холодное оружие ударно-раздробляющего действия,

происходящее от обычной деревянной палки.

8. Сажень- старорусская единица измерения расстояния.

Обсуждение

1. Какой эпизод былины понравился больше всего и чем?

2. О чем рассказывает эта иллюстрация? (показываю в книге)

3. Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?

4. Как победил Никита Змея? Что он с ним сделал? (показал свою смекалку)

Воспитатель:Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам свой главный завет (правило).Какое правило богатырей?

Дети:Защищать слабых, детей, стариков. Быть сильными, храбрыми и мужественными.

Рефлексия

- Что запомнилось больше всего?- Какую былину читали?

- Хотели бы еще читать былины?

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Спасибо за внимание. А продолжим мы с вами на занятии по рисованию.

Публикации по теме:

Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин»Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин» Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим. С учётом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного.

Фотоотчет о проведении музыкального занятия «Знакомство с танцевальным жанром «Вальс»Фотоотчет о проведении музыкального занятия «Знакомство с танцевальным жанром «Вальс» Фотоотчет о проведении музыкального занятия " Знакомство с танцевальным жанром "Вальс", в средней группе. Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Фотоотчет о занятии-экскурсии «В мире сказок и былин»Фотоотчет о занятии-экскурсии «В мире сказок и былин» Занятие - экскурсия «В мире сказок и былин». Цель. Повышение художественно- творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство с профессией флориста»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство с профессией флориста» Фотоотчёт интегрированного занятия в старшей группе. «Знакомство с профессией флориста» Цель: познакомить детей с профессией флорист.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрешкой» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе на тему «Знакомство с русской матрешкой».Программное.

Фотоотчет интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с элементом хохломской росписи «завиток»Фотоотчет интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с элементом хохломской росписи «завиток» Программное содержание: -учить рисовать волнистые линии, короткие завитки слитным, плавным движением; -упражнять в рисовании тонких плавных.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с танцевальным жанром «Полька» Конспект музыкального занятия " Знакомство с танцевальным жанром "Полька". Средняя группа. Цель занятия. Познакомить детей с танцевальным.

Сценарий НОД в подготовительной группе «В гостях у героев былин и сказок» Цель: через синтез искусств развивать художественно – творческие способности ребёнка. Задачи: Образовательные: формировать гуманные чувства.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством С. А. Есенина» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Знакомство с творчеством С. А. Есенина». Воспитатель: Добрынина Е. М., Большакова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с жанром былин, чтение былин»
Опубликовано: 26 ноября 2021 в 11:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с жанром былин, чтение былин»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Куликова (УИ 839949) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД