вера кудасова
Конспект интегрированной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в морские глубины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в морские глубины».
Цель деятельности : развитие творческого воображения и познавательных способностей дошкольников через создание привлекательного игрового пространства.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в морские глубины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Обогатить у детей экологические представления об обитателях морских глубин и пользе моря для человека;
Дать возможность детей осмысливать и реализовывать собственный воображаемый замысел;
Стимулировать детей к разнообразию двигательной деятельности детей, в том числе связанную, с выполнением упражнений.
Развивающие:
Совершенствовать у детей самостоятельность мышления и творческую активность через создание привлекательного игрового пространства.
Продолжать формировать связную, грамматически правильную речь, умение логически высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
Воспитывать положительное эмоциональное восприятие.
Воспитывать у детей желание участвовать в совместной творческой деятельности.
Приоритетная образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей :
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тип ОД: интегрированная, совместная деятельность взрослого и ребенка.
Словарная работа: батискаф, иллюминатор.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Морские животные», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб». Отгадывание загадок и заучивание стихотворений о морских обитателях. Рисование и лепка морских обитателей,рыб. Подвижных игр «Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки». Разучивание песни «Музыка моря», прослушивание песни «Дельфины», прослушивание звуков моря.
Здоровьесберегающие технологии:
арттерапия, цветотерапия, релаксационное упражнение, физкультминутка, музыкотерапия.
Средства и оборудование:
игровое поле;
ракушки, камушки, кораблики, пластиковые (рыбки, водоросли, морская трава) и др. мелкие игрушки;
ИКТ: слайды, видеофильм об обитателях моря, звуки моря, релаксирующая музыка;
Интерактивная доска, ноутбук, колонки.
Обоснование целесообразности применения ИКТ :
Поддержка мотивационной линии на протяжении ОД;
активизация речевой деятельности детей.
Ход деятельности:
Мотивация детей на деятельность, создание позитивного настроения.
В: Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно и развиваться.
В: Ребята, посмотрите, что я вам принесла? (корзиночку с ракушками)
Дети….
В: Посмотрите, какие они замечательные, интересные.
Дети (рассматривают ракушки)
В: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети…
В: Возьмите раковины, закройте глаза и приложите к уху, послушайте. Что вы слышите?
(Дети закрывают глаза и слушают ракушки.)
В:Что вы слышите?
Дети:…. (шум моря, ветра, волны плещутся о берег)
В:А вы хотели бы вы отправиться в морское путешествие?
Дети….
В:А на чём можно путешествовать по морю?
Дети….
В:Молодцы, ребята!
А как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
Дети:…. (с помощью подводной лодки, нырнуть с аквалангом)
В:Правильно, дети.
А ещё на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста.
Дети:
Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.
В:Ну, что отправляемся!
Слайды № 1 -2 - батискаф (звучит шум моря- «погружение»)
В: А теперь устраивайтесь по удобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно.
(Дети садятся на стульчики полукругом спускаются на морское дно)
Слайд № 3 - видео фильм о морских обитателях.
В: Представьте себя исследователями-путешественниками.
Море скрывает много тайн.
(Педагог включает видеофильм о морских обитателях.)
При спуске воспитатель обращает внимания на водоросли.
В: А вы знаете, чем ценны водоросли?
Дети: (воспитатель дополняет)
В: В море растут съедобные (бурые) водоросли, ещё их называют, морская капуста или Ламинария. Эти водоросли богаты йодом, содержат много витаминов (A B C D E, такого количества микроэлементов нет даже во фруктах и овощах)
(Комментарий педагога к видеофильму)
Слайд№4-5
(Воспитатель загадывает загадку)
Каждый, кто бывал на море,
С ярким зонтиком знаком.
Из водички и из соли состоит он целиком.
Ты в воде его не тронь - Обжигает, как огонь.
Дети:
(Воспитатель сопровождает слайды рассказом о морских обитателей)
В:Посмотрите ребята, сколько медуз. Они разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. У медузы нет головы, у неё зонтик, его ещё часто называют колоколом. Из-под него у медуз растут стрекательные клетки - щупальца. Посмотрите внимательно, вот они. Щупалец у медузы может быть разное количество. Они помогают ей питаться, ими медуза проталкивает добычу в рот. Питаются медузы мелкими рачками и рыбёшками. Смотрите, глубоководные медузы способны светиться в темноте. Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. А ещё медузы хитрят и если им надо проплыть большое расстояние, то двигаются по течению или волнам. Но часто из-за этого страдают и погибают, так как волны выбрасывают их на берег.
Слайд № 6-7-8
В:А вот, Морской ёж.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Вот они. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнётся в кожу человека вынуть её очень сложно. Морские ежи ядовиты, с помощью игл ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, даже бегают.
В:Какая красота на дне океана. Морская звезда- хищник, эти животные имеют форму звёздочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звёзды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, морскими ежами. В случае опасности они могут, как ящерицы, отбрасывать часть своего тела.
В: Кальмары быстроходные обитатели морей, отлично плавают, используя свои щупальца. Тело кальмара состоит из туловища и щупалец. В туловище есть чернильный мешочек. Во время обороны из этого мешочка выходит чернильное облако, которое окутывает всё вокруг и сбивает врага с толку. Некоторые виды кальмаров люди употребляют в пищу.
Слайд №9-10
В: Морской конёк - маленькая симпатичная морская рыбка необычной формы, похожая на шахматную фигурку коня. Необычное строение хвостика позволяет коньку цепляться за морские водоросли и кораллы и прятаться за них, почувствовав опасность. Питается морской конёк рачками, креветками, довольно прожорливые, двигаются только вертикально. Морской конёк вынашивает детёнышей в специальной сумке, которая расположена на брюшке конька.
В: Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног! Это чудо …
Дети:
Посмотрите наш друг Осьминог. Вы уже знаете как передвигается осьминог. (как реактивная ракета, выталкивая из себя воду). Тело у него упругое, как резиновый мяч, потому что состоит из мышц.
-Ребята, из каких частей состоит тело осьминога?
Дети:
-Молодцы!
Слайд №11-12-13
В: А это плывет Скат.
Скаты - это очень древние рыбы, они родственники акул. Они уникальны в том, что при плавании не используют хвост, как это делают другие рыбы. Скаты передвигаются лишь за счёт движения плавников, напоминая при этом бабочек. У скатов «расплющенное тело», они бывают разных размеров.
Скат очень интересно дышит, через отверстия на спине, там же расположены и глаза. Бывают скаты электрические, для обороны, и чтобы убивать добычу.
В: Посмотрите вверх, кто, это появился?
Дети:
В: Да, ребята Морские черепахи полностью приспособлены для жизни в водной среде, лапы их превратились в ласты, среди них есть и хищники, которые питаются моллюсками, и травоядные, которые едят морскую капусту.
Размножаются черепахи на суше, они откладывают яйца на песчаных берегах, черепашата вылупившись из яиц, самостоятельно ползут к воде.
В: Посмотрите, Крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов 5 пар ножек, передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна, - хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.
В: Ребята, как многообразен мир моря!
Физкультминутка «Море»
В: А сейчас немного отдохнем.
Над волнами чайки кружат.
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя
Мы на катере с тобою. (Взмахи руками как крыльями.)
Волны плещут в океане. (Волнообразные движения руками.)
Что там чудится в тумане? (Смотрят в бинокль.)
Это мачты кораблей. (Руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей. (Приглашающий жест рукой.)
Мы теперь плывем по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Гребля веслами.)
Поглядите чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Дети встают. Ходьба на месте.)
А теперь пора нам, братцы,
За работу приниматься. (Садятся на место.)
В: Ребята, а почему все люди стремятся отдохнуть на море? Кто знает?
Дети….
В: Правильно, ребята, морской воздух, морская вода, и даже морской песок обладают волшебными целебными свойствами, способными благотворно влиять на здоровье людей.
Слайд № 14-15 «Отдых детей на море»
(Использование архивных фотографий самих детей на море.)
В: Ребята, а чем ещё богато море?
Чем оно нас питает?
Дети…
Слайды№ 16 «Добыча рыбы»
В: Рыба-это ценный продукт для людей, в ней много микроэлементов, важных для здоровья людей. Рыбы в море очень много, посмотрите, как её добывают.
-Но это не все секреты моря.
Слайды №17 «Морская соль»
В: А вы знаете, что море дарит нам людям ещё и морскую соль.
Образуется морская соль под воздействием ветра, путём выпаривания морской воды. Натуральная морская соль собирается вручную, в летнее время, раз в год.
Собранную соль промывают, высушивают и измельчают для получения кристаллов разного размера. Морская соль имеет целебные свойства. Люди делают соляные пещеры, чтобы лечиться морской солью.
Воспитатель показывает морскую соль на подносе.
Слайды№ 18 «Жемчуг»
В: Ребята, но море несёт людям не только пользу, но и красоту.
Много лет назад люди узнали, что внутри некоторых раковин, образуется жемчуг, очень драгоценный камень. Люди стали нырять в море, доставать ракушки с жемчугом и делать красивые украшения.
В: Ребята, хотите создать своё волшебное море и морское дно?
Дети… (Закройте глаза теперь откройте).
Воспитатель раскладывает голубую ткань.
В: Что нам необходимо для создания морского дна?
Дети….
Правильно, ребята (Песок, ил, камушки, ракушки).
(Но прежде давайте разомнем наши пальчики.)
Пальчиковая гимнастика «Осьминог»
Эта ножка, чтобы кушать,
(Дети делают массаж пальцев рук, начиная с мизинца.)
Эта ножка, чтоб играть
Эта – чтобы рисовать.
Ну, а эта, чтоб нырять,
(Дети складывают ладони и «виляют» хвостиком.)
От акулы удирать
Эта брюшко – почесать
(Дети «чешут» ладони.)
А седьмая и восьмая
Маму с папой обнимать
(Дети несколько раз сжимают пальцы в «замок»)
Продуктивная деятельность детей под фонограмму.
В: Ребята, а теперь мы с вами попробуем создать волшебное море.
(Дети выкладывают на морском дне песок, камушки, ракушки под звуки моря, берут фигурки рыб из пластилина сделанные своими руками, с помощью камешков делают разнообразных морских обитателей «заселяют морское дно».)
В: Ребята, а давай те, создадим свои раковины с жемчугом для нашего подводного мира.
(Дети рассматривают жемчуг, они выбирают «раковины» и вставляют «жемчужинки-бусинки» в них.)
Заключительная часть.
(Организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.)
В: Ребята, какой красивый подводный мир мы с вами «создали», как много нового узнали. В таком море подводным жителям будет очень уютно и комфортно жить.
Дети, наше путешествие подошло к концу и мы должны возвращаться в детский сад.
А на память об увлекательном путешествии мы возьмём с собой «Волшебное море».
В: Занимайте места в батискафе, поднимаемся с морских глубин.
Звучит фонограмма. Слайд №19 «Батискаф» поднимается наверх.
В: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Что нового вы узнали?
В:Что больше всего вас удивило в морских глубинах?
Ребята, надеюсь, что наше путешествие в таинственный мир подводного царства стало для вас интересным и познавательным.
Придумайте дома рассказы или сказки о морских обитателях, нарисуйте рисунки. Посмотрим, что у нас получится.