Елена Роткина
Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать:
- формированию познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами (Михайловским кружевоплетением);
- воспитанию уважения к труду народных мастеров; положительной эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства;
- развитию психических процессов: памяти, внимания, познавательного интереса, умения слушать и слышать.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Задачи:
- создать условия для деятельности детей по овладению знаниями о народных промыслах (Михайловским кружевом, их использовании в жизни;
- организовать практическую деятельность детей, направленную на овладение умениями использовать элементы Михайловского кружева в изобразительной деятельности;
- создать условия по развитию восприятия, познавательного интереса, памяти и внимания.
Планируемый результат:
- у детей сформируются понятия о декоративно-прикладном искусстве Рязанской области – Михайловском кружеве, его особенностях;
- дети приобретут умение употреблять пословицы и поговорки;
- возникнет интерес к русским народным промыслам.
Обогащение словаря: валик, коклюшки, сколок, многоцветное кружево, узор «павлинка»
Активизация словаря: Михайловское кружево, узор, кружевоплетение, оберег.
Актуализация знаний: промыслы Рязанского края : Скопинская керамика, Касимовская хохлома.
Предварительная работа: знакомство со Скопинской керамикой, Касимовской хохломой, разучивание русских народных хороводов, игр, песен, прибауток, пословиц и поговорок.
Оборудование и материалы: альбомы с изображением изделий Михайловских мастериц, образцы кружева, «мастерица-кружевница в русском костюме», валик с коклюшками и начатой салфеткой, сколки, булавки, кукла в белой длинной рубахе, краски (акварель, салфетки, кисти, баночки с водой, полоски белой бумаги с нарисованным свечкой узором «павлинка» (гратаж)
Ход:
1этап: организационно-мотивационный
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие!
1 ребё нок: - Рады мы гостям, как добрым вестям!
2 ребё нок: - Честь и почтение – всем без исключения!
Воспитатель: - Издавна славилась наша русская земля мастерами. Мы с вами знакомились с какими рязанскими промыслами?
Дети: С касимовской росписью.
С изделиями скопинских гончаров - керамикой.
Воспитатель: - А хотите узнать ещё об одном интересном промысле – кружевоплетении?
Дети: - Да.
2этап: содержательный (деятельностный)
Воспитатель: - Тогда мы сейчас отправимся в путешествие в город мастеров – Михайлов. Он находится недалеко от Рязани. Занимайте места в нашем волшебном автобусе. Поехали!
Звучит музыка (динамическая пауза)
Воспитатель: - Вот мы и в Михайлове. Я приглашаю вас на выставку Михайловского кружева. Посмотрите, какие чудесные кружева плетут Михайловские кружевницы!
(Рассматривание образцов кружевных изделий)
- Кружева плетут из разноцветных ниток. Давайте посмотрим, какие же цвета ниток используют мастерицы?
Дети: - Красный, чёрный, зелёный, жёлтый, синий, белый.
Воспитатель: - А сейчас, садитесь, я расскажу вам сказку о кружевнице.
Жила-была девушка Марьюшка. Собой хороша да пригожа, а рукодельница – каких свет не видывал. Плела она сказочной красоты узоры – цветные нарядные кружева, любо-дорого посмотреть. Сама плела и других учила, чтобы радостно было на душе у людей.
Узнал про это Кащей Бессмертный и решил Марьюшку себе в жёны взять. Пусть сидит она в его высоком дворце, плетёт свои кружева только для него, только ему приносит радость своей работой. Сказал он об этом Марьюшке, а она только усмехнулась: «Не бывать по-твоему, нельзя от людей красоту прятать!» Обернулась она Жар-птицей и полетела. Кащей – чёрным вороном за ней пустился. Видит Марьюшка, что настигает её Кащей, стала она перья свои по земле разбрасывать. А перья те волшебные были – кто найдёт такое пёрышко, к тому Марьюшкино искусство перейдёт. Погибла Марьюшка, а искусство её живёт. Нашли Марьюшкино пёрышко и Михайловские девушки. И стали они плести кружева такие же нарядные и красивые, как плела их Марьюшка. А в память о Марьюшке самый красивый узор стали называть «павлиний» (показ)
Вот какое это кружево: разноцветное да нарядное. Основной узор - веер (показ, он похож на хвост Жар-птицы. Это и есть «павлиний» узор, а от него отходят дуги, тоже разноцветные и соединяют узор тонкой решеточкой, очень воздушной.
А всё кружево – многоцветное, словно жаркий летний день.
- Ребята, а что значит многоцветное?
Дети: - В нём много цветов. Нитки разного цвета.
Воспитатель: - Правильно. Я вам расскажу, что эти цвета обозначали:
Красный цвет – заря утренняя,
Чёрный – мать-земля,
Зелёный – травушка-муравушка,
Жёлтый – солнце золотое.
- Вот какое кружево плетут Михайловские мастерицы. Сейчас мы с вами пойдём в гости к кружевнице-мастерице и посмотрим, как она плетёт кружево.
Дети подходят к домику, стучатся, их встречает девушка в русском костюме.
Воспитатель: - Дай Бог тому, кто в этом дому!
Кружевница – мастерица,
Девушка учёная,
Научи и нас плести
Кружево кручёное!
Дети смотрят, как мастерица плетёт кружево, слушают музыку (стук) коклюшек, рассказ мастерицы.
Мастерица: - Этому умению не один год учатся. И коклюшки надо сделать и валик опилками набить. Хозяин мне помогает. Он наличники на окна делает, выпиливает, а я опилки собрала да валик ими набила, изготовила. А из маленьких кленовых палочек вот коклюшки мне выстругал. (показ)
Для работы нужен сколок. На плотной бумаге или картоне рисунок. В нём для булавок шилом дырочки проткнуты.
- Что такое булавки вы знаете? Это иголки с шариком или колечком на конце, чтоб ниточки по рисунку закреплять.
- Основной узор – веер, очень похож на что?
Дети: - На павлиний хвост.
Мастерица: - Послушайте как поют при работе кленовые палочки –коклюшки.
Как птички поют: «Перевить, перевить, сплести».
Плетут кружева мастерицы, а сами песни поют, чтоб веселее было, да работа спорилась, а коклюшки им подпевают.
Воспитатель: - Спасибо, мастерица-кружевница. А теперь: делу время – потехе час! Для тебя ребята споют и спляшут хоровод про наш любимый город, а заодно и в гости пригласят.
Хоровод «Кто в Рязани не бывал»
Мастерица: - Ребята! Моя внучка Дуняша не бывала в Рязани. Возьмёте её с собой в свой красивый город? (кукла)
Мастерица: - Ну, скатертью дорога!
Дети: - Спасибо.
Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться в детский сад, садитесь в волшебный автобус!
Звучит музыка - динамическая пауза.
Воспитатель: - Вот мы и дома. Как говорят? В гостях …. (дети продолжают)
хорошо, а дома лучше. Дома и стены помогают.
- Ребята! В какой интересной рубахе Дуняша! Давайте рассмотрим. Какая? (белая, длинная) Мы сейчас такие носим? А раньше носили такие рубахи и девочки и мальчики. Подпоясывали их поясом или как говорили кушаком. В одинаковой одежде дети ходили до тех пор, пока не приучались к горшку. А затем они уже считались большими и мальчикам шили порты а девочкам юбку. Одежду начинали украшать.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой формы рукав?
- А подол?
- Всё представляет собой круг. Вышивку, кружева тоже пришивали по кругу. В старину люди считали, что круг оберегает человека.
- От чего же старались защититься люди?
- Да, от болезней, беды, несчастий. Пояса, вышивки, кружева идут по кругу.
- Как вы думаете, почему именно круг? На что он похож?
Дети: - На солнце.
Воспитатель: - А солнце – это великая сила. Это – жизнь!
- Давайте представим себе что будет, если солнца не станет!
(Ответы детей)
- Поэтому в старину люди ему поклонялись? Круг считали оберегом. Что значит оберег, как вы думаете? (ответы детей)
3 этап: рефлексивный
Воспитатель: - Ребята, мастерица-кружевница дала Дуняше для нас….
- Забыла, как называется рисунок с дырочками? Подскажите-ка мне.
Дети: - сколки.
Воспитатель: - Мы с вами были в гостях у мастерицы-кружевницы. Давайте вспомним, что мы у неё увидели, о чём узнали.
- На чём она плетёт кружева? (валик).
- Чем плетёт? (коклюшками).
- И мастерица-кружевница хочет узнать; понравилось ли вам у неё в гостях, какое настроение у вас стало?
- Давайте все возьмём по сколку и закрасим его полностью той краской, какая сейчас вам нравится и посмотрим, что получится!
Дети закрашивают, проступает узор.
Воспитатель: - Какой у тебя узор?
- Да, самый красивый? Как он называется?
- Правильно - павлинка.
- Ты каким цветом закрашивал?
- А ты?
- Какие цвета использовала мастерица?
Воспитатель: - Давайте повторим значение каждого цвета, ведь повторенье – мать ученья!
Красный – заря утренняя,
Чёрный – мать-земля,
Зелёный – травушка-муравушка,
Жёлтый – солнце золотое.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь пойдёмте Дуне наш садик показывать.