Наталья Синягина
Конспект итоговой ОД по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие с Паровозиком из Ромашково» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявление уровня коммуникативных и речевых умений выпускников ДОУ.
Задачи:
– образовательные:
овладение звуковой стороной речи: навыками звукового анализа, деления 2-3-х сложных слов на слоги, умением правильно использовать термины: предложение, слово, слог, звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, ударный гласный звук, безударный гласный звук, ударный слог, безударный слог, называть слова с заданным звуком;
выявление словарного запаса детей: использование в речи синонимов и антонимов, многозначных, обобщающих слов;
Публикация «Конспект итоговой ОД по развитию речи и обучению грамоте „Путешествие с Паровозиком из Ромашково“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
формирование грамматического строя речи: морфология – согласование существительных, числительных и прилагательных в роде, числе, падеже; словообразование – подбор однокоренных слов, образование множественного числа, синтаксис – составление простых и сложных предложений;
развитие связной речи и коммуникативных умений: овладение навыками диалогической и монологической речи, объяснительной связной речи, умениями составлять описательные и сюжетные рассказы.
– развивающие: развивать и совершенствовать речевой слух, умение догадываться о смысле незнакомых слов, творческое воображение, социальную и языковую компетентность, коммуникативные умения детей, мыслительную деятельность, самоконтроль, самостоятельность.
– воспитательные: приобщать к богатству русского языка, воспитывать интерес к значению слова, критическое и осмысленное отношение к грамматическим ошибкам, стремление к чистоте и правильности речи.
Оборудование. Плоскостное изображение паровозика, «вагончики» – схема предложения, предметные картинки, фишки для звукового анализа, «смайлики», иллюстративный материал к заданиям, мячик, мольберт, искусственные ромашки, ваза для цветов; наглядное пособие «звериная тропа», перья птиц, следы и шерсть животных, аудиозаписи гудков паровоза, музыки из мультфильма «Паровозик из Ромашкова».
Ход занятия.
1. Введение в тему занятия.
Воспитатель: занимайте свои места.
Дети садятся на стулья, воспитатель показывает детям плоскостное изображение паровозика.
Воспитатель: посмотрите, кто к нам приехал?
Дети: паровозик.
Воспитатель: Да, это Паровозик из Ромашково, он приглашает нас на экскурсию в весенний лес.
2. Основная часть.
Задание 1. Д/и «Перепутанные вагончики» (Составление предложения, разбор предложения: сколько слов, 1-слово, 2-слово, 3-слово, 4-слово, деление слов на слоги, с какой буквы начинается любое предложение, чем заканчивается предложение (знаками: .;,)
Предложение «Наступила теплая весна».
Воспитатель: посмотрите, вагончики поезда все расцеплены, чтобы поехать, надо их прицепить. Мы должны подумать, как правильно это сделать? (Прицепляем вагончики так, чтобы получилось предложение.)
Воспитатель: поезд готов к отправлению. Но готовы ли мы?
Задание 2. Д/и «Билет на поезд» (Звуковой анализ слова «весна»)
Воспитатель: чтобы сесть на поезд, нам нужны билеты. Эта поездка будет не совсем обычная, поэтому и билеты у нас будут не совсем обычные. У вас есть фишки, которые обозначают звуки.
А билетом у нас будет схема звукового анализа слова «весна». (Все работают самостоятельно, один ребенок делает анализ на доске самостоятельно. Проверка правильности выполнения задания.)
Итак, билеты готовы, мы можем отправляться! Загудел паровоз и вагончики повез.
(Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»).
Музыкальный фрагмент заканчивается, воспитатель приглашает детей встать со своих мест и подойти к мольберту с изображением лесного пейзажа.
Задание 3. Д/и «Почемучка» (Составление сложных предложений, используя союз потому что, на основе иллюстративного материала.)
Воспитатель: Мы доехали до леса. Скажите кто мы в лесу: гости или хозяева?
– Гости.
– Повторяем правила поведения в лесу. Мы знаем, что предложения бывают длинные и короткие. Мы будем придумывать длинные предложения используя союз "потому что". (Повторение правил поведения в дикой природе.)
Задание 4. Д/и «Следопыт» (Словообразование притяжательных прилагательных от существительных с использованием суффиксов). Дети идут по тропинке, на которой лежат птичьи перья, клочки шерсти, нарисованы следы животных.
– Чье перо? (Перо птицы – птичье).
– Чей след? (След зверя (волка, лисы, зайца)– звериный, (волчий, лисий, заячий).
– Чья шерсть? (Волчья).
Задание 5. Д/и «Назови ласково!» (малоподвижная игра с мячом) (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.)
Воспитатель: да, дети, весна – это тёплое, ласковое солнышко, зеленеющая травка, набухающие почки и звонкие птичьи песни! Люди становятся веселее, добрее. Так давайте и мы с вами будем ласковыми и поиграем в игру «Назови ласково». Готовим руки, внимательно слушаем. Я бросаю мячик, называю слово, вы бросаете мячик мне, называете слово в уменьшительно-ласкательном значении.
Ручей – ручеёк, льдина – льдинка, лист – листочек, трава – травка, травушка, пень – пенёк, лес – лесок, луг – лужок, дерево – деревце, солнце – солнышко, почка – почечка, лужа – лужица, проталина – проталинка.
Воспитатель: давайте сядем на пенечки и понаблюдаем за лесными животными.
Задание 6. Д/и «Кто в лесу живет?» (Активизация словаря) Работа с иллюстрациями «Заячья семья», «Медвежья семья», «Ежиная семья», «Лисья семья».
– Назвать членов семьи: взрослых животных и их детенышей.
– Согласование существительных с числительными. (Один лисенок, два лисенка)
Гимнастика для глаз «Бабочка прилетела» (Искусственная бабочка закреплена на конце указки)
Спал цветок (глаза закрыты,
И вдруг проснулся (моргание глазами,
Больше спать не захотел (следят глазами за полетом бабочки).
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Полетаем вместе с ним,
Последим глазами,
Красоту родной природы
Мы увидим сами!
Задание 7. Д/и «Придумай слово» (Образование сложных слов при помощи слияния двух основ с опорой на иллюстративный материал)
У зайца короткий хвост – заяц короткохвостый
У зайца длинные уши –заяц длинноухий.
У орла длинные крылья – орел длиннокрылый.
У дятла красная голова – красноголовый дятел.
У журавля длинные ноги – длинноногий журавль.
Задание 8. Д/и «Скажи правильно!» (Согласование существительных и прилагательных в падеже – неоконченное предложение)
Под кустиком прячется… маленький зайчонок.
Мама Зайчиха любит … маленького зайчонка.
Мама помогает прятаться … маленькому зайчонку.
Хитрая лиса видит … маленького зайчонка.
Мы любуемся … маленьким зайчонком.
Писатель рассказал … о маленьком зайчонке.
Задание 8. Д/игра «Собери букет!» (Согласование существительных с числительными)
Воспитатель: дети, посмотрите, кто-то сорвал ромашки и бросил на поляне. Как мы можем хоть немного продлить им жизнь?
– Надо их собрать и поставить в вазу с водой. Будем собирать цветы в букет.
– Мы можем подарить их Паровозику, он очень любит ромашки.
Воспитатель: обычно дарят нечетное количество цветов. Какие мы знаем нечетные числа в промежутке от 1 до 10? (1,3,5,7,9) Каждый по очереди берет свою ромашку, несет цветок в вазу и говорит сколько стало цветов в вазе.
– Одна ромашка.
– Две ромашки.
– Три ромашки.
– Четыре ромашки.
– Пять ромашек и т. д.
Возвращение в группу. (Аудиозапись «Гудки паровоза»)
Воспитатель: А теперь снова в путь. Нас зовет Паровозик, он не хочет опаздывать. Отправляемся в наш детский сад. Занимаем свои места. Никто, не потерялся в лесу, никого мы не забыли? (Аудиозапись «Гудки паровоза, стук колес»)
Мы прибыли в детский сад. Подарим паровозику букет и попрощаемся с ним.
Понравилось наше путешествие, хорошо весной в лесу?
3. Подведение итогов ОД.
Воспитатель: давайте мы еще раз вспомним, каких животных мы видели в лесу. Я подготовила для вас игру «Угадай животное!».
На карточках вразброс написаны буквы, дети должны составить из них название дикого животного. Можно соединить буквы друг с другом фломастером стрелками.
(Медведь, белка, лиса, заяц)
Рефлексия.
–Дети, у вас на подносах лежат смайлики, они разные. Посмотрим, чем они отличаются?
–Желтые смайлики улыбаются, синие – задумчивые.
– Если вам сегодня все понравилось на занятии, вы легко выполняли задания, правильно отвечали на вопросы, то поднимите желтый смайлик, если какие-то вопросы и задания вызывали у вас затруднения и вам есть над чем подумать, то синий.
Литература:
1. Журова, Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. / Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова, Н. В., Невская Л. Н. – М. : «Школа-Пресс», 1999. – 142 с.
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга».
3. Рудик, О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
4. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. – 3-е изд. Дополн. / Ушакова О. С. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 272 с.