Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зима не хочет уходить»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, знания о жизни диких зверей и птиц зимой. Активизировать умственную и речевую деятельность; формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос.
Развивать логическое мышление, сообразительность, умение наблюдать и анализировать, выделять признаки явлений природы, расширять и активизировать словарный запас. Развивать зрительное и слуховое восприятие, эстетическое восприятие, формировать предпосылки к здоровому образу жизни, активизировать двигательную активность детей.
Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Зима не хочет уходить“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать познавательный интерес к явлениям живой и неживой природы, заботливое отношение к птицам, животным и растениям. Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней, охранять её.
Предварительная работа: беседы по теме, отгадывание загадок, словесные игры: «Скажи правильно», «Закончи стихотворение», рассматривание сюжетных картинок о зиме, чтение стихотворений о зиме, повторение пословиц о зиме, проведение экспериментов.
Словарная работа: Декабрь, январь, февраль, зябнут, метель, позёмка, вьюга, искрится, скрипит, названия зимующих птиц, названия зимних видов спорта, закаливание, профилактический массаж.
Ход занятия :
Организационный момент:
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Ребята, вы знаете, какое сейчас время года?
-Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
-Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
-По каким признакам мы определяем, что пришла зима (Становится холодно, понижается температура воздуха, дни становятся короче, а ночи длиннее, люди надевают тёплую одежду, солнце расположено на небе низко, небо хмурое, покрыто серыми тучами, часто идёт снег)
-Сегодня, ребята, последний день зимы, а какое время года наступает после зимы? (Весна)
-Ребята, зима очень красивое, веселое время года, и она никак не хочет уходить и уступать место красавице-весне…
Послушайте об этом стихотворение О. Овечкиной.
По улицам идет парадом,
Чтоб круговертью снегопада
Весне дорогу преградить.
Зима не хочет уходить,
И воробьи на ветках зябнут.
Как этим суетливым птахам
Весне уступчивость простить?
А за окном опять метель
Кто все в календарях напутал?
И отодвинул почему-то
На неизвестный срок капель…
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
-Посмотрите, почтальон принёс к нам в детский сад письмо!
(Воспитатель читает письмо от Зимы.).
«Зравствуйте, ребята, я знаю, что вы с нетерпением ждёте весну, но я уступлю ей место только тогда, когда вы выполните все мои задания и ответите на все мои вопросы!»
-Смотрите, ребята, зима развесила снежинки по всей группе, снежинки эти не простые, на них написаны задания. Вы согласны справиться со всеми заданиями и помочь Весне прийти к нам?
1-я снежинка. Д. ИГРА «Закончи стихотворение»
-Слушайте внимательно, если вы ответите правильно, на экране появится картинка с ответом.
… С неба всё скользят пушинки, серебристые… снежинки.
…Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… снег
…Вот веселье для ребят- всё сильнее… снегопад.
. Вот и снежная фигурка, это девочка… снегурка.
…На снегу, ты посмотри, с красной грудкой … снегири…
…Словно белый пуховик нарядился…снеговик.
. -Как вы думаете, чем похожи все слова, которые вы добавляли?
(Все они связаны со словом «снег»)
- Назовите свойства снега. (холодный, пушистый, белый, лёгкий)
-Из чего состоит снег? (из множества снежинок)
-Что такое снежинки? (замёрзшие мельчайшие капельки воды, которые превратились в кристаллики)
-Если снежинка упадёт на ладошку, что с ней будет (растает)
-Почему? (ладошка тёплая, а снег в тепле тает)
-Если снег идёт большими хлопьями, как называется это явление (Снегопад)
-А если ветер кружит, поднимает снег с земли? (Вьюга. Метель)
-А если ветер метёт снег по дороге? (Позёмка)
-Когда на улице мороз, каким становится снег? (искрится на солнце, скрипит под ногами, не лепится в снежки)
- А если оттепель, каким становится снег? (рыхлым, тяжёлым, мокрым)
-Когда снег тает, во что он превращается? (в воду)
-Если ударит мороз, во что превратится вода? (Вода превратится в лёд)
-Расскажите, какие свойства имеет лёд? (холодный, твёрдый, прозрачный)
-Можно ли есть снег и лёд? Почему? (Снег грязный, холодный, можно заболеть)
Молодцы, хорошо справились с первым заданием.
2-я снежинка: Загадка
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки?. (Птицы)
- Скажите, ребята, все птицы улетели в тёплые страны? (Нет, только перелётные)
-Птицы, которые остались зимовать, как называются (Зимующие)
-Назовите зимующих птиц. (Снегири, синички, воробьи, дятел, ворона, сорока, голуби)
-Чем питаются птицы зимой? (Прошлогодними семенами растений)
-Почему зимой нет насекомых? (Они прячутся в коре деревьев, в щелях)
-Как люди заботятся о птицах (Развешивают кормушки, приносят хлебные крошки, зёрна)
-Чем любят лакомиться синички? (Свежим салом)
-Посмотрите, на дереве собралось много птиц, но они все перемешались.
- Какие птицы здесь лишние и почему? (Они перелётные)
-Молодцы, ребята. А теперь птичка хочет с вами поиграть.
Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
3-я снежинка :Какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?
(Мороз не велик, да стоять не велит. Много снега – много хлеба. Береги нос в большой мороз. Чем крепче зима, тем скорее весна. Солнце светит, да не греет. Береги нос в большой мороз.)
4-я снежинка: Музыкальная физминутка «Мы в снежки играем смело»
5-я снежинка : «Что вы знаете о жизни диких животных зимой?»
-Какие изменения происходят с животными с приходом зимы? (зайцы и белки меняют окраску, шерсть у зверей становится гуще, вырастает подшёрсток)
-Расскажите о жизни диких животных зимой в лесу
-Где зимуют разные звери в лесу? (зайцы прячутся в снегу, белки в дупле, волки в логове, лисы в норах, медведи в берлоге)
-Чем питаются звери в лесу зимой? (Зайцы питаются корой деревьев, белки - запасами, сделанными осенью, лисы, волки- мелкими животными.)
-Какие животные впадают в спячку? (Медведи, барсуки, ежи)
-Как зимуют обитатели водоёмов (Прячутся на дне водоёмов, там теплее)
6-я снежинка : Д. игра «Где чьи следы»
-Ребята, Зима написала нам письмо на бумаге, а в лесу можно увидеть необычные письма на снегу. Кто их пишет? (Звери оставляют следы на снегу)
-Но они все перепутались, давайте определим, где чьи следы.
-А теперь давайте поиграем.
Пальчиковая игра «Лесное население»
Животных следы мы как книгу читаем.
(ладонями рук дети изображают открытую книгу)
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
(закрываем «книгу»)
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это — оленьи.
(загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)
Какое большое в лесу население!
(поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
7-я снежинка: «Расскажите о жизни растений в зимнее время года»
-Что происходит с растениями зимой (Они замедляют свой рост, засыпают)
-Какими становятся веточки деревьев? (тонкими, ломкими, хрупкими)
-Почему для деревьев очень важен снег? (веточкам под снегом тепло, они не мёрзнут)
-А какие деревья зимой не мёрзнут и стоят зелёные? (Ели и сосны)
-Почему? (Они вечнозелёные, вместо листьев у них иголки, в которых находится смола.)
-Скажите, а для чего зимой нужно подгребать снег к корням деревьев (Снег весной растает и напитает корни деревьев влагой)
8-я снежинка: «Какие зимние игры и развлечения вы знаете?»
(Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговиков)
-Какие вы знаете зимние виды спорта? (Фигурное катание, лыжный спорт, бобслей, хоккей)
-Какие вы знаете зимние праздники? (Новый год, Рождество, Масленица, День защитника Отечества)
-Скажите, что нужно делать зимой, чтобы не болеть? (Одеваться тепло, закаляться, заниматься физкультурой, принимать витамины, полоскать горло)
- А ещё можно делать профилактический массаж
Профилактический массаж
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения)
9- снежинка «Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень хорошо знаете зиму и любите её, и теперь я с радостью уступлю место ВЕСНЕ.
А за то, что вы хорошо отвечали, я хочу вас угостить!
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.