Татьяна Александровна Пушкова
Конспект коррекционного занятия по пластилинографии для детей старшего возраста «Ежик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «ЕЖИК» (пластилинография, старший возраст.
Цель: развивать изобразительные способности, мелкую моторику рук и мелкую моторику мышц.
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей познавательного интереса к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.
2. Расширить познания детей о возможностях пластилина : им можно не только лепить, но и рисовать.
Публикация «Конспект коррекционного занятия по пластилинографии для детей старшего возраста „Ежик“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Лепка, занятия с пластилином
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Старшая группа
- Темочки
3. Закрепить навыки работы с пластилином : создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта.
4. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.
5. Способствовать воспитанию эмоционально-волевой сферы у воспитанников.
Материалы для занятия : плотный картон зеленого цвета (размер А4, набор пластилина, половинки зубочисток, простой карандаш, стека, дощечка, ножик, фото или иллюстрации с изображением ежа.
План проведения:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Мотивационное ориентирование (5 мин.)
3. Основная часть (20 мин.)
4. Подведение итогов (5 мин.)
Ход занятия:
В: Предлагаю детям отгадать загадку:
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это…
Д: Ежик.
В: Давайте вспомним, как выглядит ежик.
Д: Он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком.
В: (Уточняю ответы детей). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапки у ежа короткие с маленькими коготками. Что я еще забыла?
Д: Колючки!
В: Ну, конечно же, колючки! А для чего они ему нужны?
Д: Чтобы ежика не съели волк или лиса.
В: Верно. Как же ему без иголок? Это средство защиты от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка, съешь его! А как он их еще использует?
Д: Он носит на них грибы, яблоки.
В: Правильно. Иголки помогают ежу переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у него короткие, ими он и взять-то не может, с помощью их ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью он и жилище свое обустраивает на зиму. Вот послушайте, как он это делает:
Загорелись, как пожар, на рябине кисти,
Катится на встречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаешь? Приглядись-ка – это еж!
Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал на свои иголки.
Их несет к себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели.
Вот таким образом ежик готовится к зимней спячке. А чтобы не спать голодным долгую зиму, он старается летом наесться впрок и накопить подкожный жирок. А вы знаете, чем любит лакомиться ежик?
Д: Он любит грибы, яблоки, ловит мышей,
В: Вы правы. А еще ежик ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей. Несмотря на свои короткие лаки, на охоте еж проворен и ловок. Еж – очень полезный зверек: он избавляет лес от многих вредителей. Скажите, а как зовут детенышей ежа?
Д: Ежата.
В: Весной в гнезде ежа, которые он обычно устраивает где – нибудь под кустом или в какой – нибудь ямке, появляются малыши. Они родятся слепыми, и иголок на них сначала нет. Потом иголки появляются: белые и мягкие, потом темнеют и становятся твердыми и крепкими. Мама – ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, а если чувствует опасность, то перетаскивает своих детенышей в другое место, более безопасное. Когда ежата подрастают, ежи – родители учат своих малышей искать и ловить разных насекомых. Хотите побывать в лесу, где живут ежики?
Физкультминутка:
«Еж с ежатами»
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев где лежит,
Еж с ежатами бежит,
Мы вокруг все оглядим
На пенечках посидим
А потом все дружно спляшем
Вот так ручками помашем.
Помахали покружились
И домой заторопились.
Дети – ежата бегают за воспитателем – ежом.
Делают повороты головой в стороны.
Приседают.
Дети кружатся.
Машут руками.
Убегают на свои места.
Г. Утробин
Практическая часть.
В: сегодня я предлагаю вам изобразить ежика. Воспользуемся знакомым нам приемом. Мы будем рисовать пластилином, а что-то придется из пластилина и слепить, чтобы дополнить нашу композицию. Пластилин мягкий податливый материал, который принимает любую форму, какую мы ему зададим. Также вместе с пластилином мы будем использовать дополнительный материал – колючие палочки, зубочистки, которые позволят нам отразить природные качества ежика – его колючесть.
Вспомним правила: нельзя кидать, брать в рот. Для чего приготовлены салфетки, ножик?
Этапы выполнения работы:
В:
1. Я прикрепляю картон к доске и рисую простым карандашом силуэт ежика : туловище в форме полукруга, мордочку треугольной формы и лапы – два коротких овальчика под туловищем.
2. Раскатываю тонкие колбаски черного цвета и выкладываю ими по нарисованному контуру, далее заполняю пластилином внутри контура.
3. Беру кусочек серого пластилина, кладу в середину нарисованной мордочки и аккуратно размазываю пластилин от середины к краям контура.
4. Раскатываю короткую серую колбаску, стекой разделяю на две равные части и прикрепляю под туловищем на места расположения лап ежика.
5. Оформляю мордочку ежа маленькими черными горошинами из пластилина – носиком и глазом (объясняю, что еж стоит боком, поэтому один глаз не виден).
6. Заполняю туловище ежа иголками – половинками зубочисток: втыкаю зубочистки в пластилин таким образом, чтобы острый кончик остался снаружи. Выполнять эту работу нужно осторожно, не торопясь, чтобы не уколоться.
В: Чем еще можно дополнить лесную полянку?
Д: Вылепить и нацепить на колючки ежа грибы и яблочки.
В: Как можно вылепить грибы, яблоки?
Д: Колбаску – ножку белого цвета, для шляпки шарик красного или коричневого цвета.
В: Как еще можно оформить лесную полянку вокруг ежика?
Д: Земляничкой, травинками, другими грибочками.
Физкультминутка:
«Ежик топал по тропинке»
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал, не спеша,
Только листьями шурша.
А на встречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку.
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинки.
Ходьба на месте.
Прыжки на месте.
Дети садятся на места
Заключительная часть.
В: Сегодня вы ближе познакомились с лесным зверьком – ежом, узнали о нем много нового. А также вы хорошо поработали: ежики получились замечательные, они очень похожи на своих лесных братьев, такие же забавные и колючие. Я думаю, что с такими иголками вашим ежикам не страшен ни волк, ни лиса. Дети, а вы знаете, что ежику не всегда нравились его колючки. Хотите узнать, что такое могло случиться, чтобы ежик понял, как они ему необходимы?
Читаю стихотворение П. Воронько:
«Ежик»
Ежик маленький сердит, он колючками покрыт:
- У других пушок и шерстка, и не колко, и не жестко.
Почему достались мне сто колючек на спине?
Серый волк подкрался сзади,
Но с клубком не с мог он сладить:
Нос и губы поколол, и голодный в лес ушел.
У ежа довольный вид: он колючками покрыт.