Галина Реброва
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимнее путешествие в Карелию».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Звёздочка» г. Кондопоги Республики Карелия
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Зимнее путешествие в Карелию».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество».
Воспитатель: Реброва Г. Ф.
Стаж работы: 35 лет.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Зимнее путешествие в Карелию“,» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Карелия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Категория: высшая
г. Кондопога
Курсы повышения квалификации воспитателей ДОУ
28 января 2015г.
Программное содержание:
1. Уточнить и систематизировать представления детей об особенностях зимней природы и погоды родного края, активного отдыха людей в зимний период года.
2. Формировать умение проводить исследовательскую деятельность (сравнивать с образцом, использовать лупу).
3. Способствовать активизации словаря, развитию диалогической речи (умение участвовать в беседе).
4. Развивать мыслительные операции (суждения, умозаключения, установление причинно-следственных связей).
5. Воспитывать любовь к малой родине.
Материалы: ноутбук; картинки-модели с изображением последовательности маршрута; набор картинок с изображением одежды; силуэты человека (мальчик и девочка); набор картинок с изображением зимних пейзажей; лист ватмана – «лесная поляна» с изображением следов зверей и птиц; лупы; карточки-образцы следов зверей и птиц; игра «Собери рыбку из частей», «снежинка» на палочке для гимнастики; белая гуашь; кисти; камни.
Ход занятия:
Ребята, вчера по электронной почте я получила письмо. Написал его мальчик Антоша из Москвы. Его семья хотела бы этой зимой отправиться в путешествие. Но мама хочет побывать на море в одной из теплых стран, а папа – в горах. Антошка же однажды услышал по радио, что есть такой чудесный край – Карелия и ему захотелось побывать в этом краю. Но Антошка ничего не знает о Карелии.
- А где Антошка может узнать о Карелии? (из интернета, телевидения, книг, спросить у людей и т. д.)
- У других людей? А кто это может быть? А мы с вами можем помочь Антошке?
- Давайте расскажем о нашей Карелии так, чтобы папа и мама мальчика захотели тоже приехать зимой в наш родной край.
- Вы согласны помочь Антошке?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по зимней Карелии, по маршруту, зашифрованному снежинками.
Открывая снежинки и выполняя задания, мы поможем Антошке.
Путешествуя, мы должны соблюдать следующие правила:
- быть внимательными;
- отвечая на вопросы, говорить спокойно, не перебивать друг друга.
1. Снежинка ( открываю: модель погоды).
Как вы думаете, ребята, о чем мы сейчас будем говорить? Правильно об особенностях карельской зимы, о погоде.
Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете:
- Долго ли длится зима в нашем крае? (зима длится долго, начаться может в ноябре и продолжаться до марта-апреля)
- Что можно сказать о продолжительности дня и ночи?
(в зимний период день короче, а ночь длиннее)
- Какая бывает погода зимой? (чаще холодная, морозная, ветреная; но бывают и оттепели – когда температура воздуха повышается, снег начинает таять)
- Какое солнце зимой? (солнце бледное, холодное; светит, но греет мало)
- Чем покрывается земля зимой? (снегом) А водоемы? (замерзают, покрываются льдом)
- А что бывает, когда идёт снег и дует сильный ветер? (метель, вьюга)
Каждый житель и гость Карелии должны знать о погоде. А для чего - нам поможет узнать следующая снежинка.
2 Снежинка ( открываю: модель одежды).
Для чего мы должны знать о погоде? (Чтобы правильно подобрать одежду для прогулок, для путешествия).
Я предлагаю вам подобрать одежду для зимнего путешествия : девочки - для путешественницы; мальчики - для путешественника. (Дети подбирают картинки с изображением одежды, обсуждение выбора, проблемные ситуации - что лучше перчатки или рукавицы? куртка с капюшоном или без? Почему).
Молодцы, ребята, вы правильно подобрали одежду в соответствии с зимним сезоном
Физкультпауза.
Я мороза не боюсь (шагаем на месте,
С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши).
Подойдёт ко мне мороз (присели,
Тронет руки, тронет нос (показали руки, нос)
Значит, надо не зевать (хлопаем в ладоши,
Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).
3 Снежинка ( открываю: модель леса).
Ребята, давайте представим, что мы с вами попали в лес.
Задание: из предложенных картинок, фотографий найдите те, на которых изображен зимний лес нашего родного края (дети отбирают картинки, выкладывают их на столе или подставке для книг, созерцание выбранных картин.
Вопросы к детям:
- Почему вы считаете, что на этих картинах изображен лес нашей родной Карелии? (деревья – сосны, ели, березы; много снега)
- Что вам нравится на этих картинах?
- Какие красивые слова можно сказать о зимнем лесе?
- Какие чувства у вас вызывают эти картины?
Да, красиво у нас в Карелии зимой. Зима – волшебница, колдунья. Она превращает полянки и деревья в настоящую сказку.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Ф. Тютчева
«Чародейкою Зимою
Окалдован. лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…»
- Ребята, а лес для кого является домом? (Для зверей и птиц).
- Зверей в лесу мы, конечно, можем и не увидеть, но на снегу хорошо видны их следы.
Давайте подойдём к лесной полянке и постараемся узнать, какие звери и птицы оставили свои следы. Сейчас вы будете настоящими исследователями.
(на столе прикреплен лист ватмана с изображенными на нем петляющими следами зверей и птиц)
Возьмите карточку с цифрой. Цифра укажет, какой участок (на поляне это квадраты) вы будете исследовать. Внимательно рассмотрите с помощью лупы следы в своем квадрате, сверьте с образцами следов (расположены на отдельном столе, на образце – следы и картинка с изображением животных). Когда работа будет выполнена, вы поместите картинку зверя или птицы на свой участок полянки.
- Чтобы глаза были зоркими. Выполним гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз. (со снежинкой)
Мы снежинку увидали, со снежинкою играли (взгляд на снежинку).
Снежинка вправо полетела (отвести снежинку вправо,
Глазки вправо посмотрели (взгляд на снежинку).
Вот снежинка полетела (отвести снежинку влево,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снежинку вверх поднимал (взгляд вверх)
И на землю опускал (взгляд вниз).
Дети выполняют задание.
(Сколько всего зверей пробегало по поляне? По сколько одинаковых? Сколько было птиц? А кого не увидишь зимой в лесу)
Молодцы, вы были очень наблюдательными.
4 Снежинка (загадываю загадки, открываю – модель: зимние развлечения).
а) Мы бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами.
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться. (Санки)
б) Обогнать друг друга рады.
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши тогда, легки
Быстроходные (коньки)
в) Сажусь и качусь.
С горы я мчусь,
Но это не санки,
А просто (ледянки)
г) Две палки, две дощечки – катайтесь человечки. (лыжи)
Да, ребята, в нашем крае можно замечательно отдохнуть. Хочешь – катайся на лыжах, а хочешь – прокатись с горы на санках, ледянках, ватрушках; на катках – катайся на коньк
Физкульминутка «Зима»
Хлопья белые летят (лёгкий бег на месте,
Холоднее стало (приседания,
Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево-вправо)
Ты не испугала (прыжки на месте).
Нет! Нет! Ты не испугала!
Есть у нас ещё один вид отдыха, который очень любят мужчины. Попробуйте отгадать (загадка о зимней рыбалке)
д) Мороз трещит, и снег идёт.
На озере повсюду лёд.
Мы быстро лунку просверлили,
Потом мы рыбки наловили.
Домой нам возвращаться было жалко,
Мы полюбили зимнюю ….(рыбалку).
- Отправляемся на зимнюю рыбалку. Мальчишки садитесь за столы и соберите картинку из частей. Правильно соберёте – поймали рыбку удачные рыбаки. (какую рыбу поймали – окунь, щука)
Девочки – вы будущие хозяюшки. Пока мальчики, как настоящие мужчины, побывают на рыбалке, обсудите вместе и назовите нам, что можно приготовить из рыбы? (Уху, рыбный суп, рыбный салат, котлеты, тефтели, просто поджарить и т. д.).
Зимняя подледная рыбалка – замечательный вид отдыха, но помните, ребята, что находиться на льду без взрослых очень опасно; лучше не выходить на лед без разрешения; а в начале и конце зимы, когда лед может быть тонким – лучше вообще не выходить, даже взрослым.
5. Снежинка ( модель: достопримечательности)
У нас в Карелии много красивых мест. Что бы вы посоветовали посмотреть семье Антошки в нашем городе? (водопад «Кивач», Успенская церковь, Ледовый дворец, Дворец искусств)
6 Снежинка ( открываю: модель подарка).
- Все путешественники хотят увезти из того места, где они побывали сувенир на память. Мы с вами будем рисовать на карельском камне снежинку. (напоминание про рисование снежинки, право выбора краски).
- Вот мы справились со всеми заданиями, прошли весь маршрут от начала и до конца. Подведём итог нашего путешествия.
- У меня рюкзачок. Давайте заполним его пожеланиями для Антошки.
- Как ты думаешь, Валя, мы помогли мальчику? Что мы сделали?
- Маша, как ты думаешь, захотят ли родители Антошки приехать к нам в Карелию? А почему?
- Что пожелаешь ты, Катя?
- Что посоветуешь Антошке, Максим?
- От чего предостережёшь, Вика?