МААМ-картинки

Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»

Ольга Терешкина
Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»

Конспект комплексного занятия

«Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»

ГБОУ Школа № 982 дошкольное отделение № 3 ЮАО.

Музыкальный руководитель Терешкина О. Л.

Программное содержание:

Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.

Публикация «Конспект комплексного занятия „Зима в творчестве композитора П, И, Чайковского“» размещена в разделах

Учить различать настроения музыки, средства выразительности, изобразительность музыки, находить сходные и различные по настроению образы в других видах искусства. Побуждать детей к элементам импровизации в движениях, в игре на детских музыкальных инструментах.

Активизировать речь детей, пополнять словарь новыми словами: музыка таинственная, сказочная, загадочная, тревожная…

Развивать у детей чувство прекрасного в природе, музыке.

Прививать детям интерес к классической музыке, воспитывать умение слушать и понимать музыку.

Предварительная работа:

слушание музыки композитора П. И. Чайковского, беседы по репродукциям картин о зиме, разучивание стихов.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь» из фортепианного цикла «Времена года». Дети входят в зал и свободно располагаются.

Зал оформлен под зимнюю лесную поляну.

М. Р. /музыкальный руководитель/:

Добрый день, друзья! Вновь вас встречает музыка. МУЗЫКА – это огромный волшебный мир. Мир звуков, на первый взгляд, может, непонятный, но вслушайтесь и услышите то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… А, может, это сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнца. Да, музыка – это целый мир, где соседствует природа, ожившие герои сказок и мы с вами.

Тихо – тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном!

И раздвинулись вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Плывут звуки речкой пенной,

Тихо дремлет лес и луг …

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой!

Вслед за нею можем сразу

В дальний путь пуститься мы,

Побывать в гостях у сказок,

У весны среди зимы …

Тихо – тихо рядом сядем.

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде:

В разноцветном, расписном! /К. Ибряев/

М. Р. :

Музыка, встретившая нас сегодня, уже знакома и понятна вам. - Как называется эта пьеса?

- Какое настроение вызвала музыка у вас?

Ответы детей.

М. Р. :

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского. Его музыка понятна каждому человеку: ведь Чайковский языком музыки рассказывал о нашей Родине, о русской природе. Прекрасны все времена года. Но сей- час зима, и не случайно наш музыкальный зал превратился в зимнюю полянку. Многие русские поэты, живописцы, композиторы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски.

Давайте и мы поговорим о зиме: послушаем музыку, вспомним стихи, полюбуемся картинами о зиме.

М. Р. :

Зима … Какая она?

Какими красками художница – зима рисует зиму?

Ответы детей.

Входит ЗИМА:

Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!

Дети водят хоровод «Здравствуй, гостья Зима!» р. н. песня.

ЗИМА:

Я – великая волшебница ЗИМА могу раскрыть вам волшебную тайну звуков. Слушайте, и музыка унесёт вас далеко – далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, об-ходящего свои владения, его холодное дыхание коснётся и вас… Слушайте!

ЗИМА ходит по залу, зажигает свечи.

ЗИМА:

Сейчас я превращу вас в снежинок.

/ЗИМА берёт волшебную палочку, взмахивает ею. /

Звучит «Вальс снежных хлопьев» муз. П. И. Чайковского.

ЗИМА:

О чём рассказала нам музыка? Какая была зима в это пьесе? Что вы услышали?

Ответы детей…

ЗИМА:

Правильно! Мы как бы побывали с вами в заснеженном лесу. Услышали как начинается буря: вот первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует всё сильнее, сильнее и, вдруг, бросает нам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже всё кругом занесено белым пушистым снегом! Вьюга улеглась. Деревья стоят, словно, зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба /рассказ идёт на фоне музыки/.

ЗИМА:

Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? Давайте попробуем соединить краски музыки с красками живописного полотна: они удивительно дополняют друг друга!

Дети рассматривают репродукции картин: «Февральская лазурь» Грабарь, «Волшебница зима», «Иней» Н. Кузнецова.

ЗИМА:

Не хватает только красивых, выразительных, поэтических слов. Может быть кто-то вспомнит стихотворение, подходящее к этой картине?

Дети читают стихи:

«Белая берёза» С. Есенин, «Под голубыми не-бесами…» А. С. Пушкин, «Встреча зимы» Н. Никитин.

ЗИМА:

Как красиво в лесу. Попробуйте представить зимний день, один из многих, которыми живёт лес.

М. Р. :

Целую долгую декабрьскую ночь в лесу царствовал мороз. Он сковал льдом реки, укрыл землю пушистым снежным покрывалом …

Этюд – пантомима «Мороз и солнце».

Звучит «Вальс» муз. П. И. Чайковского из «Детского альбом». Дети выполняют движения в соответствии с характером и частями музыки.

ЗИМА:

Новые пейзажи рождают новую музыку, послушайте.

Звучит фрагмент симфонии «Зимние грёзы» муз. П. И. Чайковского.

М. Р. :

О чём нам рассказывает музыка? Что вы услышали и пред-ставили?

Ответы детей.

ЗИМА:

Выберите картину и вспомните стихотворение, подходящее к этому образу зимы.

Детям предлагается репродукция картин «Восход солнца» и «Зимний пейзаж» И. Грабарь.

Дети вспоминают и читают стихи «Пришла, рассыпалась…» А. С. Пушкин, «Не ветер бушует над бором …» отрывок из поэмы «Мороз Красный нос» Н. Некрасова.

ЗИМА:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя … /А. С. Пушкин/

Танец «Зимы и снежинок» /звучит вальс/.

ЗИМА:

Я очень люблю вас, дети, и стараюсь доставить вам радость зимними забавами: играми в снежки, катанием на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «На тройке» /из фортепианного цикла «Времена года»/.

Детский оркестр - дети импровизируют на музыкальных инструментах: колокольчиках, металлофонах, ксилофонах, ложках, бубнах. Стараются показать широту русских просторов, передать цокот копыт, лёгкость и искристость снега на полях … в определённый момент звучания той или иной части музыки.

ЗИМА:

Композитор передаёт в музыке ритм скачущей тройки. Мы как бы слышим её издалека – музыка звучит сначала тихо, приглушённо; затем тройка приближается – музыка становится громче, отчётливее слышен стук копыт. Постепенно тройка удаляется – музыка затихает, и вот тройки уже совсем не видно …

ЗИМА:

На каком инструменте была исполнена эта пьеса?

Дети:

Фортепиано!

ЗИМА:

Вышел месяц молодой,

Зажёг звёзды чередой …

И пришла пора прощаться,

Хоть и жаль нам расставаться …

Стихает музыка, погасли свечи …

До новой встречи!

До новой встречи! /О. Котова/

М. Р. :

Вот она какая – красавица русская зима! Образ её останется у вас в памяти: то яркой, нарядной, сверкающей, то – суровой, притихшей, затаившейся перед снежной бурей. Сегодня мы с вами вспоминали стихи о зиме прекрасных поэтов А. С. Пушкина, Н. Некрасова, И. Никитина, С. Есенина. Обращались к живописным картинам художников Е. Кустодиева, К. Гона, И. Грабаря. Слушали замечательную музыку только одного композитора – П. И. Чайковского.

М. Р. :

Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами – поэзией, стихи – с картинами – живописью, и всё это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И всё это – музыка! Музыка звуков, стихов, красок!

Музыка – это всё прекрасное, что окружает нас.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Балет П. Чайковского «Щелкунчик» Цель: Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского. Задачи: - Прививать любовь к его творчеству. - Воспитывать.

Фоторепортаж «Как «Детствоград» композитора встречал»Фоторепортаж «Как «Детствоград» композитора встречал» Сегодня наш детский сад встречал настоящего композитора, который пишет песенки и музыку для детей! Композитор приехал к нам из Мурманска.

«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Тема проекта:«Волшебница - зима в творчестве художников, композиторов и поэтов»2. Актуальность: Дошкольный возраст.

Конспект комплексного занятия «Любимые игрушки» Проблема: «Поможем любимым игрушкам». Игровая мотивация: «Оказать помощь игрушкам, попавшим в беду». Цель: развивать наглядно-действенное.

Конспект занятия с использованием нетрадиционных форм в художественном творчестве. Печатание сжатой бумагой «Снеговик» Непосредственная образовательная деятельность Образовательная область «Художественное творчество» Раздел: «Рисование». Использование.

Конспект комплексного занятия «В гостях у сказки» Конспект комплексного занятия по образовательным областям «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «В гостях у сказки».

Конспект комплексного занятия «Чудеса в лесу» Конспект комплексного занятия в группе раннего возраста. Тема: «Чудеса в лесу» Программное содержание: Цель: развитие у детей познавательного.

Конспект комплексного занятия «Рисуем транспорт»Конспект комплексного занятия «Рисуем транспорт» Цель занятия: 1. Продолжать знакомить детей с многообразием видов городского транспорта, его назначением и ролью в жизни города. 2. Учить.

Конспект занятия «Отражение времен года в творчестве А. Вивальди для детей» КОНСПЕКТ интегрированного занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ОТРАЖЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ВИВАЛЬДИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» (интеграция.

Исследовательский проект «Творчество чувашского композитора Л. В. Чекушкиной» Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию свою новую публикацию о жизни и творческом пути современного чувашского композитора Лолите Васильевне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»
Опубликовано: 7 октября 2018 в 12:52
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД