МААМ-картинки

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Преданья старины далекой»

Валентина Беззубова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Преданья старины далекой»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Формирование у детей нравственно - патриотических качеств через приобщение их к истории русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные :

1. Продолжать знакомить детей с особенностями русской избы и бытом крестьян.

2. Совершенствовать знания о предметах народного быта, их материале и назначении.

3. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.

Развивающие:

1. Развивать активный словарь.

2. Развивать любознательность, воображение.

Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе „Преданья старины далекой“» размещена в разделах

3. Развивать образное и пространственное мышление, развивать глазомер, мелкую моторику рук.

4. Развивать творческие способности в изготовлении одеяла из лоскутков ткани.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей уважение, интерес к самобытной красоте жизни наших предков, к русскому фольклору.

2. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближнему, трудолюбие, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

3. Воспитывать аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Словарная работа: береста, лыко, лапти, бабий кут, красный угол, горница, одеяло из лоскутков, прялка и ее составляющие (донце, ножка с лопаткой, шерсть, веретено, сундук, самовар.

Предварительная работа :

- Восприятие художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки.

- Рассматривание иллюстраций, картин по теме.

- Слушание русских народных песен («Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Наша хохлома»)

- Пение русской народной песни: «Во поле береза стояла»

- Беседы: «Русский самовар», «Золотое веретено», «Эх, лапти мои, лапти липовые», «Как на Масленой недели», «Красному гостю – красный угол»

- Проведение с детьми народных игр («Золотые ворота», «Гуси –гуси», «Колечко», «Совушка – сова», «Чай - чай, выручай!», «Лапти»

- Разучивание танца: «Березонька»

- Литературная викторина: «Знатоки сказок»

- Просмотр мультфильма: «Домовенок Кузя»

- Инсценировка русских народных сказок («Заюшкина избушка»)

- Просмотр презентаций: «Русская изба», «Народная игрушка – кукла самоделка»

- Посещение музея старины в Филинской сельской библиотеке.

Материал и оборудование:

Музыкальный центр, подборка русской народной музыки, убранство русской избы, видео и аудио запись на интерактивной доске, цветные лоскутки ткани, предметы быта русского народа (самовар, лоскутное одеяло, веретено, прялка, лапти, сундук, предметы для чаепития (чашки с блюдцами, пироги, ватрушки, баранки, сахар, мед, варенье, клубок ниток, Домовенок Кузя – игрушка, одежда (сарафаны, рубашки, ленты, кушаки, кокошник, лоскутки ткани, платочки)

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Рябята, вы слышите, кто-то чихает? Обращает внимание на экран интерактивной доски. На экране домовенок Кузя.

Домовенок Кузя: Здравствуйте, гостьюшки ребятушки. Узнали меня?

Дети: (Да, ты домовенок Кузя, домовенок из мультфильма)

Домовенок Кузя: Я приглашаю вас к себе в гости. Буду ждать вас. А приведет вас ко мне волшебный клубочек.

Кузя пропадает с экрана звучит русская народная музыка, катится клубочек.

Воспитатель: Ребятки, а вы хотите в гости к Домовенку Кузе?

Дети: Да

Воспитатель:

Ты катись, катись клубочек,

Со овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь дорожку укажи.

Воспитатель с детьми отправляются в гости к домовенку Кузе.

Приходят в русскую избу.

Воспитатель: Проходите, ребятки, милости прошу присаживайтесь на лавочку, да поближе к печке. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней Старины своей не помним, забываем мы о ней. Стали более привычны нам полеты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

Воспитатель: Ребятки, а куда мы с вами пришли?

Дети: (Это русская изба; деревянный дом; дом, в котором жили люди в старину; это горница)

Воспитатель обращает внимание детей на шорох за печкой.

Воспитатель: Ребята, я слышу какие-то звуки. А вы слышите?

Дети: (Да, кто то шуршит; скребется; что то гремит)

Воспитатель: Я посмотрю (воспитатель находит за печкой игрушку Домовенка)

Воспитатель: Да это же Кузя - хозяин запечный, дружок наш сердечный. Он здесь живет, добро стережет. Сундучок охраняет.

Воспитатель: Этот сундучок подарила мне моя мама, дарила, и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундучок, мне его бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Вот я и берегу! Старенький сундук, уж сто лет ему, а может и больше. А хотите посмотреть, что в нём? (воспитатель приоткрывает сундучок, удивляется).

А сколько он таит в себе чудес, тепла и доброты, ведь все, что в нем хранится, сделано с любовью мастерами умельцами.

Воспитатель загадывает детям загадки:

Воспитатель:

«Верчусь, верчусь – не потею,

Все толстею и толстею»

Дети: Веретено

Воспитатель:Правильно молодцы (достает из сундука веретено). Ребятки, как вы думаете для чего оно?

Дети:(Чтобы пряжу прясть; чтобы ниточка получилась; делать нитку)

(Индивидуальная работа с затрудняющимися в ответе детьми) Воспитатель: Молодцы. А одним веретеном можно спрясть нитку?

Дети: Нет. Нужна прялка.

Воспитатель: Из каких деталей состоит прялка?

Дети: (Донце, на него садилась мастерица; ножка с лопаткой; еще нужна шерсть)

Воспитатель: А к чему привязывалась шерсть?

Дети: К лопатке.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, все знаете. Пряли женщины в специально отведенном месте, около печки. А кто знает, как называется это место?

Дети: Бабий кут.

Воспитатель:Правильно, бабий кут. Ребятки, хотите посмотреть как в старину пряли?

Дети: Да.

Веретено, веретено!

Жужжит и кружит оно.

Нитку сучит,

Об пол стучит.

Показ воспитателем процесса прядения. Воспитатель вместе с детьми исполняют русскую народную песню: «Во поле береза стояла»

Воспитатель: Хорошо, ребятки, а сейчас следующая загадка.

«Эту обувь не забыли

Хоть давным-давно носили».

Дети: Лапти.

Воспитатель: Правильно, ребятки, это лапти (достает из сундука лапти). Из чего плели лапти?

Дети:(Из бересты; лапти плели из бересты; из лыка)

Воспитатель: А из чего получали лыко?

Дети: (Лыко делали из коры липы; из липы)

Воспитатель: А как делали лыко?

Дети: (Кору с липы снимали, в воду пускали, замачивали)

Воспитатель: А кто знает, какие лапти считались праздничными?

Дети: (Лапти сплетенные из бересты; из бересты)

Воспитатель: А как их плели?

Дети: (Их плели аккуратно; с рисунком)

Воспитатель: Молодцы, ребятки, каждый мастер плел лапти аккуратно и у каждого мастера был свой рисунок. А я знаю очень интересную народную игру «Лапти». Хотите поиграть?

Дети: Да

Проводиться русская народная игра «Лапти»

Воспитатель:

«Спать прилягу на кровать я

Чем я буду накрываться?

Нежно и тепло обняло

Лоскутное.»

Дети: Одеяло

Воспитатель: Хорошо, ребятки, отгадали загадку (достает из сундука лоскутное одеяло). Что это такое?

Дети: (Одеяло; одеяло сшитое из лоскутков ткани)

Воспитатель:А вы хотели бы сами смастерить такое одеяло?

Дети: (Да; хотим смастерить)

Воспитатель вместе с детьми собирают на основе одеяло из лоскутков ткани (помощь воспитателя затрудняющимся детям)

Воспитатель: Вот какое красивое одеяло мы собрали с вами все вместе. «Одному хорошо, а вместе - лучше». Вместе и работать веселее, такое было правило на Руси – помогать друг другу, делать все сообща.

А что мы теперь будем делать с ним, где можно его использовать?

Дети: (Покрываться; на печку положим; малыша в люльке укрыть; на стену повесить)

Воспитатель:

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник….»

Дети: Самовар

Воспитатель: Правильно самовар. (Достает из сундука самовар)

А для чего нужен самовар?

Дети: (Пить чай; в нем люди раньше кипятили воду; чтобы горячая вода была)

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая семья. В гости звали на посиделки соседей, друзей. Чаевничали и вели беседу. Чаепитие за самоваром – это традиция, без которой невозможно представить Россию. Ребятки, поможете мне накрыть на стол?

Дети: Да

Воспитатель: Ребятки а где стоял стол в избе?

Дети: В красном углу.

Воспитатель: А что хозяйка ставила на стол к чаепитию?

Дети: (Ватрушки; пироги; баранки; сахар; мед; варенье)

Игра «Накрой стол к чаепитию» (дети ставят на стол чашки, варенье, мед, баранки, пироги, ватрушки, сахар)

Воспитатель:

Вы меня теперь потешьте

Пирогов моих поешьте.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Дети вместе с воспитателем садятся за стол, пьют чай, беседуют (релаксация)

Воспитатель: Ребятки, понравилось вам в гостях у домовенка Кузи?

Дети: Да понравилось.

Воспитатель: А что понравилось?

Дети:(Понравилось играть; собирать одеяло из лоскутков, накрывать на стол, песни народные петь; играть; чай пить; петь)

Воспитатель: А еще, ребятки, придем к домовенку Кузе?

Дети: Да

Воспитатель:

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет

А преданья старины

Забывать мы не должны

Список использованной литературы:

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, Детство-пресс 2019г.

2. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Подготовительная к школе группа. Санкт-Петербург, Детство-пресс 2018г.

3. Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Родной край»

4. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Москва 2014г.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Приключения Колобка» Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: Речевое развитие и Художественно-эстетическое.

Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Страна насекомых» в средней группе Цель:: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых. Программные задачи: Образовательные.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «День Победы» Задачи: Формировать представление о героических поступках и патриотических чувствах людей; Способствовать расширению социальных представлений.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Поможем ёжику!»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Поможем ёжику!» ГБОУ школа №1560 «Лидер» Дошкольное отделение «Солнышко» Г. Москва Воспитатель: Капустина Ирина Евгеньевна Интегрированная непосредственная.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в сказку» Тема «Путешествие в сказку» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Поможем весне» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья»Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья» Тема непосредственно образовательной деятельности «Царство растений: деревья» Цель: обобщение представлений детей о деревьях; формирование.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир театра»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир театра» Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир театра» Цель: развивать выразительность.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: систематизировать знания детей о характерных признаках весны. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: – закреплять с детьми признаки весны; – формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Преданья старины далекой»
Опубликовано: 24 мая 2020 в 21:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Преданья старины далекой»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Беззубова (УИ 478504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД