Елена Ладыгина
Конспект логопедического индивидуального занятия. «Звуки [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками.
Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам;
- развивать умение характеризовать звуки [с] и [ш];
- развивать навык звукового синтеза слогов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать устойчивость внимания;
Публикация «Конспект логопедического индивидуального занятия, „Звуки [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;
- воспитывать усидчивость.
Оборудование:
индивидуальное зеркало, мяч, ваза с сушками, фишки зелёного, синего и красного цветов.
Лингвистический материал:
звуки [с] и [ш], обратные слоги: АС, ОС, УС, ЫС, ИС, ЕС, ЁС, ЮС, ЯС; АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЕШ, ЁШ, ЮШ, ЯШ.
План проведения занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Слон».
3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.
3. Динамическая пауза «Лягушки».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Поймай звук».
2) Игра «Звуки-слоги».
5. Итог занятия.
6. Самоанализ проведённого занятия.
7. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
В кабинете учителя-логопеда стоит ваза с сушками. Ребёнок входит в кабинет.
Учитель-логопед:
- Илья, скажи, что лежит в вазе. (сушки)
- Подумай и ответь: почему на занятии присутствуют сушки? (в слове «сушки» встречаются звуки [с] и [ш]).
- За каждое правильно выполненное задание ты получишь сушку. В конце занятия мы посчитаем, сколько сушек ты набрал.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).
Учитель-логопед:
- Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.
а) Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Бублик», «Трубочка», «Чашечка», «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка-Хоботок».
б) Изолированное произнесение звуков [с], [ш] перед зеркалом.
- Молодец, Илья. Ты получаешь одну сушку.
2) Пальчиковая гимнастика «Слон» (развитие мелкой моторики).Учитель-логопед:
- Выполним пальчиковую гимнастику.
Слон
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
- Молодец, Илья. Ты очень старательно выполнял гимнастику, поэтому получаешь ещё одну сушку.
3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.
Учитель-логопед:
- Произнеси звук [ш].
- Что делали губы, когда ты произносил звук [ш]? (губы выдвигались вперед)
- Они были похожи на бублик или на трубочку? (они были круглые, как бублик)
- Что делал язык, когда ты произносил звук [ш]? (язык поднимался к нёбу, за верхние зубы)
- Поднеси руку ко рту и произнеси звук [ш].
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]. Гласный или согласный звук [ш]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)
- Произнеси звук [с].
- Что делали губы, когда ты произносил звук [с]? (губы растягивались в стороны)
- Они были похожи на лягушку или на трубочку? (они были растянуты, как у лягушки)
- Что делал язык, когда ты произносил звук [с]? (широкий язык кончиком упирался в нижние зубы)
- Поднеси руку ко рту и произнеси звук [с].
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)
- Молодец, Илья. Правильно выполнил задание. Получаешь ещё одну сушку.
3. Динамическая пауза "Лягушки" (развитие общей моторики).Учитель-логопед:
- А сейчас динамическая пауза.
Лягушки
У болота вдоль опушки Руки вытянуть вперёд, поднять вверх,
Мимо вспаханных полей Развести в стороны.
Шли весёлые лягушки Ходьба на месте,
В гости к бабушке своей. Губы растянуты в улыбку.
(И. Демьянова)
- Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку.
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:1) Игра «Поймай звук».
Учитель-логопед:
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].
Ш-С-Ж-Ш-З-Ш
АШ, УС, АС, ЕШ, ОЗ, ОШ, ЕЗ, ЮЖ, ЮШ, ЯШ, ЯЩ.
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с].
С-З-С-Ж-С-Ш-С
АС, АШ, ОС, ОЖ, УС, УШ, ЯС, ЯЩ, ЮЖ, ЮС.
- Молодец, Илья. Справился с заданием. Получай ещё одну сушку.
2) Игра «Звуки-слоги» (на развитие навыка звукового синтеза слогов).
Учитель-логопед:
- А теперь игра с мячом. Я бросаю звуки, а ты мне возвращаешь слоги: а, ш. Какой слог вернешь?: (Слог АШ)
А, С; У, Ш; И, С; Е, Ш; О, С; О, Ш; Е, С; И, Ш.
- Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Илья, назови звуки, которые чаще других встречались на занятии?
(звуки [с], [ш])
- Считаем сушки, которые ты получил. Шесть сушек.
- Произнеси, сколько сушек ты сегодня получил? (шесть сушек)
6. Самоанализ проведённого занятия.
Тема логопедического занятия: Звуки [с], [ш]. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения, перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые возможности, особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, а также индивидуальные возможности ребёнка.
Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Цель занятия: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам;
- развивать умение характеризовать звуки [с] и [ш];
- развивать навык звукового синтеза слогов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать устойчивость внимания;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;
- воспитывать усидчивость.
При проведении занятия соблюдалась комплексность образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения ребёнком фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.
На занятии обучение строила как игру, состоящую из нескольких этапов, за прохождение каждого из которых выдавалось стимулирующее поощрение (сушки). В ходе занятия ребёнок выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребёнка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала ребёнок произносил изолированные звуки [с], [ш], затем – обратные слоги.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Ребёнок динамично переключался со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена динамическая пауза «Лягушки», которая отражала звуковую тематику занятия.
На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребёнка. Ему предлагались задания, побуждающие использовать в собственной речи изучаемый звук.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи ребёнка. Максимально учитывала интересы и способности данного ребёнка, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
Анализируя деятельность ребёнка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, эмоционально реагировал на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Ребёнок был заинтересован, внимателен.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач, помогли овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объёме и цель достигнута.
Использованная литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
3. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.
6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.