Приложение МААМ

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край — мой край»

Наталья Кондратова
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край — мой край»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Задачи: Формировать представление детей об истории своей малой Родины.

Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Знания:

1. Наша Родина – Донской край.

2. Дон – главная река казаков, она поддерживает жизнь на донской земле.

3. Донское казачество :

• трактовка термина «казак»;

Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему „Донской край — мой край“» размещена в разделах

• семейный уклад донских казаков;

• распределение трудовых обязанностей;

• типы жилищных построек, строительный материал.

4. Символы Ростовской области и Всевеликого Войска Донского :герб,гимн,печать.

5. Традиции казачьего самоуправления. Употребление в речи терминов «круг», «майдан», «атаман», «бунчук», «булава».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Уезжая из родного дома на службу казаки брали с собой её частицу в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранили на груди у самого сердца, считая,что она придаёт им сил в бою. Как вы думаете, что ценное находится в моём кисете?

Предполагаемый ответ детей: Это земля.

Воспитатель: Это не просто земля – это наша родная земля. Это наша – Родина! А кто знает, как называется земля, на которой мы живём?

П. О. Д: Донская земля.

Воспитатель: Правильно. А почему возникло такое название?

П. О. Д., Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река – Дон.

Воспитатель: Верно. И название главного города – столицы нашей области также связано с названием р. Дон. Ребята,назовите,пожалуйста, столицу Ростовской области.

П. О. Д. : Столица Ростовской области город Ростов – на – Дону.

Воспитатель: Всё правильно. Прослушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение И. Глаголева и подумайте, о чём он пишет с такой любовью и восхищением.

Ой, да ты широкий и глубокий

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон!

Ты не только тихий, плавный

И широк среди всех рек.

Дон привольный, необъятный

он наш – батюшка на век.

Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

П. О. Д. : О реке Тихий Дон.

Воспитатель: А, что вы знаете об этой реке, какая она?

П. О. Д. : Она широкая, тянется по всей нашей области. По берегам Дона расположены деревни, сёла, города.

Воспитатель: Правильно. Это очень хорошо видно на карте. Давайте проследим течение реки. Найди на карте реку Дон (Работа с картой Ростовской области). Как видите, всё в нашем краю связано с Доном. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал её и называлпо разному, но всегда ласково. Дети станем в круг и поиграем в игру «Мяч лови – бросай, на вопрос мой отвечай». Внимание, первый вопрос. Какие названия реки Дон вы слышали?

П. О. Д. : Дон Иванович, Дон – кормилец, Тихий Дон, Дон – батюшка и т. д.

Воспитатель: А почему люди так почтительно к ней относились?

П. О. Д. : Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.

Воспитатель: Дети, мы говорим люди, которые селились на Дону. А кто же эти люди?

П. О. Д. : Донские казаки.

Воспитатель: А чем занимались казаки?

П. О. Д. : Одни были воинами – защищали Родину от захватчиков. Другие занимались домашним хозяйством, сеяли хлеб, выращивали скот, строили дома.

Воспитатель: Верно, главная задача казаков – оберегать границы государства ведь термин «казак» означает «защитник», «воин».

А, как называли свои дома казаки?

П. О. Д. : Курени.

Воспитатель: Правильно, но курени были разные. (Чем они отличались друг от друга)

П. О. Д. : Одни были двухэтажные, другие одноэтажные.

Воспитатель: От чего это зависело?

П. О. Д. : От места жительства. Там где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени.

Воспитатель: А, что значит название дома – курень?

П. О. Д. : Это значит «круглый».

Воспитатель: Правильно. Но «круглый» – не значит, что само здание круглое. Просто по всему куреню можно пройти кругом, от печки, т. к. из одной комнаты выходила дверь в другую. Спасибо вам ребята, за правильные и содержательные ответы. Подойдите, пожалуйста, к макету одноэтажного куреня. Внимательно посмотрите, какой материал использовали казаки для строительства данного типа жилья.

П. О. Д. : Глину использовали для строительства стен, из дерева делали рамы для окон, двери, крыльцо, в некоторых куренях полы. Крышу крыли камышом, иногда соломой.

Воспитатель: Правильно, ребята. А, как вы думаете, легко ли было строить курени?

П. О. Д. : Нет!

Воспитатель: Поэтому, если в хуторе кто-то задумал построить курень, то на помощь приходиливсе родственники и просто желающие помочь. Глину месили ногами, а если замес был большой, то в него загоняли несколько лошадей и водили по всему замесу, т. е. месили глину.

Физминутка:

Давайте станем в круг, представим, что нас пригласили на помощь, месить глину. (Дети ходят, друг за другом, по кругу поднимая высоко колени, руки на поясе.) Ребята, казаки с ранних лет обучали верховой езде казачат. И мы превращаемся в тех наездников, скачущих верхом на лошади. (Дети имитируют верховую езду на лошади.) Настоящие казачата. Мы трудились – месили глину, учились ездить на лошадях, а теперь время отдыха. Казаки любили петь, танцевать, и мы под весёлую музыку выполним танцевальные движения.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на второй макет. Это курень более сложной конструкции. Кто сможет его описать?

П. О. Д. : Это двухэтажный курень. Первый этаж строили из камня,т. к. при разливе реки он оказывался в воде,а камень не размокал как глина,и не гнил как дерево. На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов и других вещей.

Воспитатель: Спасибо. Всё верно. То желает сделать описание второго этажа куреня?

П. О. Д. : Второй этаж строили из дерева. Он был жилой. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали. Вокруг куреня делали деревянный балкончик - «балясник». Летом на нем можно было пить чай. Удобно было закрывать ставни. Также на нем хранили лодку, на которой плавали во время разлива реки, а балясник служил причалом.

Воспитатель: Спасибо. Осталось описать последнюю часть куреня - крышу. Желающие есть?

П. О. Д. : Крышу крыли камышом, а более зажиточные казаки – черепицей, т. к. камыш легко загорался, и его очень трудно было тушить.

Воспитатель: Ребята, а в какие цвета, обычно красили свои курени казаки

Дети: В синий и жёлтый цвета.

Воспитатель: Правильно, а что символизировали эти цвета.

П. О. Д. : Жёлтый цвет символизировал - степь, а синий – воду. Воспитатель: Я предлагаю вам немного поработать малярами и строителями. Приглашаю за столы. Посмотрите, на столах вы видите цветные карандаши и отдельные части куреня. Я предлагаю их раскрасить и соединить всё в единое целое. Остаётся выяснить, в какой цвет будем красить курень, в жёлтый или синий. Казачата люб вам синий цвет?

П. О. Д. : Да, люб! Воспитатель: Решено, красим курень в синий цвет. (Дети работают.) Молодцы! Получился замечательный курень. А кто же будет жить в нашем курене? (Воспитатель показывает детям кукол одетых в казачьи костюмы).

П. О. Д. : Семья казака: Казак, казачка, мать и отец казака, дети.

Воспитатель: Я согласна. Теперь давайте распределим обязанности среди членов семьи. Кто будет нести военную службу, защищать семью и Родину

П. О. Д. : Казак, т. к. он молод и полон сил, энергии.

Воспитатель: Правильно. Чем будут заниматься жена и мать казака?

П. О. Д. : Женщины будут заниматься домашними делами: уборкой, стиркой, приготовлением пищи, воспитанием детей. Весной и осенью они будут работать в поле, а также в огороде. Зимой будут прясть шерсть, пух, вязать, вышивать, шить.

Воспитатель: Чем же будет заниматься отец казака?

П. О. Д. : Отец казака - это глава семьи. Он будет следить за взаимоотношениями в семье, улаживать различные конфликты, проблемы, ухаживать за скотиной, а также работать в поле, косить сено, заниматься ремонтом и изготовлением вещей нужных в хозяйстве.

Воспитатель: Какова роль отводилась детям – казачатам?

П. О. Д. : Мальчики помогали деду, отцу по хозяйству. С раннего возраста обучались ездить на лошади, владеть казачьим оружием – шашкой. Девочки – помогали матери, бабушке.

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно рассказали, спасибо. Ребята, мы часто слышим, что казаков называют вольными. А скажите, пожалуйста, разве казаками никто не управлял?

П. О. Д. : Управлял царь и главный казак – атаман, которого они сами избирали на кругу, на главной площади станицы – майдане на 1 год.

Воспитатель: Правильно. Там же атаману вручали символы атаманской власти, перечислите их, пожалуйста. ( Ответ детей: бунчук, булава). А вы знаете, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб, печать?

П. О. Д. : Да, знаем.

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к доске и выберите символику Всевеликого Войска Донского. (Из нескольких вариантов дети выбирают, показывают.) Ребята, посмотрите, правильно ли выбрана символика?

П. О. Д. : Да, правильно.

Воспитатель: Кто сможет описать флаг ВВД?

Дети: Флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины. Синего цвета – цвета чистого неба и чистой воды, жёлтого – цвета степи, красного – цвета крови, отваги, храбрости.

Воспитатель: Что изображено на печати?

П. О. Д. : Бегущий олень раненый стрелой.

Воспитатель: Почему, была выбрана именно эта печать казаками, ведь царь Пётр 1 предлагал им другую печать.

П. О. Д. : Казаки считали себя такими же сильными, свободными как олень, никогда не сдавшимися врагу живыми.

Воспитатель: Гербов немало есть на свете.

Но ты, наш раненый олень,

Напомнил, что твои мы дети

Пронзён стрелой наш прошлый день.

Да, нам досталась доля злая;

Стрела в нас накрепко вошла,

Но, даже мучась и страдая,

в свои мы верили дела.

Звучит гимн ВВД.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше занятие. Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня говорили.

П. О. Д. : О нашей Донской земле, о наших предках-казаках.

Воспитатель: Спасибо за беседу, а теперь я приглашаю вас в курень. Мы как одна большая семья сядем за большой стол, да откушаем пирогов, попьём узвару. Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.

Список использованной литературы:

1. И. В. Елжова

История Донского края (часть 1). Методическое пособие - Волгодонск. 2006. –

132 с.

2. И. В. Елжова

История Донского края (часть 2). Методическое пособие - Волгодонск. 2006. –

92 с.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Донская сторона. Дон-батюшка» Цели: - формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае – и адекватного понимания места человека в нем..

Проект «Славянск-на-Кубани — мой край, для меня ты просто рай!» Образовательная область. Познание,ознакомление с окружающим миром. Вид проекта. Исследовательский,информационный. Участники проекта. Дети старшего.

Автор публикации:
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край — мой край»
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 00:53
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край — мой край»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кондратова (УИ 142350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД