Папки-передвижки

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие в подводный мир»

Тамара Сергеевна Черентаева
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы

«Путешествие в подводный мир»

(знакомство с Дальневосточным морским заповедником)

Программное содержание: Познакомить с обитателями подводного мира Японского моря. Выяснить особенности их строения и образа жизни. Подчеркнуть богатство и многообразие растительного и животного мира японского моря. Воспитывать в детях чувство восхищения природой и желание ее сохранить.

Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах

Пособия. Фото: панорама берега в одном из живописных уголков морского заповедника; раковины гребешка, мидии, засушенные морские звезды, ежи. Краб камчатский. Панорама подводного мира Японского моря.

Ход занятия

- Ребята, а вы любите море?

- Почему?

- А никто из вас не пытался в течение нескольких минут посидеть на берегу моря, помолчать, посмотреть внимательно на волны и послушать их шепот?

Море, как добрый волшебник, притягивает к себе.

- Давайте представим, что мы с вами сидим на берегу моря. Садитесь поудобнее, закройте все глаза. Посидим тихо и послушаем еще раз, как шумит море, бьются волны о скалы. (Вступление к опере «Садко» - Море авт. Н. Римский-Корсаков)

- А теперь подойдите ко мне и посмотрите на эту цветную фотографию, на ней изображен уголок морского заповедника, который находится в заливе Петра Великого. Что вы видите на ней? (ответы детей)

- Море всегда привлекает нас своей красотой, своими тайнами, которые скрыты в ее глубинах. О море написано много песен, стихов.

Ребенок читает стихотворение «Море» :

Вот какое море

Без конца и края,

На песчаный берег

Волны набегают.

Перестанет ветер

На море сердиться,

Станет видно, кто там

В глубине таится.

- Ребята, а вы хотите побывать на морском дне и увидеть тех, кто там живет?

- Давайте прямо сейчас отправимся с вами, ребята, в подводное путешествие в морском заповеднике. Но сначала скажите, что такое заповедник? (ответы детей)

- Что нам нужно для такого путешествия? (маска, ласты, акваланг. А сейчас вода холодная, еще и гидрокостюм)

- Пойдемте на берег, там приготовили для нас снаряжение. (ребята имитируют надевание подводного снаряжения и заход в море)

- Помните, что мы с вами в морском заповеднике, на морском дне видите себя осторожно, не наступите ногами на морских обитателей.

Путешествие началось.

(вальс «Над волнами» авт. И. Розас)

- Смотрите, мимо нас скользят какие-то парашютики.

Дети: это медузы.

- Медузы бывают разные: одни меньше мухи, другие – истинные великаны.

Что это у медузы? (Купол)

- На что похож купол? (На зонт)

- Купол у медузы студенистый, прозрачный.

- Давайте подставим ладошку и поймаем медузу. Какая она? (Холодная, скользкая, вся дрожит, как кисель)

- А почему моей ладошке щекотно? (На щупальцах у медуз есть присоси, которыми она и щекотит)

- Давайте отпустим медуз, пусть они плывут.

Смотрите мимо нас проплывают еще медузы, но они какие-то необычные. Кто это? (Это медуза – крестовик, ее легко отличить от других по рисунку на куполе виде креста. Живет она на небольшой глубине в тихих бухтах с зарослями морской травы - зостеры)

- Большую часть суток крестовик висит на листьях подводной растительности, подстерегая мелких рачков.

Ребенок читает стихотворение «Медуза» :

Кочует солнце в глубине

Пролива Лаперуза

На полыхающей волне

Колышется медуза.

Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна.

Вода синей –

Она синей.

Вода светла –

Она бела.

Лишь тронь – дрожит,

Возьмешь – скользит.

Куда волна, туда она!

- А почему медуза «крестовик» опасна для людей? (У нее на щупальцах пузырьки с ядом, которые лопаются при соприкосновении с кожей человека. Яд, попадая на кожу, вызывает сильный ожог, человек задыхается, ему необходимо обратиться к врачу)

- А кто это такой симпатичный ползет по дну? (то морская звезда)

- Правильно, это Амурская звезда. Давайте посадим ее к себе на ладонь. (Дети берут засушенных морских звездочек и садят к себе на ладошку)

Звезда нас совсем не боится и смело ползет по ладони.

- А какое ощущение вы испытываете? (Щекотно)

- Чем же она нас щекочет?

Оказывается есть у морской звезды на лучиках ножки-присоски, с помощью которых она передвигается.

Давайте ее теперь отпустим и посмотрим, куда она поползет. Ползет звезда очень медленно, выдвигая вперед один лучик.

Пока она ползет, ребенок читает стихотворение:

… Она ползет,

Она сосет,

Она грызет,

Заглатывая везде

Своих товарок по воде!

И тишь вокруг… и ни следа…

Какая странная звезда!

- Посмотрите дети, к кому подползла морская звезда? (К гребешку)

Перед ребятами две створки гребешка.

_ Кто такой гребешок? (Это морской моллюск, который живет в двустворчатом домике - ракушке)

- А как гребешок передвигается? (Скачками)

Захлопывая сворки, гребешок выталкивает воду через специальные отверстия, и так скачками передвигается по дну. Но стоит ему зазеваться и звезда тут как тут. Крепко она «обнимает» домик моллюска и начинает раздвигать створки. И так часа 3-4, пока не устанет мускул - замыкатель гребешка. Как только гребешок устанет сопротивляться, звезда фиксирует положение приоткрытых створок, выбрасывает из центрального отверстия свой желудок и переваривает моллюска в его собственном домике.

В давние времена ловцы гребешка пытались бороться с этим коварным морским хищником, разрывая звезд пополам, но их становилось еще больше. Оказывается, звезды способны восстанавливать утраченные части тела. Из каждой половинки разорванной звезды вырастает новая звезда.

(Ребенок читает стихотворение «Гребешок и звезда»)

Ракушка – домик гребешка,

Он сворки приоткрыл слегка,

Как будто ждет к себе гостей,

И вдруг захлопнул поскорей.

Ракушка – домик – прыг и нет.

Ему напрасно смотрит вслед

Звезда морская: за вершок

Ее почуял гребешок.

Кстати, любит звездочка полакомиться и другой морской двустворкой – Мидией.

(Ребята рассматривают раковины мидии)

- Ребята, а какой снаружи и какой изнутри домик мидии?

Мидия – ракушка, лаковое брюшко…

«Брюшко» у мидии действительно необыкновенное. Внутренняя часть раковины выстлана слоем перламутра. И если вам повезет, можете найти в таком домике – чемоданчике небольшой перламутровый шарик серого цвета – жемчужину.

А теперь дальше в путь!

Попали мы с вами в настоящий подводный лес. Зеленые, красные, бурые водоросли переплетаются так, что сквозь них трудно пробраться. В этом подводном лесу мы с вами можем и перекусить. Смотрите, какая широкая плотная зелено-бурая водоросль. Это морская капуста – ЛАМИНАРИЯ.

- Нравится она вам?

Она очень полезна для здоровья человека, лечит многие заболевания.

А теперь давайте мысленно раздвинем морские водоросли.

На камушке сидит ёж!

- Правильно. Только не лесной, а морской.

- А вот этого не трожь!

Хоть морской, а все же еж!

Он лежит себе молчком,

Иглы острые торчком.

Полежит, да как уежит!

Даже йод вам не поможет.

(Перед ребятами высушенные морские ежи. Они берут их в руки, трогают)

Хотя еж и брат морской звезды, последняя с ним не церемонится, запросто может съесть. Поэтому не зря ежи сплошь утыканы иголками: хоть и слабая, но все же защита.

- А кто это показался из-за камней?

(Краб камчатский)

- Вы ели мясо КРАБА?

В Японском море обитает много разных видов краба. Но самое вкусное мясо у краба камчатского. Краб растет очень медленно: 1-2 недели во время линьки. Краба часто называют «санитаром» моря, так как он поедает остатки погибших растений и животных.

- Ребята, вы, наверно, заметили, что все морские обитатели не похожи друг на друга, они разные. Давайте представим, что каждый из вас превратился в какой-нибудь морской организм. И начинается представление.

(Вниманию детей предлагается игра «Море волнуется» - звучит Вальс «Дунайские волны»)

- Ну, что устали плавать? Замерзли? Пора и домой возвращаться. (Ребята «выходят» на берег, снимают морское снаряжение)

2 часть

Дети отражают свои впечатления об увиденном в рисунках.

( Звучит музыка три чуда: «Белка», «Богатыри», «Царевна-Лебедь» Н. Римский-Корсаков)

В заключении рассматривается общая картина «Подводного царства», составленная из рисунков детей.

Литература:

1. «Путешествие по родному краю», М. В. Маркина;

2. «Кто такой? Что такое?», том 1, стр. 237;

3. Энциклопедия для детей. (Биология);

4. «Заповедники Приморья», Р. В. Дормидонтов, А. Г. Маточкин;

5. Журналы «Юный натуралист», №7, №11.

Публикации по теме:

План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября 2013 года План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября.

Экологическое занятие «Знакомьтесь, Воронежский заповедник»Экологическое занятие «Знакомьтесь, Воронежский заповедник» Цель занятия. 1. Познакомить детей с Воронежским заповедником ;формировать ответственное и бережное отношение к родной природе, воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие в подводный мир»
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 02:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие в подводный мир»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Сергеевна Черентаева (УИ 279937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД