ольга олейникова
Конспект логопедического интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы. Тема: Автоматизация звука «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук «Р» в предложениях.
Коррекционно-развивающие задачи.
Закрепить правильное произношение поставленного звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Упражнять детей в образовании относительных прилагательных и в согласовании прилагательных с существительными.
Упражнять в использовании родительного и винительного падежей; в употреблении антонимов.
Закрепить умение согласовывать числительное с существительным от 1 до 5.
Упражнять в делении слов на слоги и составлении предложения с заданными словами.
Публикация «Конспект логопедического интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы, Тема: Автоматизация звука „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, память, мышление, воображение и мимическую выразительность.
Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
Воспитательные задачи.
Воспитывать коммуникативные качества личности: взаимовыручку, взаимопомощь.
Словарная работа: рубанок, пассатижи, конура, карниз, форточка, новоселье.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни из мультфильма «Три поросёнка», маски грустного и радостного поросят, игрушечные инструменты, мяч, макет дома, конура с собакой, грушевое дерево, дидактическое пособие «Слоговое дерево», счётный материал – груши, предметные картинки, «сухой бассейн» с животными, грузовая машина, предметы со звуком «Р», панно «подарочная коробка».
Х О Д З А Н Я Т И Я
1. Вводная часть. ( «Музыка»)
Л о г о п е д: Здравствуйте, ребята! Я рада нашей с вами встрече и надеюсь, что сегодня вы порадуете меня. Я вам приготовила песню. Послушайте.
Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросёнка»:
Нам не страшен серый волк…
- Вы помните, из какой сказки эта песня? («Три поросёнка».) А как их звали? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)
2. Основная часть. ( «Физическая культура», «Коммуникация»)
• Психогимнастика.
Л о г о п е д: Изобразите сердитого волка. А сейчас покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят. Ребята, а вы помните, чем закончилась эта история? (Поросята построили новый дом.)
• Упражнение на релаксацию «Строители».
- Давайте покажем, как они его строили. Поднимем ведро с песком (напряжение, и опустим его (расслабление). Держим тяжёлый молоток (напряжение), положили молоток (расслабление).
Появляется поросёнок (логопед закрывает лицо маской).
П о р о с ё н о к (грустно): Когда-то мы построили новый крепкий дом, а сейчас он стал старый, ветхий, ненадёжный. А вдруг опять придёт волк, нам очень страшно!
Л о г о п е д: Поможем поросятам построить новый, крепкий дом? (Да.)
Дети проходят и садятся на коврик.
- Поросёнок принёс много разных предметов. Давайте выберем, что нам понадобится для постройки дома? (рубанок, пила, молоток и т. д.)
- А как эти предметы называются, одним словом? (Инструменты.) Инструменты собраны. Из чего же поросятам строить дом? Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, назовёт, каким будет дом из этого материала:
Из соломы – соломенным,
Из камня – …
Из дерева – …
Из кирпича – …
Из стекла – …
Из пластмассы – …
Из железа – …
Из резины – …
- Ребята, а как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом? (ответы детей)
3. Артикуляционная гимнастика. ( «Физическая культура»)
Л о г о п е д: Давайте мы с вами побудем немного строителями, и попробуем построить дом по-своему, своим артикуляционным аппаратом: губами, зубами, язычком. Сначала установим стены дома (упр. «Заборчик»). В стене сделаем большие, светлые окна (упр. «Окошко»). На крыше дома выложим вот такую трубу (упр. «Трубочка»). На окошки поставим ставни (упр. «Парус»). Вот наш дом и готов. Теперь покрасим потолок (упр. «Маляр» язычком водить по нёбу) и стены (языком водить внутри щёк). И окошки давайте покрасим (упр. «Вкусное варенье»). Вымоем пол (упр. «Почистим нижние зубки»). В доме стало чисто. А теперь давайте повесим на стену фотографию трёх поросят. Для этого возьмём молоточки и забьём гвоздик в стену. Откройте свои ротики и постучите: д-д-д (упр. «Молоточек»).
- Молодцы ребята! Вот мы и построили с вами дом.
- Утро наступает, солнышко встречает.
Друг на друга посмотрели и на стульчики присели.
(Дети садятся за столы.)
4. Автоматизация звука «Р». ( «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура»)
Л о г о п е д: Посмотрите, какой чудесный домик у нас получился! (открывается макет дома) А около дома стоит конура. В ней живёт собака, она будет охранять поросят. Собаку зовут Мухтар. Скажите, а какой последний звук вы слышите в этом слове? (Р) Правильно. И вот сегодня мы с вами будем продолжать говорить слова со звуком «Р». Давайте вспомним, как правильно произносить звук «Р».
Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмём,
Да и сильно дуть начнём.
- Язычок у всех дрожит? Хорошо, вспомнили. Теперь порычите, как рычит Мухтар, только тихо. А сейчас громко (р-р-р-).
• «Слоговое дерево»
- А какое же дерево растёт у домика? (Груша). Значит это, какое дерево? (Грушевое) Сейчас я вам раздам тоже грушевое дерево. Я буду произносить слоги, а вы вешайте столько груш, сколько слогов я скажу, и повторяйте за мной: ра, ур, дры, ара, утр. Очень хорошо!
Груши подружки выросли в саду,
Грушу за грушей я на них найду.
Я сорву все груши, положу в корзину,
Угощу я Владика, Борю, Владу и Лизу.
• «Весёлый счёт»
- Давайте соберём груши в корзину и посчитаем их: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш. (Дети собирают и считают груши по очереди.)
• «Поймай слово»
- А сейчас я вам буду называть части дома, а вы внимательно слушайте. Когда услышите слово со звуком «Р» хлопните в ладоши и повторите это слово:
труба, крыша, окно, рама, форточка, карниз, стена, крыльцо, порог, ступеньки, чердак, дверной проём.
- Очень хорошо справились с этим заданием.
А сейчас давайте немного поиграем.
Физкультминутка «Строим дом».
Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в кругу, руки на поясе,
выполняют повороты влево – вправо.
Будем строить и играть. Ритмично выполняют приседания.
Дом большой, высокий строим. Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Выполняют прыжки на месте.
Окна ставим, крышу кроем. Жестом показывают окно и крышу.
Вот какой красивый дом! Приседают.
Жить поросята будут в нём. Руки вперёд ладонями к верху.
Дети проходят за столы.
• «Игрушки»
- Когда кто-то переезжает в новый дом, это праздник. И называется этот праздник – новоселье. А скажите, что принято дарить на новоселье? (Подарки). Посмотрите, сколько подарков я приготовила. Перечислите их. (Пирамидка, кубики, ракета, мяч, петрушка, юла, шар, кукла, ведро, мишка, Буратино, лейка, рыбка, самолёт, барабан). Но мы можем подарить поросятам только те подарки, в названии которых есть звук «Р». (Дети отбирают и проговаривают картинки, логопед выставляет их на панно. ) А как назвать все эти предметы, одним словом? (Игрушки). Давайте назовём ещё раз все игрушки и поделим слова на части. (Дети отхлопывают и говорят, сколько частей в каждом слове. ) Молодцы, приготовили подарки.
• «Наоборот»
- А сейчас мы поиграем в игру «Наоборот». Посмотрите и скажите, какие игрушки мы выбрали для поросят:
Некрасивые – красивые,
Плохие – хорошие,
Одноцветные – разноцветные,
Одинаковые – разные.
- Вот поросята обрадуются нашим красивым игрушкам.
• «Сухой бассейн» (согласование прилагательных с существительными)
-здесь спрятались звери, которые пойдут к поросятам на новоселье. Давайте их найдем. (Рогатая корова, огромный или серый носорог, пёстрый жираф, круторогий баран, трусливый кролик, рычащий тигр, быстроногая зебра, горбатый верблюд).
• «Потерялся звук»
Все эти гости тоже приготовили подарки для поросят. Я буду показывать их и называть, а вы назовите их правильно: .оза, .омашка, ко. аблики, т. уба, ша. ф, к. аски, самова., .убашка. Правильно, исправили мои ошибки.
• «Какой сок»
- Когда все гости соберутся, поросята их будут угощать. Но вот незадача, поросята забыли, как называется сок, который они приготовили. Поможем им? (Называют индивидуально. )
Сок из арбуза – арбузный,
Из моркови – …
Из груши – …
Из смородины – …
Из черники – …
Из винограда – …
• «Составь предложение»
- Поросятам переезжать в новый большой дом помогал грузовик. Давайте посмотрим, что он везёт. Берите предмет и говорите предложением, что везёт грузовик.
Грузовик везёт руль; - расчёску, - корзину, - гитару, - зеркало, - карандаши,
- кружку, - грабли.
- Молодцы! Хорошие составили предложения!
П о р о с ё н о к: И мне очень понравилось как вы сегодня занимались. И Владик называл правильно все картинки, и Лиза хорошо считала груши и называла животных. Влада помогла назвать сок. Боря молодец, знает много инструментов, правильно составлял предложения. И домик у вас очень хороший, крепкий и красивый получился. Спасибо вам, ребята! Побегу и обрадую своих братьев.
5. Итог занятия. ( «Художественное творчество»)
Л о г о п е д: Поросёнок отправился домой к братцам принимать гостей. А я хочу вам сказать, что мне очень понравилось, как у всех дрожал язычок, когда вы произносили звук «Р». А сейчас я вам раздам задание на дом, которое оставил для вас поросёнок.
Звучит продолжение песни и дети уходят в группу.