Анастасия Владимировна Смокачева
Конспект консультации для родителей «Наблюдательность детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема консультации: «Наблюдательность детей среднего дошкольного возраста»
Место проведения: группа детского сада
Цель консультации: повышение педагогической компетенции родителей; расширять имеющиеся представления родителей о наблюдательности детей.
Методы и приемы (направленные на решение поставленных задач): словесные (беседа, вопросы, объяснение); наглядные (памятка); практические (игровое упражнение).
Оборудование: памятка, картина для теста «Спальня в Арле» (Ван Гог)
Публикация «Конспект консультации для родителей „Наблюдательность детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Краткий тезисный план консультации
1. Организация
-мотивация
-Здравствуйте, дорогие родители. Хотелось бы начать нашу консультацию со слов великого педагога, писателя и учителя К. Д. Ушинского: «Чтобы образовать обширный и сильный ум, должно много наблюдать и думать». Как вы думаете, о чем это высказывание? (о том, чтобы развивать себя, свой ум, нужно быть наблюдательным и подмечать детали, рассуждать и думать)
-целеполагание
-Вы правы. Сегодняшняя тема консультации «Наблюдательность детей среднего дошкольного возраста». Я расскажу вам, что это такое, важность наблюдательности в жизни ребенка и то, чему она способствует, поделюсь играми, способствующими развитию наблюдательности.
2. Актуализация знаний
-Давайте побеседуем. Что такое наблюдательность? (способность подмечать свойства и особенности предметов и явлений)
-Зачем она нужна? (расширение кругозора)
-Как проявляется наблюдательность у детей? (ребенок акцентирует свое внимание на интересующем объекте; задает много вопросов о заинтересованном предмете/явлении/вещи)
-Вы правы. Как вы думаете, зависит ли наблюдательность от настроения ребенка? (да, без настроения ребенку не будет интересно)
-От части верно, хотя, правильно заинтересовав ребенка, можно повысить его настроение и подготовить к восприятию нового.
-Связаны ли другие процессы, например, любознательность, интерес, внимание, память с наблюдательностью? Приведите пример. (да; любознательный ребенок часто наблюдает за всем; в процессе наблюдения ребенок мыслит, устанавливает связи)
3. Сообщение новой информации
-Вы ответили правильно.
Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные свойства людей, явлений и предметов. Именно наблюдательность способствует формированию более сложных и развитых форм мыслительной деятельности: внимание, воображение, память, мышление и др.
Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что скрыто от глаз (малозаметные детали). Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и, наоборот, видеть различия в схожем.
Наблюдательность детей обычно проявляется в игре, на занятиях и прогулке, т. к. в этих видах деятельности наиболее широкий выбор того, за чем «можно понаблюдать». Безусловно, в других видах деятельности дошкольники тоже наблюдают, но это зависит уже от их сформировавшегося или формирующегося уровня наблюдательности, ведь она не является врожденным психическим свойством человека, она развивается в процессе выполнения различных действий: от общения до занятий, но ее обязательно нужно тренировать, используя разнообразные способы взаимодействия с детьми.
Наблюдательность связана с эмоциями. Это сложная познавательная деятельность, в которой восприятие, ощущение находятся в единстве. На эту деятельность оказывают существенное влияние различные стороны личности (воля, произвольное внимание, эмоции, интересы, прошлый опыт - знания и навыки).
Высокий уровень наблюдательности способствует не только развитию умственных способностей, но также и нравственному развитию. Ребенок учится подмечать особенности характера своих друзей, их особенности поведения и внешности, тем самым, стараясь наладить контакт со сверстниками. И, действительно, немаловажным плюсом наблюдательности является ее использование в повседневной жизни: когда переходите дорогу, смотреть под ноги, проверять товары в магазине, наблюдать за погодой, а затем продумывать то, во что лучше сегодня одеться.
Наблюдательность возможно развивать не только в условиях детского сада, но и в бытовых, домашних, например, в играх, упражнениях, общении с родителями и другими членами семьи, помощи по дому и т. д. Дошкольник может проявлять как собственную инициативу, так и принимать инициативу со стороны взрослого. На своем примере показывая то, как наблюдаете за чем-либо, ребенок не останется без интереса: он тоже захочет рассмотреть что-то новое, необычное.
Важно хвалить и поощрять ребенка за то, что он подметил что-то новое, задал вопрос, который ранее не задавал и проявил любознательность.
4. Закрепление материала
-Я предлагаю вам пройти небольшой тест, тем самым узнать свой уровень наблюдательности.
-Посмотрите на картину Винсента Ван Гога «Спальня в Арле» 30 секунд, когда время закончится я уберу картину, а вы ответите на мои вопросы.
-Сколько стульев было на картине? (два)
-Был ли на картине ковер? (нет)
-Какого цвета было одеяло, изображенное на картине? (красное)
-Было ли окно на картине? (да)
-Была ли ручка у двери, изображенной на картине? (нет)
-Те, кто ответил на все 5 вопросов правильно обладают хорошей наблюдательностью, 3-4 – средней, менее 3х – низкой.
-Как думаете, где вам и вашим детям больше всего поможет наблюдательность? (на работе, в общении с ребенком, в быту)