Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] «Веселое путешествие»

Светлана Сизикова
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] «Веселое путешествие»

Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы.

Коррекционно-развивающие задачи:

– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш]; •

– совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

– совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);

– развивать слуховую память и внимание, мышление; воображение,

• развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

– формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать положительную учебную мотивацию;

– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.

• воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование:Игрушки : кошка, собачка, набор картинок (для сказки, магнитная доска, буквы, (плоскостные, магнитные) компьютер, игровое поле,набор мелких предметов: машинки, игрушки, карточки, карандаши.

Организационный момент.

Логопед:. Сообщение темы, постановка перед детьми задач.

– Сегодня мы с вами отправляемся вместе в увлекательное путешествие по стране звуков и букв. Вы согласны отправиться вместе со мной?

– Сядьте прямо, спинки ровные, руки на парте, наше путешествие начинается.

– Чтобы узнать тему нашего занятия-путешествия, вам необходимо отгадать загадки.

«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.» (Собачка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.» (Кошка) (игрушки или картинки.)

Есть в этих словах звуки (С) и (Ш) и где они находятся? – Молодцы.

Мы будем учиться их различать.

– Дайте пожалуйста характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

– Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука С

– Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука Ш

При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Беседа сопровождается показом букв.

Собачка и кошка хотят с вами поиграть и рассказать

артикуляционную разминку «Два ветра».

Мой язык похож на лист,

Что слетел с березы в низ,-

Широкий, мягкий, плоский…

Совсем как лист березки.

Широкий расслабленный язык удерживать неподвижно

На нижней губе до 10.

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы.

Постучать верхними зубами по широкому расслабленному языку.

Листья высохли, свернулись.

Краешки их вверх загнулись.

«Чашка»: поднять боковые края и кончик расслабленного языка.

В лужах листья там и тут,

Словно лодочки, плывут.

«Чашка» вперед – назад.

Ветер листья подхватил,

Поднял вверх, подул,завыл:

«Чашка»вверх: «Ш-ш-ш…»

В листьях ветер шелестит:

То свистит он, то шуршит.

Шуршит;….Свистит:….

Свистит:…. Шуршит….

Повторять опорные звуки «шшш» и «ссс».

Наши гости помогут нам придумать и рассказать «свистяще-шипящую»сказку:

Логопед читает по две строчки текста сказки и молча, выкладывает перед игроками картинки.

Логопед. Жили – были, поживали,

Никаких забот не знали…

(выкладывает картинки: собака, кошка)

Первый игрок. Собака (можно добавить картинки со звуком С или со звуком Ш)

Второй игрок Кошка.

Логопед. Скучно было им без дела.

Тут – то к ним и прилетела.

Первый игрок. Кукушка.

Второй игрок. Сорока.

Логопед. Принесла им приглашенье

На весёлый День рожденья (кого) (показывает картинки: лиса, мишка)

Первый игрок: Лисы.

Второй игрок: Мишки.

Логопед: Как подружки были рады!

Стали примерять наряды.

Первый игрок. Сарафан, шляпку.

Второй игрок. Шубку, сапожки.

Логопед Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки.

Первый игрок. Сумку, шарик.

Второй игрок. Самовар, шоколад.

Логопед. Две подружки так спешили,

Что отправиться решили.

Первый игрок: на машине.

Второй игрок: на автобусе.

Логопед Именинница встречала

И подружек угощала.

Жаль пришел конец всей сказке.

Мы расскажем все сначала

Чтоб еще две сказки стало.

Игра : Разложи картинки правильно «Компьютерная игра «Учимся говорить правильно»

Произношение звуков С-Ш в слогах.

Игра «Запомни и повтори»

СА-СА-ША ШИ-СЫ-ШИ

АШ-АШ-АС УС-УШ-УС

Игра «Будь внимательным».

Повтори слоги, хлопнув в ладоши только на слоге со звуком (Ш). (Затем на слог со звуком (С).)

СО-ШО-СО.

ШУ – СУ – ШУ.

Игра «Тихо –громко»

Слог со звуком (Ш) произнести громко, а со звуком (С) – тихо.

ШВА-ШВА-СВА.

СТО-ШТО-СТО.

Пальчиковая игра: «Две сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке. (перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег)

Бежали, бежали, друг друга повстречали,

Так друг друга обнимали, (положить кисти рук на плечи крест – накрест).

Так друг друга обнимали, (тоже самое, только поменять руки).

Так друг друга обнимали (пальчики сцепить в замок)

Еле – еле их разняли (разомкнуть пальчики)

Словообразование. Рифмовки-путаницы.

Собачка захотела с вами поиграть в игру – путаницу, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.

Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,

Мама моет «мышку». Саша ела «каску»

Игра речь с движениями

Утром выйти поспешу,

(Быстрый шаг на месте.)

Травку вялую скошу.

(Махать, имитируя движения косаря.)

Босиком пройдусь немножко

(Скользящие движения ногами по полу).

И обую босоножки.

(наклон вниз, имитируя движение «застегивание обуви».)

.

Игра : «Спасатели»

Наши гости, и их друзья попали в беду нужно им помочь.

На столе располагается игровое поле, изображающее синее озеро с большими тающими льдинами.

Для игры понадобится маленькая игрушечная машинка – вездеход, либо ее заменитель.

На льдинах игрового поля раскладываются картинки с изображением мышки, лисы, кошки, собаки (или мелкие игрушки) .

Первый игрок выбирает, кого он будет спасать, и говорит,предложением:

- Я буду спасать мышонка.

Игрок – «спасатель»озвучивает движения своего вездехода:

- когда вездеход плывет –звучит песенка водички: «С-С-С-…»

- когда вездеход идет по льдине,гусеницы шуршат: «Ш-Ш-Ш-Ш….»

Спасенная мышка садится на вездеход и возвращается на берег,и игрок вновь озвучивает это движение: - СсссШшшшСссссШшшшш…

Затем в игру вступает другой спасатель.

А сегодня мы выучим новую чистоговорку

«Мы купили кошке к празднику сапожки,

Причесали ей усы, сшили новые штаны»

Игра «Шифровальщики»

На магнитной доске расположены картинки и буквы

Логопед: Угадайте, какое имя спряталось? Назовите первые звуки в картинках, (слон, автобус, шуба, арбуз) и найдите соответствующую букву, и вы узнаете, как зовут нашу куклу.

Игра «Какая буква следующая?

Детям предлагается карточка на которой вписаны буквы в определенном порядке. Нужно внимательно посмотреть, выявить закономерность и вписать недостающую букву. (карточку, можно сделать в один или два ряда)

С

Ш С Ш С

Ш

С Ш С Ш

Публикации по теме:

План занятий логопедического кружка «Говорун» Февраль 1. 2. 3. Дифференциация звуков п-б Составление слова из последовательно данных звуков. Речевые игры. 1 час 1. 2.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] «Веселое путешествие»
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 16:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки