Вера Семенова
Конспект комплексного открытого занятия в старшей группе детей с ЗПР «Весеннее пробуждение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного открытого занятия.
Тема: «Весеннее пробуждение»
Старшая группа (ЗПР)
Цель: закрепление представлений о весне и ее приметах.
Коррекционно-образовательные задачи: актуализация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи; совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).
Публикация «Конспект комплексного открытого занятия в старшей группе детей с ЗПР „Весеннее пробуждение“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи; фонематических представлений; мышления; артикуляционной, тонкой и общей моторики; координация речи с движением; развитие умения складывать из бумаги птицу (баклана).
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков самостоятельности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: аудиозапись Грига «Утро», игрушечное солнце; картинки с изображением солнца, медведя, бабочек, перелетных птиц, зайца, ручейков, подснежников, травы; магнитная доск с магнитами; прямоугольники для выкладывания предложений, точки; костюм ласточки; разрезные картинки изображением ласточки; квадраты из цветной бумаги; баклан, сделанный из бумаги; озеро с рыбками, сделанные из бумаги.
Литература:
1 Авторы-составители: Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. Оригами и аппликация/ Авт. -сост. : Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. – СПб. : ООО «Издательство «Кристалл»»; 1998. – 304с., ил.
2 Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352с.
Ход занятия
Учитель-дефектолог:
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла.
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну вставай, медведь! –
На веточку дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
(«Весна» К. Кубилинскас)
Дети, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы детей.
Правильно, ребята. Сегодня мы вспомним приметы весны. Но прежде чем начать наше занятие, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются.
А теперь скажем друг другу ласковые слова, чтобы поднять себе и своим друзьям настроение, передавая при этом вот это солнышко по кругу из рук в руки.
Дети передают друг другу солнышко и говорят комплименты : «Света, у тебя замечательная улыбка», «Таня, у тебя красивые глаза» и т. д.
Прекрасно, посмотрите, сразу после таких слов засияло солнышко, заблестели наши глазки. Подходите к столам, но не садитесь. Я каждому из вас скажу слово, а вы должны «прохлопать» его и определить количество слогов в данном слове.
Солнышко.
Ребенок: Сол-ныш-ко. В слове «солнышко» три слога.
Учитель-дефектолог: Молодец, садись.
Такая же работа проводится со словами: весна, сосулька, капель, ручей, подснежник, грач, ласточка, насекомое, лужа, почка, проталинка.
А теперь, ребята, давайте составим картину весны. Каждому из вас я дам изображение какого-либо предмета или явления, а вы должны будете составить предложение и повесить картинку на доску.
Дети составляют простые предложения типа: «Ярко светит солнышко», «Зазеленела травка», «Появились первые подснежники», и вешают с помощью магнитов картинку на доску.
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята. Посмотрите, какая красивая картина весны у нас получилась.
А теперь давайте выложим перед собой предложения, которые я буду называть. Чем мы с вами обозначаем слова?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Слова мы обозначаем прямоугольником. Покажите прямоугольник, который показывает нам, что слово в предложении Найдите ее у себя на столе.
Итак, первое предложение. Пришла весна.
Дети выкладывают перед собой данное предложение.
Учитель-дефектолог: Сколько слов в этом предложении?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Какое первое слово?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Какое второе слово?
Ответы детей.
Такая же работа проводится со следующими предложениями: Прилетели первые перелетные птицы. Заяц меняет шубку. Проснулся бурый медведь. Запорхали бабочки.
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте немного отдохнем. Скажите, кто просыпается весной?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: да, весной просыпаются не только медведь да ежик, но и различные насекомые. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику про насекомых.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(дети машут ладонями)
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(на каждое название насекомого загибают один пальчик)
Как фонарики глаза.
(делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
От усталости упали.
(опустили руки)
(Н. Нищева)
Учитель-дефектолог: Ну, немножко отдохнули, а теперь отгадайте мою загадку.
Прилетает к нам весной,
Путь проделав длинный.
Строит дом под чердаком
Из травы и глины.
Ответы детей.
Появляется воспитатель в костюме ласточки.
Ласточка: Здравствуйте, дети.
Дети здороваются.
Ласточка: Я прилетела к вам из теплых краев вместе с весной. А вы знаете какие-нибудь стихотворения о весне?
Дети читают стихотворения для ласточки.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(«Весна» И. Токмакова)
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу проталинки.
(Н. Нищева)
Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась верба.
(Н. Нищева)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
(Е. Карганова)
Ласточка: Какие вы молодцы, сколько знаете! А хотите со мной поиграть?
Дети с ласточкой играют в подвижную игру «Веснянку»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей,
(бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
(«Летят» по кругу)
А сугробы тают, тают,
(медленно приседают)
А цветочки подрастают.
(тянутся на цыпочках, руки вверх)
(Н. Нищева)
Дети с ласточкой делают упражнение «Клен».
За окном сосулька тает,
(дети прыгают)
Ветер тучи рвет в клочки.
(руки вверх, наклоны туловища в стороны)
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки.
(дети сжимают - разжимают кулачки)
Прислонился он к окошку.
(прыжки)
И едва растает снег,
(приседания)
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.
(поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые руки - рукопожатие)
(С. Коган)
Учитель-дефектолог: Ласточка, наши дети хотят сделать тебе подарок. Сейчас я раздам им разрезные картинки, а они тебе соберут из них подружек – ласточек.
Дети собирают из картинки с изображением ласточки, разрезанные на 4 части.
Ласточка: Молодцы, ребята. Все справились с этим заданием. А каких еще вы знаете перелетных птиц?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Давайте сегодня сложим из бумаги баклана. Посмотрите, какой он красивый (показ образца).
«Бакланы – птицы, похожие на пеликанов. Питаются они рыбой, живут и вьют гнезда возле больших водоемов. На зимовку бакланы улетают в теплые страны и только лишь в самых южных районах нашей страны остаются на своих местах.» (1; 224)
Дети поэтапно с помощью педагогов складывают баклана, звучит аудиозапись Грига «Утро».
Учитель-дефектолог: Давайте посадим наших бакланов на озеро, чтобы они полакомились рыбкой.
Дети сажают бакланов на озеро с рыбой, сделанных из бумаги заранее.
Учитель-дефектолог: Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам больше всего понравилось делать сегодня?
Ответы детей.
Ласточка: Дети, а мне очень понравилось, как вы занимались, как читали стихи, как отвечали на вопросы. Я хочу вас поблагодарить за это занятие и угостить вас конфетами.
Ласточка угощает детей и гостей конфетами.