Оксана Журавлева
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебная коробочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебная коробочка»
Цель: создание условий для формирования исследовательской деятельности, развития познавательных способностей детей
Задачи:
Публикация «Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Волшебная коробочка“» размещена в разделах
Образовательные:
познакомить с созданием хлопчатобумажных нитей и тканей;
формировать представление о свойствах ткани (прочная, не рвется, мягкая, мнется);
формировать умение фиксировать результат экспериментирования;
поддерживать интерес к происхождению вещей.
Развивающие:
развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
расширять словарный запас, развивать связную речь детей.
развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать уважение к человеку труда.
Оборудование: платок, хлопчатобумажная ткань, подносы, ветка и коробочки хлопка, лупы, презентация, алгоритмы, таблицы для зарисовки результатов, цветы для рефлексии.
Ход НООД:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наш платочек голубой». Участники игры образуют большой круг, передают платочек по кругу, поют песню.
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
У кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.
- С каким предметом мы играли?
- Из чего сделан платок?
- Из чего делают ткань? (не знаем)
- Как же узнать из чего делают ткань? (ответы детей)
- Я предлагаю позвонить на фабрику, и узнать из чего делают ткань. «Звоню» на фабрику и мне отвечают – из хлопка.
- Что такое хлопок? Как узнать? Спросить у вас.
- Показываю ветку хлопчатника, дети рассматривают, трогают хлопок. На что похож хлопок? (на вату) Как появляется эта вата на хлопчатнике и как из нее делают ткань, посмотрим в презентации (садятся на стулья).
Показ презентации
2 слайд
- Хлопок произрастает в странах, в которых жаркое лето, например –Таджикистан. Цветок хлопка цветет только один день, изменяя свой цвет: утром-белый, днем-розовый, вечером-красный. После цветения появляются плоды, похожие на маленькие зеленые коробочки. Внутри коробочки есть семена, покрытые белым, мягким пушком. Пушок растет быстрее коробочки, ему становится внутри нее тесно, тогда коробочка раскрывается, и пушок продолжает расти.
3 слайд
- Вот так выглядит хлопковое поле.
4 слайд
Осенью начинается сбор хлопка. Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа. Из каждой коробочки надо выдернуть пушок и положить его в корзину.
5 слайд
- Теперь это делает хлопкоуборочный комбайн.
6 слайд
- Хлопкоуборочный комбайн не только собирает хлопок, но и упаковывает его в тюки.
7 слайд
- Затем эти тюки везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают.
8 слайд
- Получается вот такая вата.
9 слайд
Из такой ваты делают нити
10 слайд
- А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Сначала ткут из ниток однотонное полотно.
11 слайд
- Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.
- Вот так и производят хлопчатобумажную ткань из хлопка.
12 слайд
- Уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей. Из хлопчатобумажной ткани можно сшить постельное бельё, футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.
Динамическая пауза.
- Выйдем с вами в хлопковое поле.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклонят хлопок так —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)
- Через поле мы прошли и в лабораторию пришли. Подходят к столам, где на подносах лежат хлопковые коробочки.
- Давайте попробуем себя в роли сборщиков хлопка – отделите хлопок от коробочки. Теперь в хлопке найдите семя. Из этого семя и растет вата. Сейчас давайте попробуем спрясть из хлопкового волокна нить.
Переходят к другому столу, на котором лежат ткань и лупы, присаживаются за него.
Эксперименты с тканью.
- Мы с вами находимся в лаборатории, и я вам, как ученым, предлагаю определить, какими свойствами обладают ткани из хлопка. В этом нам помогут алгоритмы.
Алгоритм 1
- Что изображено в этом алгоритме? (ткань и лупа)
- Что вы можете сделать по этому алгоритму? (рассмотреть ткань через лупу)
Рассматривают ткань через лупу.
Вывод: ткань состоит из ниток, переплетенных между собой.
Алгоритм 2
- Что изображено в этом алгоритме? (рука и ткань)
- Что вы можете сделать по этому алгоритму? (смять, определить на ощупь – мнется, мягкая)
Можно мятую ткань снова сделать прежней? (если ткань прогладить утюгом, она станет прежней)
Вывод: ткань – мягкая, мнется, если ее погладить утюгом, она станет прежней.
Алгоритм 3
- Что изображено в этом алгоритме? (рука, ткань и стрелка на ткани)
- Что вы можете сделать по этому алгоритму? (потянуть ткань в разные стороны)
Вывод: ткань прочная, не рвется.
После каждого эксперимента зафиксировать результат в таблицу.
По заполненной таблице подводят итог о свойствах ткани.
- Ребята, скажите, из какого растения делают ткань?
- Какие вещи можно изготовить из ткани, сделанной из хлопка?
- Оцените занятие : красный цветок – узнал много нового, было интересно, розовый - было интересно, но кое-что непонятно, белый – многое осталось непонятным, было неинтересно.
- Предлагаю сейчас разойтись по группе и найти вещи, сделанные из х/б тканей.