МААМ-картинки

Конспект логопедического индивидуального занятия. «Звуки [с]-[ш]»

Елена Ладыгина
Конспект логопедического индивидуального занятия. «Звуки [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам;

- развивать умение характеризовать звуки [с] и [ш];

- развивать навык звукового синтеза слогов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать устойчивость внимания;

Публикация «Конспект логопедического индивидуального занятия, „Звуки [с]-[ш]“» размещена в разделах

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;

- воспитывать усидчивость.

Оборудование:

индивидуальное зеркало, мяч, ваза с сушками, фишки зелёного, синего и красного цветов.

Лингвистический материал:

звуки [с] и [ш], обратные слоги: АС, ОС, УС, ЫС, ИС, ЕС, ЁС, ЮС, ЯС; АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЕШ, ЁШ, ЮШ, ЯШ.

План проведения занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Слон».

3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Динамическая пауза «Лягушки».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Поймай звук».

2) Игра «Звуки-слоги».

5. Итог занятия.

6. Самоанализ проведённого занятия.

7. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

В кабинете учителя-логопеда стоит ваза с сушками. Ребёнок входит в кабинет.

Учитель-логопед:

- Илья, скажи, что лежит в вазе. (сушки)

- Подумай и ответь: почему на занятии присутствуют сушки? (в слове «сушки» встречаются звуки [с] и [ш]).

- За каждое правильно выполненное задание ты получишь сушку. В конце занятия мы посчитаем, сколько сушек ты набрал.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).

Учитель-логопед:

- Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

а) Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Бублик», «Трубочка», «Чашечка», «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка-Хоботок».

б) Изолированное произнесение звуков [с], [ш] перед зеркалом.

- Молодец, Илья. Ты получаешь одну сушку.

2) Пальчиковая гимнастика «Слон» (развитие мелкой моторики).Учитель-логопед:

- Выполним пальчиковую гимнастику.

Слон

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый слон.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

- Молодец, Илья. Ты очень старательно выполнял гимнастику, поэтому получаешь ещё одну сушку.

3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.

Учитель-логопед:

- Произнеси звук [ш].

- Что делали губы, когда ты произносил звук [ш]? (губы выдвигались вперед)

- Они были похожи на бублик или на трубочку? (они были круглые, как бублик)

- Что делал язык, когда ты произносил звук [ш]? (язык поднимался к нёбу, за верхние зубы)

- Поднеси руку ко рту и произнеси звук [ш].

- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]. Гласный или согласный звук [ш]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)

Сердито произносим звук (это твердый звук).

Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)

- Произнеси звук [с].

- Что делали губы, когда ты произносил звук [с]? (губы растягивались в стороны)

- Они были похожи на лягушку или на трубочку? (они были растянуты, как у лягушки)

- Что делал язык, когда ты произносил звук [с]? (широкий язык кончиком упирался в нижние зубы)

- Поднеси руку ко рту и произнеси звук [с].

- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)

Сердито произносим звук (это твердый звук).

Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)

- Молодец, Илья. Правильно выполнил задание. Получаешь ещё одну сушку.

3. Динамическая пауза "Лягушки" (развитие общей моторики).Учитель-логопед:

- А сейчас динамическая пауза.

Лягушки

У болота вдоль опушки Руки вытянуть вперёд, поднять вверх,

Мимо вспаханных полей Развести в стороны.

Шли весёлые лягушки Ходьба на месте,

В гости к бабушке своей. Губы растянуты в улыбку.

(И. Демьянова)

- Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:1) Игра «Поймай звук».

Учитель-логопед:

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].

Ш-С-Ж-Ш-З-Ш

АШ, УС, АС, ЕШ, ОЗ, ОШ, ЕЗ, ЮЖ, ЮШ, ЯШ, ЯЩ.

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с].

С-З-С-Ж-С-Ш-С

АС, АШ, ОС, ОЖ, УС, УШ, ЯС, ЯЩ, ЮЖ, ЮС.

- Молодец, Илья. Справился с заданием. Получай ещё одну сушку.

2) Игра «Звуки-слоги» (на развитие навыка звукового синтеза слогов).

Учитель-логопед:

- А теперь игра с мячом. Я бросаю звуки, а ты мне возвращаешь слоги: а, ш. Какой слог вернешь?: (Слог АШ)

А, С; У, Ш; И, С; Е, Ш; О, С; О, Ш; Е, С; И, Ш.

- Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

- Илья, назови звуки, которые чаще других встречались на занятии?

(звуки [с], [ш])

- Считаем сушки, которые ты получил. Шесть сушек.

- Произнеси, сколько сушек ты сегодня получил? (шесть сушек)

6. Самоанализ проведённого занятия.

Тема логопедического занятия: Звуки [с], [ш]. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения, перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые возможности, особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, а также индивидуальные возможности ребёнка.

Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель занятия: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам;

- развивать умение характеризовать звуки [с] и [ш];

- развивать навык звукового синтеза слогов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать устойчивость внимания;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;

- воспитывать усидчивость.

При проведении занятия соблюдалась комплексность образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения ребёнком фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение строила как игру, состоящую из нескольких этапов, за прохождение каждого из которых выдавалось стимулирующее поощрение (сушки). В ходе занятия ребёнок выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребёнка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала ребёнок произносил изолированные звуки [с], [ш], затем – обратные слоги.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Ребёнок динамично переключался со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена динамическая пауза «Лягушки», которая отражала звуковую тематику занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребёнка. Ему предлагались задания, побуждающие использовать в собственной речи изучаемый звук.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи ребёнка. Максимально учитывала интересы и способности данного ребёнка, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность ребёнка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, эмоционально реагировал на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Ребёнок был заинтересован, внимателен.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач, помогли овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объёме и цель достигнута.

Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.

6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.

Публикации по теме:

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности Период Лексическая тема Развитие лексико-грамматических средств языка Развитие связной речи Подготовка к овладению элементарными навыками.

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического индивидуального занятия. «Звуки [с]-[ш]»
Опубликовано: 4 сентября 2014 в 19:30
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического индивидуального занятия. «Звуки [с]-[ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ладыгина (УИ 184302) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД