Приложение МААМ

Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Народные промыслы»

Елена Роткина
Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: способствовать:

- формированию познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами (Михайловским кружевоплетением);

- воспитанию уважения к труду народных мастеров; положительной эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства;

- развитию психических процессов: памяти, внимания, познавательного интереса, умения слушать и слышать.

Публикация «Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Народные промыслы“» размещена в разделах

Задачи:

- создать условия для деятельности детей по овладению знаниями о народных промыслах (Михайловским кружевом, их использовании в жизни;

- организовать практическую деятельность детей, направленную на овладение умениями использовать элементы Михайловского кружева в изобразительной деятельности;

- создать условия по развитию восприятия, познавательного интереса, памяти и внимания.

Планируемый результат:

- у детей сформируются понятия о декоративно-прикладном искусстве Рязанской области – Михайловском кружеве, его особенностях;

- дети приобретут умение употреблять пословицы и поговорки;

- возникнет интерес к русским народным промыслам.

Обогащение словаря: валик, коклюшки, сколок, многоцветное кружево, узор «павлинка»

Активизация словаря: Михайловское кружево, узор, кружевоплетение, оберег.

Актуализация знаний: промыслы Рязанского края : Скопинская керамика, Касимовская хохлома.

Предварительная работа: знакомство со Скопинской керамикой, Касимовской хохломой, разучивание русских народных хороводов, игр, песен, прибауток, пословиц и поговорок.

Оборудование и материалы: альбомы с изображением изделий Михайловских мастериц, образцы кружева, «мастерица-кружевница в русском костюме», валик с коклюшками и начатой салфеткой, сколки, булавки, кукла в белой длинной рубахе, краски (акварель, салфетки, кисти, баночки с водой, полоски белой бумаги с нарисованным свечкой узором «павлинка» (гратаж)

Ход:

1этап: организационно-мотивационный

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие!

1 ребё нок: - Рады мы гостям, как добрым вестям!

2 ребё нок: - Честь и почтение – всем без исключения!

Воспитатель: - Издавна славилась наша русская земля мастерами. Мы с вами знакомились с какими рязанскими промыслами?

Дети: С касимовской росписью.

С изделиями скопинских гончаров - керамикой.

Воспитатель: - А хотите узнать ещё об одном интересном промысле – кружевоплетении?

Дети: - Да.

2этап: содержательный (деятельностный)

Воспитатель: - Тогда мы сейчас отправимся в путешествие в город мастеров – Михайлов. Он находится недалеко от Рязани. Занимайте места в нашем волшебном автобусе. Поехали!

Звучит музыка (динамическая пауза)

Воспитатель: - Вот мы и в Михайлове. Я приглашаю вас на выставку Михайловского кружева. Посмотрите, какие чудесные кружева плетут Михайловские кружевницы!

(Рассматривание образцов кружевных изделий)

- Кружева плетут из разноцветных ниток. Давайте посмотрим, какие же цвета ниток используют мастерицы?

Дети: - Красный, чёрный, зелёный, жёлтый, синий, белый.

Воспитатель: - А сейчас, садитесь, я расскажу вам сказку о кружевнице.

Жила-была девушка Марьюшка. Собой хороша да пригожа, а рукодельница – каких свет не видывал. Плела она сказочной красоты узоры – цветные нарядные кружева, любо-дорого посмотреть. Сама плела и других учила, чтобы радостно было на душе у людей.

Узнал про это Кащей Бессмертный и решил Марьюшку себе в жёны взять. Пусть сидит она в его высоком дворце, плетёт свои кружева только для него, только ему приносит радость своей работой. Сказал он об этом Марьюшке, а она только усмехнулась: «Не бывать по-твоему, нельзя от людей красоту прятать!» Обернулась она Жар-птицей и полетела. Кащей – чёрным вороном за ней пустился. Видит Марьюшка, что настигает её Кащей, стала она перья свои по земле разбрасывать. А перья те волшебные были – кто найдёт такое пёрышко, к тому Марьюшкино искусство перейдёт. Погибла Марьюшка, а искусство её живёт. Нашли Марьюшкино пёрышко и Михайловские девушки. И стали они плести кружева такие же нарядные и красивые, как плела их Марьюшка. А в память о Марьюшке самый красивый узор стали называть «павлиний» (показ)

Вот какое это кружево: разноцветное да нарядное. Основной узор - веер (показ, он похож на хвост Жар-птицы. Это и есть «павлиний» узор, а от него отходят дуги, тоже разноцветные и соединяют узор тонкой решеточкой, очень воздушной.

А всё кружево – многоцветное, словно жаркий летний день.

- Ребята, а что значит многоцветное?

Дети: - В нём много цветов. Нитки разного цвета.

Воспитатель: - Правильно. Я вам расскажу, что эти цвета обозначали:

Красный цвет – заря утренняя,

Чёрный – мать-земля,

Зелёный – травушка-муравушка,

Жёлтый – солнце золотое.

- Вот какое кружево плетут Михайловские мастерицы. Сейчас мы с вами пойдём в гости к кружевнице-мастерице и посмотрим, как она плетёт кружево.

Дети подходят к домику, стучатся, их встречает девушка в русском костюме.

Воспитатель: - Дай Бог тому, кто в этом дому!

Кружевница – мастерица,

Девушка учёная,

Научи и нас плести

Кружево кручёное!

Дети смотрят, как мастерица плетёт кружево, слушают музыку (стук) коклюшек, рассказ мастерицы.

Мастерица: - Этому умению не один год учатся. И коклюшки надо сделать и валик опилками набить. Хозяин мне помогает. Он наличники на окна делает, выпиливает, а я опилки собрала да валик ими набила, изготовила. А из маленьких кленовых палочек вот коклюшки мне выстругал. (показ)

Для работы нужен сколок. На плотной бумаге или картоне рисунок. В нём для булавок шилом дырочки проткнуты.

- Что такое булавки вы знаете? Это иголки с шариком или колечком на конце, чтоб ниточки по рисунку закреплять.

- Основной узор – веер, очень похож на что?

Дети: - На павлиний хвост.

Мастерица: - Послушайте как поют при работе кленовые палочки –коклюшки.

Как птички поют: «Перевить, перевить, сплести».

Плетут кружева мастерицы, а сами песни поют, чтоб веселее было, да работа спорилась, а коклюшки им подпевают.

Воспитатель: - Спасибо, мастерица-кружевница. А теперь: делу время – потехе час! Для тебя ребята споют и спляшут хоровод про наш любимый город, а заодно и в гости пригласят.

Хоровод «Кто в Рязани не бывал»

Мастерица: - Ребята! Моя внучка Дуняша не бывала в Рязани. Возьмёте её с собой в свой красивый город? (кукла)

Мастерица: - Ну, скатертью дорога!

Дети: - Спасибо.

Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться в детский сад, садитесь в волшебный автобус!

Звучит музыка - динамическая пауза.

Воспитатель: - Вот мы и дома. Как говорят? В гостях …. (дети продолжают)

хорошо, а дома лучше. Дома и стены помогают.

- Ребята! В какой интересной рубахе Дуняша! Давайте рассмотрим. Какая? (белая, длинная) Мы сейчас такие носим? А раньше носили такие рубахи и девочки и мальчики. Подпоясывали их поясом или как говорили кушаком. В одинаковой одежде дети ходили до тех пор, пока не приучались к горшку. А затем они уже считались большими и мальчикам шили порты а девочкам юбку. Одежду начинали украшать.

Воспитатель:

- Посмотрите, какой формы рукав?

- А подол?

- Всё представляет собой круг. Вышивку, кружева тоже пришивали по кругу. В старину люди считали, что круг оберегает человека.

- От чего же старались защититься люди?

- Да, от болезней, беды, несчастий. Пояса, вышивки, кружева идут по кругу.

- Как вы думаете, почему именно круг? На что он похож?

Дети: - На солнце.

Воспитатель: - А солнце – это великая сила. Это – жизнь!

- Давайте представим себе что будет, если солнца не станет!

(Ответы детей)

- Поэтому в старину люди ему поклонялись? Круг считали оберегом. Что значит оберег, как вы думаете? (ответы детей)

3 этап: рефлексивный

Воспитатель: - Ребята, мастерица-кружевница дала Дуняше для нас….

- Забыла, как называется рисунок с дырочками? Подскажите-ка мне.

Дети: - сколки.

Воспитатель: - Мы с вами были в гостях у мастерицы-кружевницы. Давайте вспомним, что мы у неё увидели, о чём узнали.

- На чём она плетёт кружева? (валик).

- Чем плетёт? (коклюшками).

- И мастерица-кружевница хочет узнать; понравилось ли вам у неё в гостях, какое настроение у вас стало?

- Давайте все возьмём по сколку и закрасим его полностью той краской, какая сейчас вам нравится и посмотрим, что получится!

Дети закрашивают, проступает узор.

Воспитатель: - Какой у тебя узор?

- Да, самый красивый? Как он называется?

- Правильно - павлинка.

- Ты каким цветом закрашивал?

- А ты?

- Какие цвета использовала мастерица?

Воспитатель: - Давайте повторим значение каждого цвета, ведь повторенье – мать ученья!

Красный – заря утренняя,

Чёрный – мать-земля,

Зелёный – травушка-муравушка,

Жёлтый – солнце золотое.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь пойдёмте Дуне наш садик показывать.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Медведь и пчелы» в старшей группеКонспект интегрированной НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Медведь и пчелы» в старшей группе Цель: Формирование у детей умений создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Задачи: 1. Продолжать учить детей рисовать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Золотая хохлома» в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома».(итоговое) Цель: Роспись деревянных заготовок разной формы хохломскими узорами. Программное содержание: Обобщать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Открытка к 23 февраля» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Открытка к 23 февраля» в подготовительной к школе группе Цель: изготовить подарок на 23 февраля своими руками. Задачи: Образовательные 1. Уточнить знания детей о празднике «День защитника Отечества»;.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация «Колючие комочки»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация «Колючие комочки» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Вид деятельности: Изобразительная деятельность. Аппликация. Возрастная группа:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Снегирь-птица зимы»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Снегирь-птица зимы» Задачи: - расширять знания детей о зимующей птице-снегирь; - уточнить представление о внешнем виде снегиря; - продолжить знакомить детей.

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе «Ходит осень по дорожкам»Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе «Ходит осень по дорожкам» Цель: Формировать умения детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдая колорит, характерный для «золотой осени».

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Ёжик» в подготовительной к школе группе Аппликация из ладошек на тему «Ёжик» в подготовительной к школе группе. Задачи: -продолжать расширять знания детей о жизни ежа в лесу, чем.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Красавица Зима» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Красавица.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «К нам пришла весна» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в подготовительной к школе группе «К нам пришла весна»Цель.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Рисование натюрморта» в подготовительной группеКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Рисование натюрморта» в подготовительной группе Цель: 1. Закрепить понятие о пейзажной картине, портрете, натюрморте, умение узнавать его, изображать на бумаге. Передавать предметы реалистически,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Народные промыслы»
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 16:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Народные промыслы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Роткина (УИ 403804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД