Наталья Кондратова
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край — мой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.
Задачи: Формировать представление детей об истории своей малой Родины.
Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.
Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.
Знания:
1. Наша Родина – Донской край.
2. Дон – главная река казаков, она поддерживает жизнь на донской земле.
3. Донское казачество :
• трактовка термина «казак»;
Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему „Донской край — мой край“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
• семейный уклад донских казаков;
• распределение трудовых обязанностей;
• типы жилищных построек, строительный материал.
4. Символы Ростовской области и Всевеликого Войска Донского :герб,гимн,печать.
5. Традиции казачьего самоуправления. Употребление в речи терминов «круг», «майдан», «атаман», «бунчук», «булава».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Уезжая из родного дома на службу казаки брали с собой её частицу в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранили на груди у самого сердца, считая,что она придаёт им сил в бою. Как вы думаете, что ценное находится в моём кисете?
Предполагаемый ответ детей: Это земля.
Воспитатель: Это не просто земля – это наша родная земля. Это наша – Родина! А кто знает, как называется земля, на которой мы живём?
П. О. Д: Донская земля.
Воспитатель: Правильно. А почему возникло такое название?
П. О. Д., Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река – Дон.
Воспитатель: Верно. И название главного города – столицы нашей области также связано с названием р. Дон. Ребята,назовите,пожалуйста, столицу Ростовской области.
П. О. Д. : Столица Ростовской области город Ростов – на – Дону.
Воспитатель: Всё правильно. Прослушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение И. Глаголева и подумайте, о чём он пишет с такой любовью и восхищением.
Ой, да ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон!
Ты не только тихий, плавный
И широк среди всех рек.
Дон привольный, необъятный
он наш – батюшка на век.
Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?
П. О. Д. : О реке Тихий Дон.
Воспитатель: А, что вы знаете об этой реке, какая она?
П. О. Д. : Она широкая, тянется по всей нашей области. По берегам Дона расположены деревни, сёла, города.
Воспитатель: Правильно. Это очень хорошо видно на карте. Давайте проследим течение реки. Найди на карте реку Дон (Работа с картой Ростовской области). Как видите, всё в нашем краю связано с Доном. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал её и называлпо разному, но всегда ласково. Дети станем в круг и поиграем в игру «Мяч лови – бросай, на вопрос мой отвечай». Внимание, первый вопрос. Какие названия реки Дон вы слышали?
П. О. Д. : Дон Иванович, Дон – кормилец, Тихий Дон, Дон – батюшка и т. д.
Воспитатель: А почему люди так почтительно к ней относились?
П. О. Д. : Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.
Воспитатель: Дети, мы говорим люди, которые селились на Дону. А кто же эти люди?
П. О. Д. : Донские казаки.
Воспитатель: А чем занимались казаки?
П. О. Д. : Одни были воинами – защищали Родину от захватчиков. Другие занимались домашним хозяйством, сеяли хлеб, выращивали скот, строили дома.
Воспитатель: Верно, главная задача казаков – оберегать границы государства ведь термин «казак» означает «защитник», «воин».
А, как называли свои дома казаки?
П. О. Д. : Курени.
Воспитатель: Правильно, но курени были разные. (Чем они отличались друг от друга)
П. О. Д. : Одни были двухэтажные, другие одноэтажные.
Воспитатель: От чего это зависело?
П. О. Д. : От места жительства. Там где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени.
Воспитатель: А, что значит название дома – курень?
П. О. Д. : Это значит «круглый».
Воспитатель: Правильно. Но «круглый» – не значит, что само здание круглое. Просто по всему куреню можно пройти кругом, от печки, т. к. из одной комнаты выходила дверь в другую. Спасибо вам ребята, за правильные и содержательные ответы. Подойдите, пожалуйста, к макету одноэтажного куреня. Внимательно посмотрите, какой материал использовали казаки для строительства данного типа жилья.
П. О. Д. : Глину использовали для строительства стен, из дерева делали рамы для окон, двери, крыльцо, в некоторых куренях полы. Крышу крыли камышом, иногда соломой.
Воспитатель: Правильно, ребята. А, как вы думаете, легко ли было строить курени?
П. О. Д. : Нет!
Воспитатель: Поэтому, если в хуторе кто-то задумал построить курень, то на помощь приходиливсе родственники и просто желающие помочь. Глину месили ногами, а если замес был большой, то в него загоняли несколько лошадей и водили по всему замесу, т. е. месили глину.
Физминутка:
Давайте станем в круг, представим, что нас пригласили на помощь, месить глину. (Дети ходят, друг за другом, по кругу поднимая высоко колени, руки на поясе.) Ребята, казаки с ранних лет обучали верховой езде казачат. И мы превращаемся в тех наездников, скачущих верхом на лошади. (Дети имитируют верховую езду на лошади.) Настоящие казачата. Мы трудились – месили глину, учились ездить на лошадях, а теперь время отдыха. Казаки любили петь, танцевать, и мы под весёлую музыку выполним танцевальные движения.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на второй макет. Это курень более сложной конструкции. Кто сможет его описать?
П. О. Д. : Это двухэтажный курень. Первый этаж строили из камня,т. к. при разливе реки он оказывался в воде,а камень не размокал как глина,и не гнил как дерево. На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов и других вещей.
Воспитатель: Спасибо. Всё верно. То желает сделать описание второго этажа куреня?
П. О. Д. : Второй этаж строили из дерева. Он был жилой. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали. Вокруг куреня делали деревянный балкончик - «балясник». Летом на нем можно было пить чай. Удобно было закрывать ставни. Также на нем хранили лодку, на которой плавали во время разлива реки, а балясник служил причалом.
Воспитатель: Спасибо. Осталось описать последнюю часть куреня - крышу. Желающие есть?
П. О. Д. : Крышу крыли камышом, а более зажиточные казаки – черепицей, т. к. камыш легко загорался, и его очень трудно было тушить.
Воспитатель: Ребята, а в какие цвета, обычно красили свои курени казаки
Дети: В синий и жёлтый цвета.
Воспитатель: Правильно, а что символизировали эти цвета.
П. О. Д. : Жёлтый цвет символизировал - степь, а синий – воду. Воспитатель: Я предлагаю вам немного поработать малярами и строителями. Приглашаю за столы. Посмотрите, на столах вы видите цветные карандаши и отдельные части куреня. Я предлагаю их раскрасить и соединить всё в единое целое. Остаётся выяснить, в какой цвет будем красить курень, в жёлтый или синий. Казачата люб вам синий цвет?
П. О. Д. : Да, люб! Воспитатель: Решено, красим курень в синий цвет. (Дети работают.) Молодцы! Получился замечательный курень. А кто же будет жить в нашем курене? (Воспитатель показывает детям кукол одетых в казачьи костюмы).
П. О. Д. : Семья казака: Казак, казачка, мать и отец казака, дети.
Воспитатель: Я согласна. Теперь давайте распределим обязанности среди членов семьи. Кто будет нести военную службу, защищать семью и Родину
П. О. Д. : Казак, т. к. он молод и полон сил, энергии.
Воспитатель: Правильно. Чем будут заниматься жена и мать казака?
П. О. Д. : Женщины будут заниматься домашними делами: уборкой, стиркой, приготовлением пищи, воспитанием детей. Весной и осенью они будут работать в поле, а также в огороде. Зимой будут прясть шерсть, пух, вязать, вышивать, шить.
Воспитатель: Чем же будет заниматься отец казака?
П. О. Д. : Отец казака - это глава семьи. Он будет следить за взаимоотношениями в семье, улаживать различные конфликты, проблемы, ухаживать за скотиной, а также работать в поле, косить сено, заниматься ремонтом и изготовлением вещей нужных в хозяйстве.
Воспитатель: Какова роль отводилась детям – казачатам?
П. О. Д. : Мальчики помогали деду, отцу по хозяйству. С раннего возраста обучались ездить на лошади, владеть казачьим оружием – шашкой. Девочки – помогали матери, бабушке.
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно рассказали, спасибо. Ребята, мы часто слышим, что казаков называют вольными. А скажите, пожалуйста, разве казаками никто не управлял?
П. О. Д. : Управлял царь и главный казак – атаман, которого они сами избирали на кругу, на главной площади станицы – майдане на 1 год.
Воспитатель: Правильно. Там же атаману вручали символы атаманской власти, перечислите их, пожалуйста. ( Ответ детей: бунчук, булава). А вы знаете, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб, печать?
П. О. Д. : Да, знаем.
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к доске и выберите символику Всевеликого Войска Донского. (Из нескольких вариантов дети выбирают, показывают.) Ребята, посмотрите, правильно ли выбрана символика?
П. О. Д. : Да, правильно.
Воспитатель: Кто сможет описать флаг ВВД?
Дети: Флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины. Синего цвета – цвета чистого неба и чистой воды, жёлтого – цвета степи, красного – цвета крови, отваги, храбрости.
Воспитатель: Что изображено на печати?
П. О. Д. : Бегущий олень раненый стрелой.
Воспитатель: Почему, была выбрана именно эта печать казаками, ведь царь Пётр 1 предлагал им другую печать.
П. О. Д. : Казаки считали себя такими же сильными, свободными как олень, никогда не сдавшимися врагу живыми.
Воспитатель: Гербов немало есть на свете.
Но ты, наш раненый олень,
Напомнил, что твои мы дети
Пронзён стрелой наш прошлый день.
Да, нам досталась доля злая;
Стрела в нас накрепко вошла,
Но, даже мучась и страдая,
в свои мы верили дела.
Звучит гимн ВВД.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше занятие. Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня говорили.
П. О. Д. : О нашей Донской земле, о наших предках-казаках.
Воспитатель: Спасибо за беседу, а теперь я приглашаю вас в курень. Мы как одна большая семья сядем за большой стол, да откушаем пирогов, попьём узвару. Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.
Список использованной литературы:
1. И. В. Елжова
История Донского края (часть 1). Методическое пособие - Волгодонск. 2006. –
132 с.
2. И. В. Елжова
История Донского края (часть 2). Методическое пособие - Волгодонск. 2006. –
92 с.